Ленин
После перестройки статую убрали, теперь на этом месте клумба с цветочками. А зачем? Стоял бы Ленин себе и стоял, никого же не трогал. Ведь не ломают же церкви, башни старого города, масонские символы на домах красуются. Люди относятся к этому безразлично, говорят, что исторический памятник и дальше проходят. Они ни молятся, ни сдерживают осаду, не ищут оккультных знаний, им всё равно, поэтому не лезут они срочно портить памятники истории.
А Ленин их, значит, заел. То есть немцы кусок ненавистной берлинской стены сохранили, а наши, значит, Ильича не потянули. Почему интересно? Веровали они в него, что ли?
Нет, я понимаю про Россию, там может и веровали. Затем объявили упырём, врагом народа и свергли с постамента. Русская душа религиозна, по своей сути, нам только бога пограндиозней подавай, а там мы уж сами додумаем и доверуем. Тогда небо и земля содрогнуться от нашего рвения, мы так уверуем, что гора сия, робко семеня и извиняясь, крадучись ввергнется в море! Сами мы потом долго будем её искать, искренне удивляться, а зачем она туда залезла, просить, чтобы обратно как-то вернулась, ну и в конце концов решим, что раз уж так получилось, то пусть остаётся. Видать есть на то неведомая божья воля. Но это мы, русские, а местные-то в Ленина не верили. Они в принципе кроме пива и сосисок мало во что верят, а идеалы марксизма-ленинизма вообще с ними генетически несовместимы. Зачем истукана с насиженного места выкорчёвывать? Или как… настоянного, или натоптанного?
Знаете, я бы памятник оставил. Пьедестал бы убрал, а вождя не трогал. Может даже чуть притопил вглубь, скажем, до человеческого роста, чтобы никому не обидно было. А что, это же история. Да, чуток опозорились, возвели себе кумира и почести воздавали истукану, но ведь одумались же, покаялись, теперь бы не забыть о греховной склонности совей, оставить напоминание потомкам, да и себе заодно. А что? Обломки берлинской стены, средневековые крепостные стены, опустевшие церкви, барельефы с циркулями и бронзовый мужик по пояс из земли торчит. Образно, эксцентрично, выпукло и исторично. Туристы ошалеют о счастья – переосмысление перспективной истории, памятник эпохи повышенного семиотического содержания, современный постмодерн европейской столицы! Да вокруг него часами можно экскурсантов кругами водить, рассказывая про ужасы соцреализма и культурные перспективы молодой республики.
Но люди дики и недальновидны. Христиане убрали идолов, коммунисты сносили церкви, республика ломала памятники прежним, давно почившим царям, теперь и советские памятники на снос пошли, а зачем? Чего вы боитесь господа, если не верите в тех богов, с которыми боритесь? А если верите, то зачем сносите?
Если что, это был не вопрос. Точнее вопрос риторический, не подразумевающий ответа. Ненавижу выслушивать ответы от тех господ, к которым обращаются с глобальными вопросами. Они обычно начинают перечислять тысячу мелких доводов с одной только целью: скрыть подлинную и очевидную всем правду. Когда эти важные и уважаемые люди приступают к аргументации, мне становится тошно прямо на физическом уровне, хочется закрыть уши и спрятаться. Возможно, именно так они добиваются успеха, наваливая на собеседника всей массой бессмысленной демагогии?
Подозреваю, что правда близка. Кто такой был Ленин, он же Владимир Ильич Ульянов? Ленин был пламенным революционером, вождём мирового пролетариата, идеологом марксизма-ленинизма и ещё кем-то очень пафосным, и не очень понятным. А вот Ульянов, это философ от юриспруденции, авантюрист и ловкий политический игрок, не сильный ни в экономике, ни в управлении, но весьма сообразительный по вопросам захвата власти. Вот в общем-то и всё, на площади стоял памятник смышлёному пройдохе, политическому карлику которого изображали в виде великана. Что тут такого? Только посмеяться, удивиться собственной легковерности и поставить его в соответствии с реальным ростом. От чего же так не сделали, они, кто принимал решение, тупее меня что ли? Может и тупее, может и нет, думаю дело не в этом, а вот в чём.
