Романовы. Новый фильм

На «Мосфильме» завершились съемки полнометражного фильма и сериала «Романовы: Преданность и предательство»

На «Мосфильме» завершился масштабный съёмочный период исторического проекта «Романовы: Преданность и предательство», включающего в себя как полнометражный фильм, так и 12-серийную телевизионную версию. Картина охватывает ключевой период истории России с 1914 по 1918 годы: от начала Первой мировой войны до Февральской революции, ссылки и гибели императорской семьи. Проект создаётся с беспрецедентным размахом и опорой на исторические документы.

Уникальные локации и комбинированные съёмки

Съёмки проходили с марта 2024 года в нескольких городах России, где сохранились подлинные исторические объекты, а также на площадках «Мосфильма».

° Реальные локации:

- Царское Село: Съемки в Александровском дворце — в реальном кабинете, спальне и гостиной Николая II, восстановленных с исторической точностью. Также съемки проходили в Екатерининском дворце.

- Тобольск: Дом-музей семьи Романовых, где они прожили девять месяцев ссылки. Продюсер картины Олег Урушев (Кинокомпания «СОЛИВС») отметил, что исторический центр города сохранился удивительно хорошо. Для проекта в Тобольске художниками картины также был найден и преобразован дом, аналогичный Ипатьевскому.

- Пермь: Сцены пребывания в ссылке великого князя Михаила Александровича была снята на фоне памятника архитектуры — отеля «Королёвские номера» и дома купца Мешкова. Для съёмок в Перми песком засыпали улицу Сибирская.

- Архангельск: Для съёмок сцен перевозки семьи в Тобольск использовался исторический теплоход «Русь» той же серии, что и судно, перевозившее Романовых. Роль рек Тобол и Иртыш играла Северная Двина.

- Сараево: Современные виды города с историческими объектами того времени были сняты с коптера.

Съёмки на «Мосфильме»:

Натурная площадка «Москва-Санкт-Петербург» стала универсальной декорацией, позволившей воссоздать:

- Улицы Сараево 1914 года для сцены убийства эрцгерцога Франца Фердинанда.

- Улицы Санкт-Петербурга, что позволило перенести сюда сцены, изначально планировавшиеся для набережной Мойки и Почтовой улицы.

- В одном из зданий площадки была создана химическая лаборатория профессора Зелинского.


В павильонах «Мосфильма» были воссозданы и сняты ключевые интерьерные сцены:

- Зеркальная комната Юсуповского дворца, где Распутин, по сюжету, увидел свою будущую смерть…. «Это комната, через которую проходил Григорий Распутин на пути к полуподвальному залу, где он был убит. По сюжету, в этих зеркалах он увидел всё, что с ним произойдёт в ближайшие минуты, но, тем не менее, не испугался и пошёл. А вообще, в фильме зрители увидят новую трактовку убийства Распутина, основанную на документах, которые были обнародованы разведслужбой Великобритании в 2018 году спустя 100 лет. Данные документы не только подтверждают причастность британских спецслужб к убийству Распутина, но и проливают свет на многие события, связанные с причинами Первой Мировой войны», - отметил продюсер Олег Урушев.

- Сцена отпевания Григория Распутина в декорации «Церковь».

- Сцена расстрела семьи Романовых была снята в 15-м хромакейном павильоне.

Историческая достоверность и работа над деталями

Проект отличается скрупулезным подходом к исторической достоверности. В качестве главных консультантов выступили:

- Историк-архивист Владимир Хрусталёв — специалист с 30-летним стажем изучения истории Романовых, редактор переписки Николая II, Александры Фёдоровны и великого князя Михаила.

- Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (названный в честь врача царской семьи Евгения Боткина).

- Редактор портала «Православие.ру» отец Игнатий — инициатор проектов, посвященных Романовым.

- концепция кинопроекта была разработана в телекомпании «Сургутинформ ТВ».

Для картины было создано более 200 исторических костюмов. Для эпизода, посвященного обороне крепости Осовец, который снимался в гарнизоне «А» в Московской области было привлечено более 100 военных реконструкторов.

О ПРОЕКТЕ И СОЗДАТЕЛЯХ

В основу сценария лег одноименный роман тюменского писателя Сергея Сергеевича Козлова. Продюсер Олег Урушев подчеркнул, что проект позиционируется как «фильм-предупреждение».


Съёмки полного метра и сериала велись параллельно, по отдельным сценариям. Было отснято 55 смен для фильма и дополнительно 80 смен для сериала. По словам создателей картины, на текущий момент готов черновой монтаж обеих версий.

Ключевые члены съёмочной группы и актёрский состав:


Режиссер: Василий Чигинский

Сценаристы - Сергей Сергеевич Козлов, Алексей Каранович

Режиссер монтажа - Ольга Прошкина

Художник-постановщик: Сергей Воробьев.

Художник по костюмам: Владимир Никифоров.

В ролях: Виталий Кищенко (Николай II), Ксения Кутепова (Александра Фёдоровна), Дмитрий Дюжев (Григорий Распутин), Иван Колесников (Михаил Романов), Екатерина Гусева ), Сергей Степанченко, Александр Лазарев-мл., Дмитрий Муляр, Олег Алмазов, Сергей Яценюк, Максим Ханжов и другие.

