Искусство
Искусство — это фиксация чувства, мысли, их движение, символическое выражение, намек. Сквозь материалы, идеи, рефлексивно.
Творчество, рассуждение о нем, его результат – всегда философия. Проникновение средствами этого мира в основания, в инобытие. Не попытка точно описать нечто непостижимое, но замахнуться, как-то указать на его присутствие, потенцию. Искусство говорит о том, что возможна иная математика природы, языка, мысли. Что иррациональное возможно.
Даже мимезис в своем подражании указывает на метареальность и метаестественность, организовавшую окружающую гармонию.
От математизированной научной модели исследование мира через эстетическое переживание, творчество отличается, в первую очередь, плотностью и непрерывностью опыта.
Строгие формальные языки в качестве оснований вынуждены опираться на аппаратсогласованной человеческой практики понимания. которая не формализуема вполне, и в попытке обосновать - приводит к бесконечной регрессии. Даже в случае мощнейшего формального языка истина превышает доказуемость, и опираться приходится н а неоформленную доверенную «ясность».
Формула, модель сподручны решению прагматических адаптационных задач. Информация проходит формулу целесообразных задаче закономерностей, укладываясь (отсекаясь, деформируясь) в контур этой формулы. Явление рассматривается не целиком, а только в этом сокращающем контуре целесообразности задачи, наблюдается с одной целевой стороны, в одном из значений. Редуцированное, лишенное сущностных, неоформляемых методом формулы образом, неизмеримых свойств, – не подходит для познания мира как вещи в себе – истины.
Окружающие аналоговые явления не редуцированы стандартом формулы, языка ни в части формы, ни содержания.
Искусство в своих поисках стремится в абстракию, но не в строгую сподручную предсказательности поведения целевой черты явления, а в многозначную переживаемую, смыслообразующую, преобразующую внутренниймир человека, не исключая субъектность. Углубляется в конкретизацию, но тоже отличную от алгоритмической утилитарной, отстраненной внесубъектной– в уникальное невоспроизводимое, переживаемоесознаниями художника и зрителя, акт сотворчества, внутреннего достраивания.
Искусство дает прямое чувство взаимоувязанности и последовательности, создает важнейшие для понимания интуиции естественности «связи», «закономерности», «пропорциональности» —логических категорий, формирует чувство логики;
чувство дисгармонии и противоречия ведет к понятиям «асимметрии», «распада», «энтропии»— чувством указывает на хаос, антиномию. Переживаемое с ними соотношение.
Музыкой –разворачивая форму во времени, играя, изменяя, повторяя, раскрывая хронологический, динамичный характер бытия;
визуальными ритмами углубляя понимание пространства, связанности композиции;
текстом – более их осмысливая, осмысливая и эмоции, чувства, интегрируя результат в картрину мира и методологию познания.
Образуя синестезию, перекрестное отражение и осмысление.
Языком символов, аналогии, метафоры преодолевается изоляция явления, области знаний и представлений, любойструктуры.
Намеренные парадоксы и преувеличения многопланость и многомерность, подводят к категориям случайности, бесконечности, невыразимости.
Художественный метод нацелен на поиск и создание форм для отражения, построения, передачи сложных смыслов.
Из эстетики проистекает этика, формируется система ценностей. В диалоге чувств и нравственности происходит самоосмысление, преобразование человека и общества. В конце концов, молодой правитель действует, исходя из эстетики, приближая учителя и исполнителя, воспринимая и воплощая одни идеи, запрещая другие.
Игра, противодействие —условия свободного самоценного проявления, происходящего во встрече с самостоятельным иным. доказанная воля.
Культурно-исторический дискурс проявляет себя во множестве форм и материалов, проникая во все многообразие человеческой деятельности. Революционно — резко, с боем и кардинально меняет канон и тон, экономический, социальный, политический, культурный; реформаторски — авторитетно, компетентно, сверху; эвоюционно — естесвенно и постепенно на всех уровнях организации.
Диалектикой убеждений и сомнений в самих основаниях конфликт разрешается в новой синтетической истине. От магического мышления, через миф, утилитарными техническими средствами, к закону логоса и понятию хаоса. Пересматривая свои основания и методы.
Это длительная неразрываемая мысль.
Генезис искусства представляет собой диалектическим методом диалог, который ведет каждое новое направление с предшествующим, с его синтетическим опытом. Не отменяя, а возвращаясь к основам, с каждым новым витком, размышляя над архетипами и историей, перенося образ в новый контекст либо объектом прямого наследования, либо предметом осмысления. Главное становится второстепенным, нечто заявляет о своих правах в диалоге и даже конфликте ценностей и добродетелей, вынужденных к тому историей, волей внутренней своей природы.
Первый акт творчества происходил в условиях отсутсвия знаний и метода их фиксации и передачи, сливаясь с религией и практической жизнью. Первобытное искусство послужило необходимой коллективной памятью и способом передачи знаний — функциональной символикой и ритуалом. Сложило самые первые архитепические образцы, продиктованные окружающей опасностью, неосвоенностью среды и неизвестностью.