Давным-давно христианство пришло на смену язычеству и принялось ломать капища. Заметьте, язычники были более терпимы, и не сильно боялись христиан, если не брать чисто бюрократические требования лояльности традиции, из-за которых возникали гонения. А сами христиане прямо очень боролись с идолопоклонниками, скорее всего из желания занять их место. По-моему, было бы верно, если бы остались те и другие: за суеверием к язычникам, за истиной к христианам – всё честно. Но, видимо, кому-то так не хотелось. Язычников загнали в Церковь, а те заразили христиан своим мракобесием. Кто победил в этой войне? Или войны не было, а были всё те же язычник переодетые христианами, распространяющие собственные интересы во враждебной среде? Вы спросите, а причём здесь Ленин? Подождите, доберёмся и до него, а пока следите за мыслью.
Итак, появляется новое популярное религиозное течение. Эллинический мир устал от формальной культовой традиции с фантасмагорическими сказками, пафосными обрядами и общим развращением нравов. Язык прямо чешется прочитать лекцию с примерами из Цицерона и Апулея, но возьму себя в руки и воздержусь. В это время, из песков Палестины приходит в меру аскетическая, логически выверенная, мистически заряженная и очень популярная вера, распространяемая харизматичными пассионарными поборниками. Это прямо круто, злободневно и поглощает умы с быстротой лесного пожара. Что сделает умный служитель невидимых богов? Правильно, переметнётся и усердно станет служить новым. Может он искренне примет свежее учение, но мыслит-то он в прежних категориях, а, следовательно, примется строить новую веру по образу и подобию предыдущей. А чтобы никто не заметил сходства, все следы старой уберёт. В результате, очень скоро всё вернётся на круги своя, только под новой вывеской и слегка модернизировано.
А теперь о Ленине. Вождь мирового пролетариата придумал как захватить власть, но просто не знал как управлять страной по новому. Поэтому он просто использовал уже существование раньше механизмы, плюс ввёл назревшие и давно разработанные реформы. А когда из этого ничего не получилось, то большевики применили стандартные методы всех крупных империй: объединили, унифицировали, поставили под тотальный контроль, заставили маршировать в ногу. Кто-то их ругает за террор, кто-то хвалит за порядок, а по сути, они просто построили казарму, описанную ещё Платоном, где всё тупо, просто и эффективно. Всё, вот и весь Ленин. Его памятник не нужно сносить, как и берлинскую стену, о них обоих нужно помнить, чтобы не повторилось.
В школе нас учили, что свои ошибки нужно помнить, чтобы позже не совершать. Я осознал это где-то классе в пятом, и теперь понимаю, что не страшно ошибиться, страшно этого не заметить. Или я не прав? Может напротив, не стоит помнить свой плохой опыт, чтобы он не повторился, как вы думаете? Был у меня начальник, давно когда-то, которому все говорили, что нельзя верить проходимцам. А он верил, так как обожал лесть, подарки и подхалимаж. Так даже до него дошло, когда милые друзья попытались выдернуть кресло из-под его задницы, что нельзя вечно не замечать очевидного, оно может плохо кончиться.
Чему учил авантюрист Ленин? Он учил, что когда в стране кризис, то нужно собрать банду, то есть группу революционно настроенных, активных, бесстрашных лихих людей, готовых выйти на новый уровень. То есть на новый уровень грабежа. Затем узнать чего хотят самые широкие народные массы, пообещать им это, захватить ключевые пункты управления государством, арестовать существующее правительство и объявить себя новой народной властью. Остальное детали: изначально к кризису страну можно подтолкнуть, идеи в народ можно подкинуть, правительство подкупить, денег на переворот взять у врагов государства и так далее. Но теперь вопрос, что делать дальше? Ленин молчал, а я расскажу.
