Вера и насилие. 4. Борьба с инакомыслием
Христианская этика. Чему учил Христос
Теистическая этика основана на представлениях о том, какие из совершаемых нами дел угодны и какие неугодны Богу. Разные религии придерживаются очень различных мнений на этот счет. Основой любой христианской этики должно было бы быть учение Иисуса. Иногда христиане преувеличивают оригинальность учения Иисуса — «Золотое правило» независимо возникало чуть ли не во всех ранних цивилизациях, а вопрос о том, воздавать ли за зло добром или злом, обсуждал еще Конфуций . Учение Христа подробно описано здесь:http://proza.ru/2024/10/22/44; http://proza.ru/2024/09/24/963. Вспомним некоторые Заповеди, определяющие христианскую этику.
Христос учил: "...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..." (Мф 5:39).
" Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф 7:1).
" Возлюби ближнего твоего, как самого себя"(Мф 22:39).
" Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного " (Мф. 43–46, 48).
"Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6:46).
«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мар. 7:9, Мар. 7:13).
"Блаженны нищие духом,ибо их есть Царство Небесное ! ..Блаженны миротворцы...» (Лк 6,20).
«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6:46).
«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мар. 7:9, Мар. 7:13).
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим...»(Мф 19:21).
Этика Христа возвышенна и прекрасна! Однако человек, уважающий евангельского Иисуса, вовсе не обязан принимать последующее «творческое развитие» евангельской этики Церковью и все церковные учения о Нем.
ХРИСТИАНСКАЯ ПРАКТИКА
Раннее христианство. Христианское насилие и нетерпимость
Император Константин не стремился обращать в христианство языческие массы: они продолжали жить и молиться богам так, как привыкли. Однако, меры, принимаемые им , направленные на защиту общественного спокойствия и утверждение базовых моральных принципов, были поистине чудовищными.
В«Кодексе Феодосия», можно найти уголовные законы, принятые Константином:
«Чиновникам-взяточникам отрубали руки...рабов, жаловавшихся на господ, распинали..,доносчиков душили и, «отрезав язык, вешали им на шею»..виновного в отцеубийстве или матереубийстве следовало «не казнить ни мечом, ни огнем, ни иным привычным способом, но зашить в тесный кожаный мешок вместе со змеями», а затем бросить в реку или в море, дабы, «еще живой, он утратил все чувства»
Как совместить такое изуверство с образом императора-христианина?
К четвертому веку в христианстве вышла на поверхность скрытая в нем жестокость. В популярной в то время литературе давались красочные описания адских мук для тех, кто не желает повиноваться воле Божией воле. Быть может, «что на небесах, то и на земле»: если сам Бог так карает грешников, почему же мы здесь должны поступать иначе?
Дохристианские религиозные культы , как правило, не имели отношения к поведению человека, к его повседневным добрым или дурным делам. Не так обстояло дело в христианстве. Тесная связь христианской религии с имперской властью вела и к более суровым наказаниям за «безнравственные» поступки.. В последующие годы и десятилетия императоры активно указывали религии и Церкви, куда им плыть.. Властители не стеснялись навязывать своим подданным веру силой.
К концу четвертого столетия xристианство было провозглашено государственной религией. Традиционные языческие практики были запрещены, храмы сровнены с землей, священные предметы и языческое искусство встретились с беспощадным уничтожением. Императоры после Константина продвигали христианскую религию,стать христианином становилось все легче и легче. Менять веру сделалось выгодно .
При Феодосии 1, правившим Римом с 379 по 395 год, христианство стало официальной государственной религией Римской империи.
В первые годы своего царствования он издал такой указ: «Воля наша в том, чтобы все народы, живущие под властью Нашего Величества, исповедовали ту религию, что проповедовал римлянам божественный апостол Петр… ..». Империя стала христианской. Перед христианскими лидерами встал новый вопрос, на который необходимо было найти ответ: не стоит ли хотя бы попробовать обратить язычников силой?
К концу столетия видные христианские деятели возвышают голос против свободы веры и доказывают: государство должно употребить власть, чтобы заставить язычников обратиться в христианство против воли. Не в первый и не в последний раз случается, что угнетаемая группа, пока ее угнетают, ратует за свободу, но придя к власти, вдруг резко меняет свое мнение.
Причины нетерпимости христиан
Kогда христианские лидеры получили власть, а с ней и возможность навязывать другим свои религиозные предпочтения, нетерпимость в среде простых христиан возросла.
Нетерпимость – это принципиальное отрицание чужих верований и практик как дурных и/или опасных.Нетерпимость вела к жестокому подавлению «непризнанных» религий.
О религиозном принуждении и насилии можно говорить, когда некто применяет к иноверцам силу, стремясь не только наказать их, но и обратить, то есть силой изменить их религиозные взгляды и практики. До начала четвертого века христиане были жертвами, но в конце века сами перешли к насилию, от которого в ужасе отшатнулись бы их единоверцы всего несколько десятков лет назад.
