Феофан Затворник. пр. 1

      Дух хулы и сомнения притаился,но не
  думайте, что он так скоро оставит вас...
  Это все испытывают.Потому пишу,что в
  борьбе с врагом не надо никогда слагать
  оружие,а всегда быть наготове противоста-
  ть ему.Пишут старцы,что когда нападает
  искушение,надо отбивать его от сердца не-
  приязненностью к нему,и затем или вместе
  с тем обратиться к Господу с молитвою.Не-
  приязненность то же,что подать врага в
  грудь.Это сильное и неприятное врагу сре-
  дство.

     Дух хулы в вас есть вражеский.С какою
  неприязнью он относится к Господу Спаси-
  телю?Ему это натурально;ибо Господь раз-
  рушил власть их,так что одно имя Его
  страшно для них.

     Хула и сомнения то же,что когда почва
  под ногами колеблется.Смущающие помышле-
  ния,какие будут приходить,гоните прочь
  без разговоров с ними.Теперь уже можете
  видеть осязательно,что всё это вражия
  внушения.А с врагом какая стать длить
  время?Без замедления надо гнать его.

     Первый приём для испытывающего злые
  влечения есть не считать внушения своими,
  а всеянным,положить разделение между со-
  бою и этим всеянным,и,признав его чуждым,
  отнестись к нему, не как к своему детищу,
  а как к вражескому порождению.Отсюда тот-
  час в душе не ослабляется только,но сов-
  сем отходит от неё понуждение делать по
  внушению испытываемому.

     Как в пожеланиях не слагаться с ним
  сердцем есть первое:так в сомнениях не
  слагаться с ним умом есть первое.Скажите,
  что оно вдруг обнимает и охватывает весь
  ум.Это ничего.И в желаниях тоже бывает,
  что они вдруг обнимают всё сердце.Но это
  не значит,что они уже и одолели,а означа-
  ет только безстудность нападающего...
  Пусть сомнение охватило весь ум,напряги-
  тесь оттолкнуть его,чтобы оно стало вне
  и можно было вести дело с ним,как с дру-
  ним,чуждым лицем...В отношении к пожела-
  ниям по сознанию вражеского в них к нам
  подступах,у всех святых,полагается вторым
  приемом:вместо своеличной с ними борьбы
  обращаться к Господу Спасителю,и они ис-
  чезают...Обращайтесь умно к Господу и мо-
  лите Его прогнать искушение и с искушаю-
  щим.И это будет третий приём восстановить
  доброе в себе в обычной его силе.У вас и
  ум и сердце целы.Не клевещите на них.Что
  бывает - бывает от врага.Стало,вам есть
  за что взяться в себе самих.И боритесь за
  то.Какие добрые мысли и чувства испытыва-
  ете,те и спешите восстановить.
     А неурядицы в помыслах и чувствах,ка-
  кие испытываете,все улягутся со временем,
  если,несмотря на них не перестанете всею
  ревностию ревновать об одном том,что уго-
  дно Богу.К этому же один верный способ
  память Божию иметь и память смертную.Они
  водрузят страх Божий,который будет и воз-
  будителем на всё богоугодное и отвратите-
  лем от всего,Бога прогневляющего,и храни-
  телем добрых внутри стяжаний,и истребите-
  лем всего залегшего там недоброго.

     Что иногда мысль пролетит сквозь голо-
  ву недобрая ...это вражья стрела.Пускает
  её враг,когда внимание желает отвлечь от
  молитвы и занять чем-либо небожеским.Если
  внимание остановится на этой мысли,тогда
  враг подлетит и начнёт строить в голове
  разные истории,чтобы осквернить душу и
  разжечь какие-то нехорошие чувства страс-
  тные...Тут один закон...Поскорее воротить
  внимание от недоброго к доброму и на нем
  остановить...
      продолжение 2
 


Рецензии