Итак, первое это нужно иметь отряд штурмовиков, тупых и безжалостных, которые сперва помогут захватить власть силой, а потом её удержать. На это денег не жалеть, но и близко головорезов не подпускать, а со временем, когда всё устаканится, их нужно по одному перебить. Затем набирать команду единомышленников, лучше людей образованных, но обиженных на власть. Из этих можно сколотить потом хоть какое-то подобие органов управления, хотя бы комиссаров, которые заставят старых чиновников трудиться в интересах новых властей. Соратников позже тоже тихонечко передушить требуется. Очевидно, что обещанного народу дать будет невозможно, ведь в противном случае это сделали бы предыдущие власти. Поэтому нужно предпринять две меры: первое, замутить гражданскую войну, а второе ввести меры по спасению отечества. То есть реальной войны может и не быть, но оправдание неизбежной разрухе необходимо. Поэтому нужны враги, хоть в виде статуй, хоть в виде угрозы интервенции, соседей-оккупантов или колорадских жуков, чтобы глупое население отвлеклось от главного и шумно бегало по кругу, веря, что тем самым спасает государство от неминуемой гибели. Мерами по спасению будут грабежи всего того, что предшественники копили годами и десятилетиями. Чтобы народ не роптал, нужно сыпать ми в кормушки немного крошек. Они возьмут и будут благодарны, ведь, во-первых, люди понимают, что получают то, что не заработали, а во-вторых, догадываясь, что кто-то черпает золото и серебро, согласятся и на медяки, потому как особо чванливым может вообще ничего не достаться.
Вот я, например, и в перестройку, и в девяностые заботился о чистой совести, чувстве собственного достоинства, справедливости, а теперь гуляю между чужих особняков. Тогда их строили жулики, а сейчас там уважаемые люди, а я никто в этом мире. Впрочем, я отвлёкся. Захотелось пожаловаться на несправедливость мира, но почему несправедливость? Кто к чему стремился, тот то и получил. Но вернёмся к теме.
Когда ресурсы исчерпаны, новая власть объявляет кризис, и принуждает людей больше работать за меньшее количество денег. Вот в общем-то и всё. Людям обещают, что будет лучше, захватывают власть, принимают какой-нибудь давно назревший закон, типа земля народу или бананы на магазинные полки, после чего закономерно наступает голод, и народ гонят создавать материальные блага для новых господ, злых и голодных. То есть и господ голодных, и людей. В то же время новые власти создают новую элиту, новых чиновников и новую интеллигенцию, а старых понемногу убирают, от низших к высшим. В конце самые лютые из молодых душат соратников-революционеров, и ставят им памятники.
Цинично? А как может быть ещё? Или кто-то думал, что придёт новая власть, можно будет всем не работать и жить в комфорте? Или что человек у власти почему-то захочет помогать народу, а не себе? Так что дело Ленина живёт и побеждает: молодые и дерзкие отжимают ресурс, грабят страну, обманывают народ и сваливают вину на независящие от них обстоятельства. Думаю, вернуть надо идолище на место, прямо туда, где теперь клумба, в самый центр пустующего пространства. Голову можно менять, в зависимости от политической конъектуры, а можно так и оставить, на правах символа.
И вы можете меня спросить: «Андрей, зачем нам всё это, политики, жрецы, вожди»? И я отвечу: да дело не в них, это универсальный механизм отношений в обществе. Если немного продлить его в сторону начала, то вы увидите, что регулярно с этим сталкиваетесь. Первый шаг этой трагедии, или даже не шаг, а его главные условия, как грозовые тучи на горизонте перед бурей, это зависть и жадность. Человек приходит в пространство, где есть какой-то порядок, например в организацию, на правах ученика, и очень быстро начинает завидовать состоявшимся коллегам. Он может начать усердно трудиться, а может захотеть завладеть ресурсом организации паразитическим методом. Во втором случае он подлизывается к начальству, собирает вокруг себя коалицию приспешников, подтачивает работу организации стравливая коллег, клевеща и сея сплетни, сам при этом оставаясь в тени. Если в коллективе сильная команда и мудрое руководства, то гадёныша быстро высчитают и прогонят, но если нет, то будет как с моим бывшим начальником, который понял, что его сейчас свергнут только тогда, когда собственными руками, по наущению прохиндея, развалил всё, что должен был сохранять. Всё по Ленину брат которого был террористом, матери пожаловали дворянство, сам он получив отличное образование, принялся исподтишка разрушать собственную страну.
Скажите мне, что я зануда, скажите, не стесняйтесь. Что я всё про упырей, да самозванцев. А мир состоит, в основном, из нормальных, честных и работящих граждан, которым вся эта революция нисколько не нужна. Все эти воры, авантюристы, диктаторы, зачем это? Правильно, что идолище поганое свергли, туда ему и дорога.
