Приход колдуна на крестьянскую свадьбу Василия Мак
На полотне изображён эпизод крестьянского свадебного пира, радостное течение которого нарушает неожиданное появление запорошенного снегом сельского колдуна. Строго говоря, в отделе русского искусства на Всемирной выставке в Париже Василий Максимов представил два своих полотна — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел». Незадолго до этого в Санкт-Петербурге первое из них демонстрировали под названием «Приход колдуна на свадебный пир». Однако в каталоге парижской выставки оно фигурировало под французским названием «Arriv;e d’un devin ; une noce villageoise» (B. M. Maximoff).
Американский скульптор Уильям Стори писал, что в картине «Приход колдуна» присутствует «огромная сила и естественность».
Лучшее произведение Максимова
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» лучшим произведением Максимова. Он писал, что это полотно принесло художнику всеобщую известность, выдвинув его «в первые ряды русских художников-реалистов». Картину, которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, приобрёл сам Павел Третьяков.
Иван Крамской в письме к Третьякову (1875 г.) писал так: «Максимов решился обсыпать снегом своего колдуна в изобилии, и от этого дело только улучшилось значительно. По моему мнению, ему не нужно больше ничего трогать, исключая балалаешника, да, пожалуй, ещё (и то кстати) лицо самого хозяина, чтобы сделать лицо его немножко более видным».
А художественный критик Владимир Стасов напишет: «Поздравляю Вас с покупкой картины Максимова, по-моему, это одна из примечательнейших русских картин, особенно по выбору сюжета…».
Одобрительно высказался о покупке полотна и художник Павел Чистяков, который в письме к Третьякову от 14 апреля 1875 года писал: «Хорошую картину Вы купили у Максимова… За Максимова я радуюсь. Он ступил на тропу художника…»
Известно, что в течение некоторого времени после продажи, полотно оставалось у Максимова. И он внёс в неё «необходимые поправки»… Например, прописал на колдуне снег и осветлил голову балалаечника. Судя по всему, произведённая художником доработка удовлетворила покупателя.
Впоследствии, кстати, художник написал несколько авторских повторений картины. Одно из них находится в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»
Весной 1871 года Максимов вместе с коллегой по творческому цеху Виктором Васнецовым побывал в Киеве. Там он много рисовал, особенно его интересовали «народные типы». Вернувшись в Санкт-Петербург, отправился в деревню Чернавино Санкт-Петербургской губернии, чтобы рисовать. Избу, в которой жил, он превратил в мастерскую. А в деревне находил крестьян-натурщиков для персонажей будущего полотна.
Художник рассказывал, что сюжет «Прихода колдуна» был связан с детскими воспоминаниями о женитьбе старшего брата. «Молодые стояли в красном углу, оба очень красивые, все любовались ими… Вдруг вошёл какой-то человек с собакой и, не снимая шапки, стоял у порога. Все гости переглянулись и шептали друг другу: „Колдун, колдун пришёл“. Тогда дядя встал и громко сказал: „Колдун, подойди сюда, выпей за здоровье молодых и не мешай пировать“. Поднесли колдуну чарку, сунули ему в руку какую-то монету, и колдун исчез со своей собакой», вспоминал он.
Именно этот эпизод художник запечатлел на картине. В красном углу, у икон, стоят новобрачные. Рядом с ними родители невесты, священник и гости. У концов стола сидят дружки с перекинутыми через плечо шитыми полотенцами, подаренными им невестой. Радостное течение свадебного пира нарушает неожиданное появление запорошенного снегом сельского колдуна, которого с караваем в руках встречает мать. Он в шубе и шапке, покрытой снегом. К поясу колдуна привязаны лычки, которыми, согласно поверью, можно «завязывать зло».
По словам Адриана Прахова, «если бы даже и не знать, что новый гость — колдун, по одному его лицу и по его одежде, по всеобщей тревоге, сопровождающейся невольным уважением, вы тотчас же чувствуете, что вошло что-то важное, мистическое, сверхъестественное».
Тут следует отдать должное мастерству художника: жанровую сцену из обычной жизни он показал немного возвышенно. Более того, смог наглядно продемонстрировать, как христианская вера соседствует с язычеством.
Персонажи
Все персонажи картины — выразительных стариков, балалаечника и, разумеется, зловещего колдуна, художник писал с реальных людей. Равно как и главных героев — жениха с невестой.
Искусствовед Алексей Леонов писал, что художник, вероятно, «мог бы рассказать о каждом из своих героев всю историю его жизни, обрисовать его характер и поступки».
Сам Максимов вспоминал как искал натурщиков для двух отцов и колдуна. «Степана Лисина я сделаю невестиным отцом, а женихова отца пишу в других деревнях, вчера начал с Лобазина, но никуда не годится, сегодня счистил, и так постоянно вожусь с одним и тем же делом несколько раз», поделится он в письме жене. Для попа в «Приходе колдуна» позировал некий охотник Крячок. А прототипом колдуна был Григорий Семёнович Шабара, которого художник знал с начала 1870-х годов.
Два композиционных центра
Всю сцену можно разбить на два композиционных центра. В первой группе присутствуют жених, невеста и гости, собравшиеся вокруг стола. Вторая группа включает колдуна, подносящих ему хлеб-соль хозяев дома, а также балалаечника и девушку справа. Фигуры расположены так, что главные персонажи не заслоняются второстепенными, а чётко выделяются, в том числе с помощью освещения.
Наиболее сильно испуг от прихода колдуна выражен в облике невесты, юное лицо которой «полно очарования». Она одета в красный свадебный костюм с жёлтыми кисточками, на голове — кокошник, обшитый жемчугом. Критик Адриан Прахов дал ей такую оценку: «Невеста, чисто русская и даже не красавица, так целомудренно, так девственно проникнута и торжественностью события, и минутной тревогой, что, взглянув на неё, нельзя её не полюбить».
Её своеобразное лицо с немного приподнятыми скулами вносит в картину особую поэтичность и новизну. Искусствовед Александр Замошкин называл образ невесты «подлинным открытием художника». Невесту пытается успокоить её мать, шепча ей утешительные заклинания. Жених выглядит спокойно и с большим внимание слушает священника.
Гости, особенно, старые, и вовсе спокойны. Они прекрасно знают, что от колдуна надо откупиться подарками. Отец невесты — седобородый крестьянин по правую руку от молодых — продолжает спокойно сидеть за столом. Находящиеся напротив него старик со старухой даже не повернулись в сторону непрошеного гостя.
Свидетельство о публикации №225120501142