Проект создаётся при участии Первого канала и компании «СИБУР», при поддержке Фонда кино, правительства Тюменской области, лично губернатора Александра Моора и Пермской кинокомиссии. Премьера проекта «Романовы: Преданность и предательство» запланирована на первую половину 2026 года. Первый показ фильма состоится в Тюмени.

https://www.mosfilm.ru


А.Н.Толстой, П.Е. Щёголев
Заговор императрицы. Пьеса в 5-ти действиях.

В связи с началом работы над постановкой пьесы в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде (режиссёр А. Н. Лаврентьев) корреспондент «Красной газеты» взял интервью у Щёголева: «Мы ставим себе целью, – заявил в беседе с нашим сотрудником П. Е. Щёголев, – изобразить картину падения старого режима и осветить личности и роли главных его представителей (…) Хронологически пьеса охватывает период с лета 1916 года по 3 марта 1917 года (…) Пьеса сплошь историческая. Мы не допускали никакой карикатуры, никакой пародии. Эпоха рисуется в строго реальных тонах. Детали и подробности, которые зрителю могут показаться вымышленными, на деле являются историческими фактами (…) На 60 % действующие лица говорят собственными словами, словами их мемуаров, писем и др. документов» («Красная газета». Вечерний выпуск, 1924, 29 декабря).

На вопрос, почему пьеса названа «Заговор императрицы», Щёголев ответил, что Распутин считал Николая II ничтожным, а императрицу Александру Федоровну – Екатериной II; она решилась на заключение сепаратного мира с Германией для того, чтобы передать власть своему сыну наследнику Алексею.
Премьеры состоялись в Московском театре «Комедия» 12 марта 1925 года, в Ленинграде – 19 марта 1925 года.

Интересно, что те же авторы раньше были замечены за изготовлением фальшивок - дневника Распутина и дневника Вырубовой. Первый не был опубликован, из-за просочившихся слухов о подделке. Скорее всего эти "исторические материалы" они использовали для написания своей пьесы.
Фальшивки, нужно отдать должное, были изготовлены на очень высоком уровне. Так руководитель Федеральной архивной службы России Владимир Петрович Козлов отмечает:
"Вся совокупность элементов «прикрытия» фальсификации, богатейший фактический материал говорят о том, что перо фальсификатора находилось в руках историка-профессионала, не только прекрасно ориентировавшегося в фактах и исторических источниках рубежа двух столетий, но и владевшего соответствующими профессиональными навыками. Уже первые критические выступления намекали на фамилию известного литературоведа и историка, археографа и библиографа П. Е. Щёголева. В этом трудно усомниться и сейчас, хотя документальных подтверждений этой догадки до сих пор обнаружить не удалось".

Если Алексей Николаевич Толстой, красный граф - фигура более или менее известная в отечественной литературе и истории, то его соавтор - П.Е.Щёголев - известен сравнительно меньше.

Итак, Павел Елисеевич Щёголев — историк литературы и общественного движения, пушкинист.

Учился на факультете восточных языков Петербургского университета, затем перешёл на историко-филологический факультет. В 1899 году исключён за участие в организации студенческого и рабочего движения и выслан в Вологодскую губернию. В 1903 году вернулся в Петербург, сдал экстерном экзамен за курс историко-филологического факультета. Первоначально занимался историей русской литературы, потом перешёл к истории общественных движений (сохраняя интерес к истории литературы и позже). В 1906—07 годах совместно с В. Я. Богучарским и               В. Л. Бурцевым издавал историко-революционный журнал «Былое», в 1908 году — журнал «Минувшие годы». В 1905—1917 опубликовал воспоминания декабристов М. А. Фонвизина, Е. П. Оболенского, В. И. Штейнгеля, А. Е. Розена и Н. В. Басаргина.

После Февральской революции 1917 года — член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, вместе с Н. С. Тютчевым разбирал архивы Департамента полиции. В ЧСК был принципиальным противником освобождения из под стражи деятелей прежней власти, нередко говорил: «пусть посидят, я же сидел».

После Октябрьской революции — один из организаторов Петроградского историко-революционного архива (1918, помещался в здании бывшего Сената); с 1919 года член коллегии Петроградского отделения Главархива, с 1920 года управляющий одним из отделений Государственного архивного фонда. Один из создателей Музея революции в Петербурге (сейчас Государственный музей политической истории России).

Щёголев — один из крупнейших пушкинистов начала XX века, автор богатого по охвату материала документального исследования «Дуэль и смерть Пушкина» (впервые вышедшее до революции и после неё дорабатывавшееся в связи со снятием цензурных ограничений и открытием архивов). Щёголев разыскал и впервые опубликовал большое число документов, связанных с Пушкиным (в том числе дневник А. Н. Вульфа, материалы об отношениях Пушкина с его крестьянами), установил ряд биографических фактов (в частности, аудиенцию у Николая I в связи с первым вызовом Дантеса на дуэль в ноябре 1836 г.), собрал и изучил свидетельства зарубежных дипломатов о Пушкине. Щёголев предложил собственную концепцию событий, приведших к гибели Пушкина, повлиявшую на все последующие обращения пушкинистов к этой теме. В поздних пушкинистских работах Щёголева критики (в частности, В. Ф. Ходасевич) видели следы чрезмерного «приспособления» к большевистскому режиму.

https://vk.com/wall-27569095_519006


РАСПУТИН И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ


http://proza.ru/2023/08/01/1647


Рецензии