Баллада о вечевом колоколе и Марфе Борецкой

"...Народ криком своим заглушает звон колокола и требует открытия веча..."
   "Марфа Посадница", Николай Михайлович Карамзин.


Снег падал.С сугробов курилась позёмка.
Велось отпеванье во храме.
-А эту - то тяжесть мы вот повезём как?-
Ворчал мужичонка в азяме.

Зима понагрянула войском Московии
совы белокрылой безжалостней.
Воск в плошке .Веригой тяжёлой оковы.
На плаху!Окончены шалости!

И кутаясь в шаль, бессловесно она
безмолвною чуркой расколотой
под стражей в санях восседала одна,
как будто бы рухнувший колокол.

И пряча лицо помертвевшее в шаль,
из козьего нежного пуха,
она понимала - и было не жаль-
что ждёт её скорая плаха.

Ведь в плошке - из воска отлился палач,
и стало быть ведьма - за сим.
А вдовий её столь безудержный плач
вернулся проклятьем Зосимы.

О,как он неистов в нелестных речах,
как он в обличеньях безмерен!
Влача власяницу на гнойных плечах,
её обвиняет в измене.

Мол мало у мола ей тех кораблей,
груженных и медом ,и воском,
что с грузом вернутся из дальних морей
чтоб жить ей и с блеском,и с лоском.

Мол, грамоты шлёт изощряясь в измене
продать Казимиру-поляку -
Печеру,Онегу и воды Ильменя,
а так же леса и поля.

Уже у монахов она Соловков
отняла все рыбные ловы...
Вот он в обличеньях Зосима каков,
а паче - Зосимово слово.

Мол ,наши бояре совсем уж заелись.
Пируют и денно и нощно.
Но паче клеймил преподобный за ересь,
особь отстоявши всенощную.

И тяжче вериг обвиненье вдове:
жидовствующая-де еретичка !
И путались мысли в её голове
кромешной крамолой напичканой.

На площади людной сбирался народ,
судача о разном и акая,
Падёж ли скота аль зерна недород.
-Так мужа то звали Иааааа-ковом!

Один обронил.А другой- подхватил...
Ложь?Ну так уж правды наелись.
Теперь бы хватило оставшихся сил
гуртом побороть эту ересь.

У Марфы Борецкий отъемлют казну,
из терема тащат перины
Пока что ещё не успели казнить,
но нет у неё и полтины.

Уже четвертованы склады,лари,
изъяты щенки и котята.
И ляхи веселые держат пари-
то шибче Добрыни с Путятой!

Они -то крестили огнем и мечом,
а это крещенье свободой...
Чтоб стал вольный город себе палачом,
как будто бы с берега - в воду.

Уже не поможет король Казимир.
Не склеить!Та плошка расколота.
Вот так отъезжали они по зиме-
Боярыня,Воля и Колокол.

Снег смазкой под полоз аль маслица в ось!
Да плетью по крупу ленивому.
Вот так на Руси испокон повелось.
И тем преумножили нивы мы.

И след от полозьев по снегу вдавя,
поняв что-то самое главное,
отлита из воска -в повозке вдова,
пока что не обезглавленная.


Рецензии
«Баллада о вечевом колоколе и Марфе Борецкой» звучит как трагический эпос, где история превращается в поэтический миф.

Летописный пласт
Ты начинаешь с цитаты Карамзина, фиксируя документальную основу: вече, народный крик, Марфа Посадница.

В тексте — детали быта: азям, плошка, вериги, терем, склады, лари. Это придаёт хронике фактурность.

Исторические фигуры (Марфа Борецкая, Зосима, Казимир, Добрыня, Путята) вплетены в ткань повествования.

Эпический пласт
Баллада превращает хронику в песнь: снег, набат, санные полозья, крики толпы.

Марфа показана как символ — «рухнувший колокол», «отлитая из воска вдова».

Народный хор звучит то как ропот, то как обвинение, то как трагический вой.

Гибридность
История и миф соединяются: летопись даёт факты, эпос — дыхание.

Колокол становится метафорой свободы, Марфа — воплощением воли, а её падение — символом конца новгородской автономии.

В финале остаётся образ следа на снегу — знак того, что память о событии живёт, даже если сама героиня «пока что не обезглавлена».

Это текст‑обелиск, где совесть народа и его вече превращены в поэтический артефакт.

Михаил Палецкий   05.12.2025 00:07     Заявить о нарушении