Анимизм, тотемизм, фетишизм — одухотворение окружающего мира. Схематизация наскальной живописи, ритуально-магический танец, культовое погребальное искусство. Кровью, мелом, углем по дереву, камню, кости, из глины, бронзы, в религиозном экстазе- человек постепенно выходит из пещеры к солнцу, как бы открыв глаза и пространство, дает волю разуму, размах.
От магии к мифу. Созерцательная эстетика сверхъестественного и реального, индивидуальности противопоставляют себя утилитарному.
Искусство открывает окно в идеальный мир. Каков идеальный человек — прекрасный грамоничный разумный смелый.
Рациональный антропоцентризм и идеализированная природа, античный эпос о богах и героях, греко-римская гармония и точность пропорций. Схематичное обретает объемное представление. Культ тела, пластика и грация, проявляющиеся и в архитектурных элементах, и в эстетизации языка и мысли в трагедии, комедии, оде, гражданско-правовой и политической культуре. Окультуривается и материальный носитель: мрамор, фреска, мозаика, восковые краски, пергамен, папирус.
Крах империи, великое переселение,охватившее целые континенты, вызвало поиск нематериального в себе и мире, определений неотвратимого, сихийного, всемогущего,вечного, оправдания наличия и необходимости дисгармонии, зла,конечности. Теоцентризм, библия и храмовость— духовность и аскетизм, симвозизм и обратная перспектива — наблюдение с позиции бога, иконопись, житие святых. Статичность,символизирующая незыблемость и вечность, скованность — страдание, ответственность перед высшей миссией, ограничение полномочий.
Храмовая архитектура становится важнейшим символом бытия человека. Громоздкую романскую сменяет, вытягиваясь к небу в религиозном порыве, готическая. Земное, хтонической темной природы, и небесное, божественной светлой,— сражаются на стыке — вчеловеческой душе. Искусство стремится подчеркнуть явление света, символизировать его божественную природу,структурировать материалом: цветные стеклянные витражи, золочение, филигрань, гравюры.
Архитектура, скульптура, живопись, музыка, литургия сливаются в одно сакральное действо.
Постепенно медленно, но неотвратимо, чернила, текст, систематизация, осмысление методами теологии античного наследия приводят к зарождению университетской культуры со своими уставами, взглядами и подходами. Культура и этика проникаются куртуазностью, рыцарским романом, лирической поэзией и музыкой.
Клейму греховности человеческой природы, сохраняя религиозный сюжети мотивы, противопоставляет себя ренессанс рациональной гармонии античности и гуманизм, «человек — мера всех вещей».
Перспектива углубляет пространство, анатомическая точность и симметрия, свет, равномерно выделяющий форму. Секуляризация и университетская культура, наука и подражание природе — "этот прекрасный мир создан для человека".
Новые материалы и технические средства: пастель, масляные краски, тканная основа, бумага и печать.
И снова происходит деформация: фигуры обретают нарочито вытянутые пропорции, манерную утонченность, выходя за пределы естественной гармонии.
Конфликт духа и плоти выражается в страстную театральность барокко. Небеса разверзлись —небесное и земное протянули друг другу руки илиоружие. Драма, асимметрия, контраст, грандиозное или даже избыточное, раздвинуты пределы.
Классицизм,противопоставляя культ разума, идеализацию, признанную опытную форму, успокаивал эмоцию.
Канонический академизм, соединив возрождение, барокко, классицизм стал искусством правильнойидеализированной формы, следующим мастерству канона, набора догм, ранжирующих искусство. Канон — это всегда строгая форма, смиряющая намерение и содержание — авторитет, предназначенный воспитывать.
Из академической системы берет начало течение неоклассицизма, ставшее новым витком идей просвещения. Эпоха Просвещения. Сентиментализм, сдвигает от общественного к личному, от образованного разума к чувству.
Кто я, что чувствую — субъектность —точка нового перелома.
Романтизм соединил разум и чувство, мечтая об идеальном индивидуальном опыте.
Реализм отказался от идеализации, провозгласив эстетическую ценность честной,часто неприглядной, действительности.
Импрессионизм отказался от вечных сюжетов,подчеркивая мимолетное впечатление, фиксируя сам акт восприятия. Происходит разрыв целостности мироздания, отвлечение от истории, высшего замысла. Истина мгновенна.
Научно-промышленная революция воспроизводимостью и тиражируемостью, производством акварели и синтетических пигментов, фотографии и литографии, чугуна и стали, — ускорила приближение конца эпохи Единой Истины, предворила появление массовой культуры.
Символизм противопоставляет искусство идей и намеков,образов-символов,иррационально-романтического, поиск высших истин прямому реализму.
Модерн пытается преобразить реалистичность, построить целостную художественную среду новой эпохи, соединяя природными линиями символизм и промышленность.
