Псков ч. 8
Приятно пройтись по уже знакомым местам, отмечая какие-то подробности, просто любуясь.
Когда подошла к храму на Пароменье, меня встретил звон, созывающий уже на воскресную литургию, но я не пошла на службу, чтобы не смущать верующих своим атеизмом, а погуляла по бережку, там был виден выложенный из плит известняка фундамент небольшой церкви, даже меньшего размера, чем в Довмонтовом городе.
Полюбовалась изумительным видом на Кремль, а потом всё же заглянула в храм. Служба уже закончилась, и батюшка читал проповедь, мне не понравилось ни содержание, ни исполнение, пусть Бог меня простит за это. Но этот настоятель оказался настоящим русским мужиком, буквально на днях он скончался после ранения в Луганске, куда отправился добровольцем. Вечная память и царствие небесное!
Тогда, в середине сентября, ничего этого ещё не было…Но теперь я воспринимаю мои тогдашние мысли как грех, и ничего уже не исправить…
Решила обойти Кремль со стороны Псковы. И вновь потрясла тишина, несмотря на воскресное достаточно позднее уже утро ни горожан, ни туристов ещё не было, и так упоительно было это утро, таким миром и покоем дышала природа, что хотелось и своё дыхание задержать, чтобы не разрушить эту гармонию. Зелёный крутой склон кремлёвского холма, с вознёсшимся на недосягаемую высоту над кремлёвской стеной златоглавым Троицким собором, который, как и здания на противоположном берегу Псковы, отражался во всей своей безупречности в совершенной глади воды, это какая-то нереальная картина! Увидела бы в кино, заподозрила бы монтаж или компьютерную графику.
Я села на лавочку, впитывая в себя покой и просветлённость, как бы растворяясь в этом чистом воздухе, в идеальном зеркале воды, и уплывая по ней от всех забот и неприятностей. Нет, мне нельзя было плыть по этой реке, во-первых, я плавать не умею, а во-вторых, только уточкам позволено оставлять лёгкие V-образные следы на изумительной для реки неподвижной поверхности.
Медленно, чтобы не сильно шуршать гравием и не нарушать тишину, двинулась вдоль стены, до того самого места, что и вчера, только с внутренней стороны Крома, до ворот, выходящих к Нижним решёткам, они всё так же были закрыты, зато можно было подняться на башню Кутекрома и отсюда. Я же решила пройти по берегу до самого слияния Великой и Псковы, но оказалось, что можно только прикоснуться в Плоской башне, а дальше дороги нет.
Выйти с этой стороны на Кремлёвскую набережную можно через невысокий проход в стене, практически лаз, зато как ощущаешь, находясь в этом туннеле, всю мощь стен.
Зато вырвавшись на простор речной волны, и уже громко вдохнув, опять вспоминаешь «ну почему люди не летают как птицы!». Мода строить каменные пирамидки распространилась повсеместно, куда смогли добраться восточные люди из бывших советских республик. И во мне вдруг проснулось стадное чувство, и я сложила несколько камушков не слишком устойчивым столбиком. Пусть постоит, сколько сможет, посмотрит вместо меня на часовню св. Ольги, на храм Успения, на сомбреро кампуса.
Когда заходишь в Кремль из города, то нет ощущения, что он стоит на высоком холме, а вот снизу от реки и высота, и величавость крепости потрясают. Как можно было штурмовать такую могучую твердыню с реки, нет, представить невозможно, при том снаряжении, что было у средневековых воинов, даже просто подняться на такой крутой холм ирреально.
Посидела на разных буквах того самого лозунга «Россия начинается здесь», ждала, пройдёт ли кто мимо, кого можно будет попросить сфотографировать, но так и не дождалась. Оказывается, буквы с разрушенного здания гостиницы «Россия» возили по разным городам, и какое-то время они гостили во Пскове у Кремля. А потом догадливые псковичи додумались дополнить лозунг, и он стал таким новым брендом древнего города.
Всё ходила по мосту, а сейчас вот оказалась под мостом, во всех точках мира это традиционное место обитания неформалов, но псковичи, как выяснилось, такие же как все.
Мимо Ленина по улице Карла Маркса (говорю же, кругом сплошной марксизм – ленинизм) решила пройтись до продовольственного рынка (пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару…). Сверху отличный вид на парк реки Псковы, где наконец-то к обеду появились гуляющие, и скорее всего, местные жители, поскольку много детей и носились по дорожкам, и неспешно катились в своих экипажах.
Замечательные виды на храмы Запсковья, шум падающей воды у плотины, а может, и у Гремячей башни, добавляли праздничной воскресной атмосферы и городу, и мне.
По дороге , уже на углу улицы Воровского, мне попалась церковь XVI века Петра и Павла с Буя, зашла поглядеть, на своих небесных родственников.
Рынок оказался совсем рядом, он представлял из себя такое удручающее зрелище, что фотографировать не стала, а вот кусок сала копченого купила, не зря же шла…
Свидетельство о публикации №225120402111