И что тут скажешь? Ну, как бы да, можно и так, но почему же мы с памятниками боремся, вот что интересно. Ведь в эпоху сытого застоя именно Ильич стал символом уверенности в завтрашнем дне, стабильности и безопасности. Парадоксально, но так, вчерашний революционер и диктатор превратился в символ неизменности происходящего аж до отвращения, до слёз и до пульсации вен. И тут можно спросить, так как же, революция или стагнация, символ он всё-таки смуты или застоя? Думаете я сам запутался и себе противоречу, сам не помню, что пишу? Та-а-ак, посмотрим, что там было в начале… бронзовая лысина, псы режима, авантюристы приходят к власти, застой и стагнация. – Да, всё так. Бронзовый идол не просто олицетворение какого-то события, а символ эпохи. Воплощение всего дурного, что пытались представить как великое и прекрасное, кумир, место которого пусто не бывает. Вот как его можно было убрать? Туда же сразу новые претенденты в очередь выстроятся! Опять же всё заново начнётся, на глазах у изумлённой публики, продолжающей трудиться в поте лица своего.
Открыл я тут ящик со старыми вещами, и задумался. Оно же всё когда-то было нужным и важным, а почему, не помню. Какие-то записи с семинаров, дипломы, медальки, фотографии, карты таких мест, названия которых уже не восстановить. Привозил, хранил, обнаружил и не знаю что делать. Ведь это же я был всё то время и когда собирал, и когда хранил, и сейчас тоже я, а словно какой-то другой человек. Оказывается, десять лет назад я был там-то, а двенадцать встречался с этими людьми, а вот учился чему-то интересному. Да, я помню, когда-то всё это было со мной, вот фотографии и записи, можно прямо учебник истории самого себя писать, иллюстрированный. И куда это всё девать? Рисунки детей, даже не знаю кого именно и по какому поводу, но очень искренние и милые. Выбросить? Хранить? Сдать в музей? Переезжать с ними из дома в дом, держать в сундуках до скончания веков? Это не бронзовый болван, из них монеток не начеканишь и в назидание потомках среди клумбы не поставишь. Со школьными тетрадками было легко, их выбрасывал без сожаления. Конспекты из института какое-то время хранил, но тоже стали балластом. А тут моя история, мои мысли, может гениальные, или уж точно талантливые… наверное.
С другой стороны жил же я без всего этого годами и не вспоминал даже. И мир наш не содрогнулся от того, что чего-то я не опубликовал из своих выдающихся литературных трудов. А если даже соберу, опубликую, никто не заметит моих нетленных шедевров, и не станет зачитываться учебником личной истории. Даже я сам. Вот так, и выбросить жалко, и ненужно никому. И таких как я миллионы, тех, которые путешествовали, учились, понимали что-то, писали об этом. Никто о них ничего не знает, каждый живёт своим так, словно других вокруг и не существует. Когда я умру, всё это без сожаления выкинется на помойку и забудется. Зачем же я за это держусь, чего я жду?
Возможно, я бы взялся за труды, убеждая себя мыслью, что быть человеком это значит существовать в историческом пространстве, пусть даже субъективном, но есть опасения. Опасения, что ничего нового или интересного я там не найду. Те же мысли, те же идеи, те же проблемы.
Знаете, я давно отказался от фотографий. Просто перестал узнавать места и события, а на открытках виды куда лучше, чем с моего телефона. Достаточно зайти в интернет, и можно ничего уже не искать и не покупать, всё прямо на дисплее – наслаждайся. То же с мыслями и идеями, всё давно сказано, понято и описано. Умными людьми описано, не мной. Остаётся только переживание, то, что рождается в моменте, что радует прямо сейчас, остальное балласт и тлен. Выбрасывать свои старые записи так же бессмысленно, как и хранить их у себя дома. Вон, Ленин писал, как заведённый, его тома семьдесят лет изучали, издавали, хранили, а теперь превратились они в замаранную, никому не интересную, пожелтевшую бумагу. Всё суета. Наверное, статуя вождя лишённого поклонения была бы лучшей тому иллюстрацией.
А перемены обман, перераспределение капитала и томление духа.
Андрей Попов 4.11.2025
Свидетельство о публикации №225120402168