Модернизм — масштабная культурная парадигма культа новизны и автономия искусства. Примерно с середины 19 до середины 20 века.
Экспрессионизм, словно в предчувствии войны, деформацией, выразительностью цветопередачи выступает первым авангардным течением.
Авангард —социально-эстетическая позиция художника— гений на острие, или даже пророк. Вне институций,противостоит захвату традиции, политизации, любой ангажированности. Противостояние есть всегда, но теперь это философски осмысленная идеология, организованная, способная производить резкие культурные сдвиги
Искусство стремительно рефлексирует над собственными методами, средствами, формой, в поиске универсального художественного языка, какого-то оправдания мировым войнам, социальному строю, морали. Осваивая новые материалы, конвейерно- линейным революционным путем критики и отрицания, объявлением новых истин стрелой прогресса быстро летела мысль. Раскладывая свет, формы, усиливая цвет, выделяя абстрактное, геометрию, скорость,через парадоксы и абсурд дадаизма, иррациональное,подсознательное сюрреализма, выражая эмоцию в абстрактной научной универсальной сущности и конструкции, мечтаниях о технико-технологическом преодолении кризиса, сомнениях в этом, нередко и в разочарованиях — вновь к концепции— теперь к упрощенной экономичной и эргономичной конструкции минимализма — освобождая пространство.
Постмодернизм — следующее слово. о возможности нового, о том, где границы нашего восприятия. О том, что нет единой истины, ни одна идеология не является абсолютной и превосходящей. А есть множество частностей, экзистенциальных индивидуальностей, свобода, выбор, ответственность, уникальный невыразимый опыт.
Эстетику формирует апроприация культурных кодов, деконструкция, игра, ирония, симмуляция. Течения, стили сосуществуют в диалоге, смешиваются в конструкты, порой фрагментарные, эклектичные (монтаж, коллаж). Границы между элитарным и массовым стираются: текст, классическая живопись, скульптура и музыка используются навравне с комиксом, поп-музыкой, любительским небрежным фото и видео, блокбастером. Иронизируется драма, трагедия, высокий стиль, мораль. Контркультура,андеграунд и внекульторологическое творчество. Китч и коммерциализация.
Материалы, инструментарий эволюционировали, стали удобны и доступны: полиэстер и биосинтетика, стекловолокно, неон, цифровые камеры и графические редакторы, 3D-принтер, виртуальная реальность, блокчейн и NFT, — от природных к синтетическим, к построению и наполнению виртуальных пространств.
Объектно ориентированная онтология говорит, что все объекты, от камня до идеи, имеют равный онтологический статус, автономную скрытую сущность. Информация активна сапа по себе, проникает и живет, не может быть исчерпана.
И это тоже вопрос и попытка. И тоже предстоит отработать и осмыслить эту ступень.
Причинный двигатель искусства - это смена философских парадигм. Для диалога нужна как эволюция автора,так и зрителя.
Глубокое мышление начинается с мысли Мира могло бы и не быть. Почему вообще миру быть. Или, почему быть именно так. Неважно, взрывом, физикой, математикой — устройство и механизмы и мыслящей, и протяженной субстанций, и мировые константы могли бы быть другими. как могли бы и не быть. Сруктурности и закона могло бы не быть.
Такую мысль напоминает искусство.
Важны его символ, идея, но и ваккуум. Сильному разуму он —зацепка, нечто, способное отправить на поиски пределов, и, может, преодолеть. Как новое свойство — новое измерение, умноженное или возведенное. Таким сдвигающим словом является и некоторым служит художетсвенный образ, произведение. Оно более содержательное, позволяет субъектность, свободу — что полезно не для копирования, но для творчества. Свободно ли оно от истины, от всякого закона? Наверное, нет, а иногда эти понятия неприменимы. Но оно позволяет путь, живую игру.
Чаще современник скажет, что не искусство об истине, а одна лишь наука об истине. Но,конечно, комплементарность науки и искусства более полно отвечает на вопросы разума и духа. Наука побеждает— время встать на защиту.
В самом сердце искусство стремится выразить в личное чувство (авторитетный источник) интегральное основание пространства и времени, создать эталонную переживаемую меру объединенного качественного и количественного, предложить другой взгляд, другой смысл, создать новое, приоткрыть. За символами архетипов и пророчеств скрыт объемный, предельный человеческому существу нередуцированный духовный опыт, предчувствие, присутствие, исход.
В мире и его законе, или за их пределом, — там, куда отправляет искусство, есть вещи иные — сакральные, непостижимые профанным сознанием в любых предоставляемых ему формах изложения. Хотя это не приговор.
Есть некоторое, о котором не сказать никак и никому, оно представляет собой нечто принципиально ускользающее, невыразимое и вообще — вне этих законов.
Но тайно на мгновение оно приоткрывается прямым переживанием — в уникальности акта и содержания автора, уникальности внимания и восприятия зрителя, их связи. Произведение искусства завершает читатель.
Свидетельство о публикации №225120400068