Интересная болезнь
- Вам бы с этим к ортопеду обратиться.
- Да это старая проблема. Профессиональная.
Будучи человеколюбом и где-то дилетантом душеведом, я не мог оставить его замечание без внимания.
- А кем вы работаете?
- Я художник.
- А-а, - протянул я, почему-то вспомнив застывшую картинку из мультфильма "Каникулы в Простоквашино". Картинка изображала родителей дяди Фёдора и сопровождалась текстовым диалогом.
- Дядя Фёдор сказал, что станет художником.
- Ну всё, теперь он с квартиры не съедет.
- А-га, ещё и сопьётся...
Должно быть, уловив что-то такое в моём "А-а", а, может и прочитав мои мысли, мужчина пояснил:
- Я из тех редких художников которые со своего творчества зарабатывают и могут жить. Я выставляюсь в частных галереях США и Японии.
Слово за слово, кистью по столу, и, прощаясь, мы договорились о том, что в ближайшее время я с семьёй загляну к Михаилу ( моего пациента зовут Михаилом) в его мастерскую, где я всё и увижу своими глазами.
- Приезжайте, Саша. Не пожалеете. Никто из тех, кто был у меня ещё не жаловался.
Тут мне почему-то вспомнился анекдот про укладчика парашютов на которого не жаловался ещё никто. Я очень постарался не выдать выражением лица весёлой игры своих мыслей.
Наше приобщение к прекрасному проходило в небольшой мастерской художника. Мастер предварил свою речь определением того, что является искусством:
- Искусство - это то, что слелано
руками и что вам нравится.
Далее последовали, вопросы и ответы. Были даже и прения (у нас с Викой тоже оказалось, что сказать)
Кое какие фрагменты из небольшой его лекции по новейшей истории искусства мне заполнились более других. К примеру, отношения между Малевичем и Шагалом складывались непросто. Первый даже подсидел второго на преподавательском поприще и, заняв его место на университетской кафедре, накидывал говно на дувший в сторону противника вентилятор. Оскорблённый Шагал уехал сеять вечное за рубеж, а Малевич стал основателем новой школы в живописи, написав манифест о том, что прежнее искусство накрылось пи-дой. В качестве иллюстрации смертной тени, в которую искусство погрузилось в силу оной причины, Малевич изобразил Чёрный квадрат... Жаль, что живопись стучит в сердца людей исключительно посредством передачи световой палитры. Имей она возможность воздействовать на тактильное чувство, на обонятельные рецепторы человека, производимое картиной впечатление было бы более глубоким, да и разночтений в понимании шедевра было бы меньше.
А вот история, приключившаяся в Ван Гогом и Матиссом вообще полная жесть. Все почему-то привыкли думать, что Ван Гог умер без уха и в нищите. Оказывается, это не совсем так. Ухо он себе отрезал и зафиксировал сей акт членовредительства на знаменитом автопортрете. Но вот о более любопытных фактах своей биографии Ван Гог умолчал. Ну, может, намекнул, разве в своих Подсолнухах или Звёздной ночи. Теперь я уж и не смогу любоваться его картинами иначе, чем через призму своих новых познаний. Ван Гог в составе мужской половины своей семьи трудился на ниве дилерства, скупая и перепродавая картины разных художников. Кампания процветала, и семья разбогатела. Глядя на то, с какой охотой люди скупают разную хрень, Ван Гог, подстрекаемый своим семейством, тоже стал писать картинки. Писал как умел. Но, как нам поведал Мастер, написать картину - труд, продать её - искусство: картины Ван Гога почти никто не покупал, а если они и продавались, то за гроши. Семью, купавшуюся в деньгах, это, похоже, не удручало. Я вот не могу исключить, что владелец Амазон, рисует картины. Если так, то не удивлюсь, если они тоже никому не нужны. После смерти Ван Гога с бизнесом семьи пошло, что-то не так, и семья разорилась. Зато его творческий стартап та-ки выстрелил, и сегодня мы знаем его как культового художника. У владельца Амазон, возможно, тоже есть шансы. Так вот, к чему я это всё? А к тому, что ухо себе Ван Гог отрезал не ради художественного перфоманса и, вероятно, даже не из-за болезни Меньера (есть такая версия), а по причине душевного неравновесия. Случилось это после того, как он и его друг Гоген (который впоследствии впервые завёз на Таити сифилис и перезаражал чуждых европейских нравов таитянок) напились вместе до жёлтых подсолнухов, и Гоген трахнул своего друга. Как говорится, лучше нет влагалища, чем очко товарища. Ван Гог смог пережить такое, только, лишившись уха. После этого недоразумения их пути разошлись, как в море корабли или как Шагал с Малевичем.
Эти и другие истории из мира живописи мы прослушали на одном дыхании. А потом Мастер демонстрировал нам свои работы. По одной, медленно, как опытный любовник, влекущий возлюбленную к вершине чувственного наслаждения, вёл он нас к эстетическому катарсису. Михаил работает в разных жанрах, пишет картины сериями. "Стулья" - в память об ушедшем когда-то друге.
- Я открыл дверь его погребка и из проёма двери увидел свисающие вниз ноги и стоящий у этих ног стул...
"Двери" (старые досчатые двери с облупившейся краской), натюрморты, "Тюльпаны", портреты, воздушные образы балерин, рождённые игрой пастельно голубых и лиловых тонов, фантазии с причудливыми металлическими механизмами (эта серия - под заказ галлереи в Японии), Сотворение мира, Пара мёртвых подсолнухов в память о башнях-близнецах Всемирного Торгового Центра...
Когда прощались, Вика не сдержалась и спросила:
-А можно, мы придём ещё раз?
- Конечно, приходите ещё, приводите друзей, просто знакомых. Мне есть ещё много, что рассказать и показать".
Мы, обязательно придём. Кажется мы заболели. Наш дом, как когда-то Таити, заразился... живописью
Свидетельство о публикации №225120402200