Итак, христиане осуществляли насилие над язычниками, и историки давно уже задаются вопросом – почему?
Христианство начинало с этического учения Иисуса: от его последователей требовалось любить ближних, как самих себя, не отвечать злом на зло и любить даже врагов, и христиане четыре столетия после Его смери по-прежнему исповедовали эти принципы. Однако время от времени они – от руководителей государства и лидеров Церкви до грубой, необразованной толпы – проявляли нетерпимость, ведущую к насилию. Чем это объяснить?
Во-первых, всякий, кто не принимал их веру и не исполнял их обряды, рисковал навлечь на себя гнев Божий не только в этой жизни, но и в будущей. Нераскаянным язычникам предстояло вечно жариться в аду. Значит, было очень важно убедить их принять христианство, ибо уже очень близко Царство Божиe на земле, - и это грядущее преображение мира начиналось с верующих здесь и сейчас. Священные Писания христиан приказывали им противостоять ВСЕМ ИНЫМ религиозным традициям и практикам, обращать неверующих, если понадобится, и силой. Некоторые христиане воспринимали эти указания буквально, как повеления , исходящие от самого Бога.
Другой уникальной чертой христианства, ведущей к росту нетерпимости, стало повышенное внимание к знанию истины.В отличие от других религий, христианство представляло собой не просто набор ритуалов и религиозных практик , акцент в нем делался на "правильной" вере. В конечном счете, в вечности важно было именно то, во что человек верит, что считает истиной, малейшее отступление от правильного учения могло привести к вечному проклятию.
Из-за огромного значения «правильной веры» для вечной жизни конфликтный потенциал, заключенный в этой эксклюзивистской религии, достаточно рано вышел на поверхность и привел к широко распространенной нетерпимости. «Неправильная вера» опасна – значит, терпеть ее нельзя!
Нетерпимость христиан звучит уже в новозаветных Писаниях – и прослеживается вплоть до четвертого века, и всегда она направлена на «другого», кто бы он ни был: иудей, язычник или даже собрат-христианин.
Как и все, связанное с христианством, в каком-то смысле эта нетерпимость ведет свое начало от самого Иисуса. Исторический Иисус, как и другие иудеи его времени, был убежден, что «неверные» истолкования Писания терпеть нельзя. Во время своего общественного служения он весьма резко отзывался об иных своих врагах из числа фарисеев. Во враждебных высказываниях о них в Евангелии от Матфея содержатся формулировки, возможно, принадлежат самому Матфею, когда он передает «мысль Иисуса» о том, что фарисеи заблуждаются и упорствуют в своих заблуждениях. Со временем эта нетерпимость нарастала .Особенно резко звучит полемика Иисуса в Евангелии от Иоанна, где Иисус регулярно противостоит врагам, собирательно называемым «иудеями», – как будто автор уже не делает между иудеями никаких различий. В одном месте Иисус говорит, что «иудеи» – не дети Божии, а убийцы и лжецы (Ин. 8:42–44).
Со временем этот антииудаизм только возрастал. К концу 2 века против иудеев выдвигаются обвинения и посерьезнее. В одной из своих проповедей малоазиатский епископ Мелитон Сардийский заявляет, что поскольку, Иисус был Богом, а иудеи его казнили – выходит, они убили собственного Бога, и потому иудеи – не просто убийцы Христа, они богоубийцы. К четвертому веку, придя к власти в империи, христиане начали обращаться с иудеями соответственно: отсюда ведет свое начало история христианского антииудаизма.
Уже в Новом Завете мы слышим, что второе пришествие Иисуса во славе будет совсем не таким мирным, как первое. Наоборот: когда он снизойдет с небес , с Ним придёт «отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его…».
Но поразительнее всего, пожалуй, то, с какой силой христиане презирали и ненавидели своих же собратьев-христиан, с которыми у них возникали богословские разногласия. Решительную нетерпимость к своим встречаем мы уже у древнейшего христианского автора – Павла: он проклинает всякого, будь то человек или ангел, кто станет проповедовать не то благовестие, какое проповедует он сам (Гал. 1:8–9). О проклятии Павел говорит вполне серьезно, в полном смысле слова, подразумевая под ним вечное осуждение, и в данном случае обрушивается он на тех, кто считает, что верующие в Иисуса должны выполнять заповедь Божию об обрезании.
В целом все, кто не соглашался с «учением евангельским и апостольским», предлагавшим богословски верное понимание Троицы , официально объявлялись «умалишенными и безумными»; им предстояло «вначале испытать на себе божественную кару, а затем и наше возмездие в соответствии с божественными установлениями»(«Кодекс Феодосия»).
