Феофан Затворник. пр. 1
думайте, что он так скоро оставит вас...
Это все испытывают.Потому пишу,что в
борьбе с врагом не надо никогда слагать
оружие,а всегда быть наготове противоста-
ть ему.Пишут старцы,что когда нападает
искушение,надо отбивать его от сердца не-
приязненностью к нему,и затем или вместе
с тем обратиться к Господу с молитвою.Не-
приязненность то же,что подать врага в
грудь.Это сильное и неприятное врагу сре-
дство.
Дух хулы в вас есть вражеский.С какою
неприязнью он относится к Господу Спаси-
телю?Ему это натурально;ибо Господь раз-
рушил власть их,так что одно имя Его
страшно для них.
Хула и сомнения то же,что когда почва
под ногами колеблется.Смущающие помышле-
ния,какие будут приходить,гоните прочь
без разговоров с ними.Теперь уже можете
видеть осязательно,что всё это вражия
внушения.А с врагом какая стать длить
время?Без замедления надо гнать его.
Первый приём для испытывающего злые
влечения есть не считать внушения своими,
а всеянным,положить разделение между со-
бою и этим всеянным,и,признав его чуждым,
отнестись к нему, не как к своему детищу,
а как к вражескому порождению.Отсюда тот-
час в душе не ослабляется только,но сов-
сем отходит от неё понуждение делать по
внушению испытываемому.
Как в пожеланиях не слагаться с ним
сердцем есть первое:так в сомнениях не
слагаться с ним умом есть первое.Скажите,
что оно вдруг обнимает и охватывает весь
ум.Это ничего.И в желаниях тоже бывает,
что они вдруг обнимают всё сердце.Но это
не значит,что они уже и одолели,а означа-
ет только безстудность нападающего...
Пусть сомнение охватило весь ум,напряги-
тесь оттолкнуть его,чтобы оно стало вне
и можно было вести дело с ним,как с дру-
ним,чуждым лицем...В отношении к пожела-
ниям по сознанию вражеского в них к нам
подступах,у всех святых,полагается вторым
приемом:вместо своеличной с ними борьбы
обращаться к Господу Спасителю,и они ис-
чезают...Обращайтесь умно к Господу и мо-
лите Его прогнать искушение и с искушаю-
щим.И это будет третий приём восстановить
доброе в себе в обычной его силе.У вас и
ум и сердце целы.Не клевещите на них.Что
бывает - бывает от врага.Стало,вам есть
за что взяться в себе самих.И боритесь за
то.Какие добрые мысли и чувства испытыва-
ете,те и спешите восстановить.
А неурядицы в помыслах и чувствах,ка-
кие испытываете,все улягутся со временем,
если,несмотря на них не перестанете всею
ревностию ревновать об одном том,что уго-
дно Богу.К этому же один верный способ
память Божию иметь и память смертную.Они
водрузят страх Божий,который будет и воз-
будителем на всё богоугодное и отвратите-
лем от всего,Бога прогневляющего,и храни-
телем добрых внутри стяжаний,и истребите-
лем всего залегшего там недоброго.
Что иногда мысль пролетит сквозь голо-
ву недобрая ...это вражья стрела.Пускает
её враг,когда внимание желает отвлечь от
молитвы и занять чем-либо небожеским.Если
внимание остановится на этой мысли,тогда
враг подлетит и начнёт строить в голове
разные истории,чтобы осквернить душу и
разжечь какие-то нехорошие чувства страс-
тные...Тут один закон...Поскорее воротить
внимание от недоброго к доброму и на нем
остановить...
продолжение 2
Свидетельство о публикации №225120402106