Интересная болезнь

  С Мастером я познакомился в больничной кассе Меухедет на приёме у хирурга. Хирургом был я. Пациентом был он, мастер. Мужчина лет 60 - 70 с седой окладистой бородкой и живыми умными глазами между прочим посетовал на боль в между лопаток. Боль в спине - не хирургическая проблема. 

- Вам бы с этим к ортопеду обратиться.

- Да это старая проблема. Профессиональная.

Будучи человеколюбом и где-то дилетантом душеведом, я не мог оставить его замечание без внимания.

- А кем вы работаете?

- Я художник.

- А-а, - протянул я, почему-то вспомнив застывшую картинку из мультфильма "Каникулы в Простоквашино". Картинка изображала родителей дяди Фёдора и сопровождалась текстовым диалогом.

- Дядя Фёдор сказал, что станет художником.

- Ну всё, теперь он с квартиры не съедет.

- А-га, ещё и сопьётся...

Должно быть, уловив что-то такое в моём "А-а", а, может и прочитав мои мысли, мужчина пояснил:

- Я из тех редких художников которые со своего творчества зарабатывают и могут жить. Я выставляюсь в частных галереях США и Японии.

Слово за слово, кистью по столу, и, прощаясь, мы договорились о том, что в ближайшее время я с семьёй загляну к Михаилу ( моего пациента зовут Михаилом) в его мастерскую, где я всё и увижу своими глазами.

- Приезжайте, Саша. Не пожалеете. Никто из тех, кто был у меня ещё не жаловался.

Тут мне почему-то вспомнился анекдот про укладчика парашютов на которого не жаловался ещё никто. Я очень постарался не выдать выражением лица весёлой игры своих мыслей.

  Наше приобщение к прекрасному проходило в небольшой мастерской художника. Мастер предварил свою речь определением того, что является искусством:

-  Искусство - это то, что слелано
руками  и что вам нравится.

Далее последовали, вопросы и ответы. Были даже и прения (у нас с Викой тоже оказалось, что сказать)

  Кое какие фрагменты из небольшой его лекции по новейшей истории искусства мне заполнились более других. К примеру, отношения между Малевичем и Шагалом складывались непросто. Первый даже подсидел второго на преподавательском поприще и, заняв его место на университетской кафедре, накидывал говно на дувший в сторону противника вентилятор. Оскорблённый Шагал уехал сеять вечное за рубеж, а Малевич стал основателем новой школы в живописи, написав манифест о том, что прежнее искусство накрылось пи-дой. В качестве иллюстрации смертной тени, в которую искусство погрузилось в силу оной причины, Малевич изобразил Чёрный квадрат... Жаль, что живопись стучит в сердца людей исключительно посредством передачи световой палитры. Имей она возможность воздействовать на тактильное чувство, на обонятельные рецепторы человека, производимое картиной впечатление было бы более глубоким, да и разночтений в понимании шедевра было бы меньше.
А вот история, приключившаяся в Ван Гогом и Матиссом вообще  полная жесть. Все почему-то привыкли думать, что Ван Гог умер без уха и в нищите. Оказывается, это не совсем так. Ухо он себе отрезал и зафиксировал сей акт членовредительства на знаменитом автопортрете. Но вот о более любопытных фактах своей биографии Ван Гог умолчал. Ну, может, намекнул, разве в своих Подсолнухах или Звёздной ночи. Теперь я уж и не смогу любоваться его картинами иначе, чем через призму своих новых познаний. Ван Гог в составе мужской половины своей семьи трудился на ниве дилерства, скупая и перепродавая картины разных художников. Кампания процветала, и семья разбогатела. Глядя на то, с какой охотой люди скупают разную хрень, Ван Гог, подстрекаемый своим семейством, тоже стал писать картинки. Писал как умел. Но, как нам поведал Мастер, написать картину - труд, продать её - искусство: картины Ван Гога почти никто не покупал, а если они и продавались, то за гроши. Семью, купавшуюся в деньгах, это, похоже, не удручало. Я вот не могу исключить, что владелец Амазон, рисует картины. Если так, то не удивлюсь, если они тоже никому не нужны. После смерти Ван Гога с бизнесом семьи пошло, что-то не так, и семья разорилась. Зато  его творческий стартап та-ки выстрелил, и сегодня мы знаем его как культового художника. У владельца Амазон, возможно, тоже есть шансы. Так вот, к чему я это всё? А к тому, что ухо себе Ван Гог отрезал не ради художественного перфоманса и, вероятно, даже не из-за болезни Меньера (есть такая версия), а по причине душевного неравновесия. Случилось это после того, как он и его друг  Гоген (который впоследствии впервые завёз на Таити сифилис и перезаражал чуждых европейских нравов таитянок) напились вместе до жёлтых подсолнухов, и Гоген трахнул своего друга. Как говорится, лучше нет влагалища, чем очко товарища. Ван Гог смог пережить такое, только, лишившись уха. После этого недоразумения их пути разошлись, как в море корабли или как Шагал с Малевичем.

   Эти и другие истории из мира живописи мы прослушали на одном дыхании. А потом Мастер демонстрировал нам свои работы. По одной, медленно, как опытный любовник, влекущий возлюбленную к вершине чувственного наслаждения, вёл он нас к эстетическому катарсису. Михаил работает в разных жанрах, пишет картины сериями. "Стулья" - в память об ушедшем когда-то друге.

- Я открыл дверь его погребка и из проёма двери увидел свисающие вниз ноги и стоящий у этих ног стул...

"Двери" (старые досчатые двери с облупившейся краской), натюрморты, "Тюльпаны", портреты, воздушные образы балерин, рождённые игрой пастельно голубых и лиловых тонов, фантазии с причудливыми металлическими механизмами (эта серия -  под заказ  галлереи в Японии), Сотворение мира, Пара мёртвых подсолнухов в память о башнях-близнецах Всемирного Торгового Центра...

Когда прощались, Вика не сдержалась и спросила:

-А можно, мы придём ещё раз?

- Конечно, приходите ещё, приводите друзей, просто знакомых. Мне  есть ещё много, что рассказать и показать".

Мы, обязательно придём. Кажется мы заболели. Наш дом, как когда-то Таити, заразился... живописью


Рецензии