Еретики – враги Бога, и он будет судить их. Но суд Божий состоится в конце времен, а пока судить и карать преступников – обязанность христиан, обладающих властью.
Нетерпимость к инакомыслию
Вместе с ростом христианства росла и религиозная нетерпимость к инакомыслию.Иногда она воплощалась в действиях: насилии, подавлении, принуждении инакомыслящих.
Xристианская Церковь росла по экспоненте – это касалось не только числа последователей, но и материального благосостояния. К 400 году н. э. христианами были около половины населения империи, к 500 году – уже решительное большинство. Христианизация империи принесла Церкви неисчислимые выгоды. При Константине христианство было легализовано, при Феодосии стало государственной религией, в последующие столетия – неизменно господствовало на Западе.
Богатство и власть самой Церкви сделались поистине сказочными. Богатство ее проявлялось не только в великолепных церковных зданиях и их роскошном убранстве, но и, прежде всего, в огромных земельных и иных владениях епископов. То же можно сказать о власти: она не ограничивалась личной религиозной жизнью верующих – это была серьезная общественная и политическая власть.
Зададим вопрос: какое влияние оказали на инквизицию , войны, карательные органы евангельские призывы : "Не судите, да не судимы будете" , «любите врагов своих» ? Или как напр ,объяснить попытки доказать согласие основ евангельского учения о Любви и существования рабства, телесных наказаний, роскоши богатых, смертной казни ?
Что такое ересь и как с ней бороться?
Е;ресь— это фундаментальное отклонение от основ религиозного учения той или иной религиозной общины. Еретик- последователь ереси; это тот, кто отступает от общепринятых взглядов, правил, положений. Еретик — это противник господствующего верования церкви.
Первоначально слово «ересь» не имело негативного значения. Оно использовалось применительно к различным философским течениям, школам и учениям, так могло быть названо даже мировоззрение. Более близким по смыслу здесь будет слово «иноверие», впервые встречающееся у Платона для обозначения ложного убеждения. В текстах Нового Завета слово «ересь» употребляется преимущественно в негативном контексте, как обозначение, даваемое Церковью секте или группе, которая угрожает единству христиан, — то есть не как доктринальное отклонение. На рубеже двух Заветов это слово могло означать религиозное учение. Религиозная партия, исповедовавшая то или иное учение, также могла называться «ересью» , напр., «фарисейская ересь» (Деян 15. 5), «саддукейская ересь» ( Деян 5. 17). В кругах, оппозиционно настроенных к христианству, «назорейской ересью» называлась как партия (Деян 24. 5), так и как учение: «...об этом учении везде спорят» (Деян 28. 22). Однако ап. Павел возражал против именования новой религии «ересью», поскольку христианство универсально; в нем апостол продолжает служить тому же «Богу отцов», которого он исповедовал ,будучи фарисеем (Деян 24. 14-15). В 1-м Послании к Коринфянам он использовал это слово для обозначения «разномыслий», возникших в христианской общине по поводу «вечери Господней» (1 Кор 11. 17-22).
Слово «ересь» постепенно утратило первоначальное значение , и в раннехристианских текстах уже апостолы употребляли его в том негативном значении, какое прочно закрепилось за ним впоследствии в учении Церкви:«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси,и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр 2. 1). Ап. Павел дал практическое предписание в отношении еретика: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3. 10-11).
С четвертого века слово «ересь» все чаще стало использоваться для обозначения ошибочного учения,противоречащего ортодоксальной религиозной доктрине .Еретиком стали называть человека, который выступал против принятого учения церкви,т.е. подвергал сомнению главные ее идеи церкви. Таким образом, в 13 веке была создана католическая инквизиция, главной функцией которой была борьба с еретиками.
Святая инквизиция
История христианства на протяжении многих столетий неразрывно связана с борьбой с религиозным инакомыслием, под которым подразумеваются неприятие, преследования и уничтожение альтернативных идей и их носителей вплоть до пыток и смертной казни.
Инквизиция была создана для преследования и искоренения ереси не средствами убеждения, а средствами насилия.Организованный террор – вот то средство, с помощью которого церковь стремилась через инквизицию удержать и укрепить свои позиции.
Французский инквизитор 14 в. Бернар Ги, писал: «Задача инквизиции– истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники".
В наст. время Церковь пытается занизить число жертв инквизиции и доказать, что они вообще не имеют отношения к "истинной" церкви и учению Христа.
Так кто или что же породило Торквемаду и других убийц в церковных рясах? Как стали возможны "святые войны" во имя Христа,благословляемые Церковью, жесточайшие пытки и преследования , осуществляемые ради "правильного" исполнения "святых правил",закреплённых св. Соборами? Чем же отличается "учение" Церкви Христовой от учения Того, кто считается её основателем?
