Над предыдущим текстом я выложил карту «Планы Генерального межевания Царицынского уезда, Саратовской губернии за 1798 год». Моё особое внимание, давно, привлекает старинный водно-транспортный волок между истоком балки Яблоновой и истоком, протекающей через весь Волгоград, реки Волжской Царицы. Волоков к истокам Царицы, испокон веков, переваливало за десяток. Таким образом, была налажена транспортная связь между Волгой и Доном. Но, официально нанесённых на карту, я нашёл только два. На старой карте спорных земель Войска Донского обозначены – Яблоновая влочь и Яблоновая лочь. Смотрите публикацию «Царицынская переволока, где ты? 1». С тех пор, много чего интересного, я нашёл о Волго-Донских волоках. И, всё время я искал древний Волго-Донской канал, а не построенный по воле Сталина. Но, даже канал Грачи-Ерзовка, оказался памятью о главе советской компартии Брежневе Леониде Ильиче. Подобием канала был и углублённый и расширенный исток Царицы, стремящийся к речке Песчанке из современного рабочего посёлка Горьковский, что является волгоградской западной окраиной. Над предыдущим текстом о южных волоках Царицы, волок к этому подобию канала, обозначен в центре карты короткой красной стрелочкой, направленной вверх. И этот, почти канал, как две капли воды похож на тот, что над сегодняшним текстом. Ограничивая частный сектор, он стремится вверх от информационного окошка с надписью «Река Царица», и, изгибаясь горбом, упирается в железнодорожную насыпь. За насыпью виден исток реки. Это и есть исток реки Волжская Царица. Справа от насыпи, виден короткий участок канала, пересыпанный дамбой, по которой пролегает грунтовая дорога. Дамба отделяет исток от канала. То есть – на участке речного истока, ставшего верхней границей частного сектора, над речным руслом поработали люди. А там, где обозначен кружочек под информационным окном, чётко виден прямолинейный ров, рассечённый пополам современной автострадой. Он является продолжением реки и стремится на запад. Западнее автострады, он изменяет свое направление под углом восемьдесят градусов, и исчезает под дорожной развязкой. Но вновь появляется на поверхность уже за автострадой Р-260 Волгоград - Каменск-Шахтинский, пролегая в направлении железной дороги Волгоград - Калач на Дону. Неожиданно, он упирается в полигон бытовых отходов "Сингам", закрытый экологами год назад. Что творится в Волгограде? Крепость Мечетская, возведённая Петром Первым, у них в трёхстах метрах от свалки в городском районе Овражный. И Волго-Донской канал былых времён, у них опять упирается в свалку, в районе рабочего посёлка Горьковский! Но, ведь, не на свалку же волочили речные челны казаки и купцы!? А за полигоном и полотном этой железной дороги, видны истоки балки Песочной. Выходит, канал вёл к двум волокам Яблонову и Пещаному. От канала, истоки указанных водоёмов отделяли только несколько десятков метров суши. А до его появления, царицынские переволоки могли тянуться от одного, до нескольких километров. Казалось бы - надрывному волочению челнов и баркасов не будет конца. Но всему бывает конец. Транспортной развязкой, с автомобильными и железными дорогами, за западной окраиной Волгограда, уже давно пресечено движение речного транспорта по каналу между истоками реки Яблоневой, балкой Песочной (впадающей в реку Песчанку), и Волжской Царицей. Причины банальны. До постройки ямщицких трактов и железной дороги между Волгой и Доном, единственным надёжным транспортом, в этом регионе был, речной. А логистика речного транспорта находилась в руках местных элит. Они зарабатывали на этом очень неплохие деньги. Большая столбовая почтовая дорога была логистикой направляемой из столицы. По ней повезли почту, грузы и пассажиров. Так она стала конкурентом, и речной бизнес оказался менее прибыльным. Но это ещё было терпимо. Весной, во время половодья, и осенью, когда зарядят дожди, оживал водный транспорт. А знойным летом, малые речки пересыхали и переставали быть судоходными. Волоки приходили в запустение. А после ледостава становились бесполезными и крупные реки. То есть – колёсный, санный и речной транспорт, принимали участие в сезонном бизнесе. И, друг-другу, почти не мешали. А вот железнодорожный транспорт оказался всесезонным. И, построить железные дороги, могли себе позволить только люди на порядок богаче владельцев логистики на речных волоках. Они выкупили землю в районе Царицынской переволоки и отсекли Яблоновую влочь от Волжской Царицы, а также понизили цены на грузо и пассажиро-перевозки. Согласитесь – в пассажирском вагоне не трясёт, колёса не вязнут в грязи, не страшен ни дождь, ни ветер. Пьяный ямщик не будет орать матершинные песни, и не заснёт на облучке. Разбойники на вас не нападут, это же не Чикаго. А в одиноком дилижансе, на Большой дороге, никто, от нападения разбойников, был не застрахован. Да и, вообще, первые железнодорожные составы на паровой тяге – это же не с чем сравнить! Современного пассажира, разве что, так удивишь полётом в космос. В общем – бизнес на волжских волоках был раздавлен конкуренцией и прогрессом, а так же авторитетом столичных капиталистов, кошельки которых обозначили ответ на вопрос: «Кто, в доме, хозяин!?». Продолжение следует. Продемонстрирую фрагмент спутниковой карты, который дублирует историческую карту. Сайт «Это Место» обеспечил параллельное перемещение карты с Планами генерального межевания и изображением местности на спутниковой карте. Таким образом, я обнаружил, что на западной окраине рабочего посёлка Горьковский, истоки Яблоновки и Царицы очень близки. И грунтовая дорога, от истоков Царицы вычерчена по всем правилам геометрии. Оказалось, что она повторяет геометрию канала, вдоль которого и пролегает. Так я нашёл на спутниковой карте не Яблоновую влочь, а Яблоновский канал к Волжской Царице. Его вы можете подробно рассмотреть на карте перед текстом. Автор проекта этого канала мне не известен. Но, могу утверждать, что до строительства здесь железной дороги в 1862 году, этот канал обеспечивал Волго-Донское судоходство!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.