О задачах и системе инквизиции
Так как официального определения ереси и еретика в средние века не существовало, то все зависело от произвольного толкования этих понятий инквизиторами, которые, стремясь с корнем вырвать крамолу, преследовали не только "сознательных" еретиков, но и всех тех, кто имел к ним самое отдаленное отношение – "соприкасался" с ними и мог вследствие этого вольно или невольно "заразиться" от них "злонамеренным учением".
Создание инквизиции развеяло культивировавшуюся столетиями богословами легенду о христианской религии как религии всеобщей любви, милосердия и всепрощения. Однако, подвергая свои жертвы чудовищным пыткам, сжигая их на костре, приписывая им, часто без всякого основания, нелепые преступления и пороки, Церковь утверждала, что она это делает во имя все того же христианского милосердия, что она спасает таким образом самое ценное в человеке – его душу и обеспечивает ей вечное, хотя и потустороннее, блаженство. Собственно говоря, это утверждение было весьма созвучно христианскому учению о достижении Царства Небесного путем принятия мук и страданий на земле и является примером того, как замышляется зло в кажущемся стремлении к добру.Но при любых словесных манипуляциях нельзя скрыть существенной разницы между библейской историей о мученической смерти Христа и мученической смертью еретика, сжигаемого сынами христианской церкви, которая в период своего зарождения и становления обещала добиться всеобщего счастья путем непротивления злу и любви к ближнему.
Борьба с инакомыслием в Православии.Сожжения еретиков
Считается, что сжигание еретиков на костре характерно только для католиков, однако, известно, что и Православная Церковь не гнушалась этим. Хотя следует заметить, что в отличие от католической инквизиции, Православная инквизиция существовала недолго и объектом внимания было в основном духовенство. Однако, борьба с инакомыслием всегда была присуща и Православной церкви.
Первое упоминание о сожжении еретиков содержатся в летописной записи за 1227 год. В Новгороде связывают и бросают в огонь четырёх волхвов. Летопись не оставляет сомнений, что палачами были христиане, так как арестовавшие волхвов новгородцы первым делом доставили их на двор архиепископа.
Приблизительно в то же время в ереси и чтении запретных книг был обвинён монах Авраамий, которого духовенство потребовало «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. В житии Авраамия указывается на тех, кто требовал его казни:
« попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него.»
Согласно «Кормчей книги» (сборнике церковных и светских законов, 1284 год):
«если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.»
В летописи 1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» , в сответствии с которыми за ересь полагается «огнём зжещи или живого в землю засыпати» .
В конце 15 столетия своими жестокими расправами над инакомыслящими прославился новгородский архиепископ Геннадий. Еретиками были евреи-священнослужители, распространявшие «ложное» учение о Христе («ересь жидовствующих»). В 1490 году на Соборе еретиков отлучили от Церкви и прокляли, а архиепископ Генадий « повелел посадить их на коней…,водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан». Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, «чтобы видевшие его укрепились в правой вере.»Архиепископ Геннадий Новгородский причислен Русской православной церковью к лику святых.
В 1504 году одним из инициаторов сожжения «жидовствующих» еретиков был игумен Иосиф Волоцкий (в миру — Ива;н (Иоа;нн) Са;нин), также причисленный церковью к лику святых. Об этом «святом» идеологе православной инквизиции, следует сказать более подробно. В своем трактате «Просветитель» ( слово тринадцатое) Волоцкий выступает против «ереси Новгородских еритиков, которые считали, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника и приводили в свидетельство слова Господа, Который сказал: “Не судите, да не судимы будете”(Мф. 7, 1.)».
В наставлениях христианам «Святой» писал:
«еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням... подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст,...Пусть осудят их по божественным правилам на окончательную погибель в нынешнем веке и в будущем.» Если даже и умереть придется, не ленись учить брата своего, ибо это — мученичество за Христа.Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви ,..как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: “Кто не со Мною, тот против Меня”(Мф. 12, 30.).
Волоцкий в качестве образцов для подражания приводит многочисленные примеры из Нового Завета о расправах апостолов над еретиками. Он поучает верующих, цитируя апостолов:
« Верховный апостол Петр наставляет: “Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия”(1 Пет. 2, 13–15.). Подобно тому учит и апостол Павел: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое”(Рим. 13, 3–4.).Подобно тому говорят и святые отцы.Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем. Но если это было повелено об убийцах, прелюбодеях и делающих иные злые дела, то тем более подобает поступать так по отношению к еретикам и отступникам.Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечом; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязанный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, — даже если сам начальник и православный, он подлежит смертной казни.Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.
... Если кто-нибудь убьет по воле Божией — убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, — милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными.Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.»...
И вновь встает вопрос: как культура, формально посвящённая выполнению предписанию „люби ближнего, как самого себя“, могла перейти к точке, где она санкционировала применение насилия как вне, так и внутри общества ?
Свидетельство о публикации №225120400099