Доброта души красота

Мансур Суруш

(Рассказ – быль)

«Жизнь как пазл*, состоит из
множества деталей, которые в конце
концов превращаются в общую картину»
Чарльз Диккенс

Крохотную, высохшую и сгорбленную, но всегда чистую и опрятную старушонку, которю  при рождении нарекли красивым именем Фазилат, все, с кем ей доводилась общаться, стар и млад называли просто, но уважительно «Биби», что означает бабушка, балуля. Год своего появления на Божий свет она, кажется не помнила сама. А может она просто не хотела распространяться на эту тему, дабы не выглядеть в глазах окружающих развалиной, дряхлостью, хотя старость не красные дни. Поэтому никто точно не ведал, сколько биби стукнуло лет, знали только что в подлинном мире она живёт давно. Но также было ясно погожий день, что покидать его она вовсе скромные габариты тела, не была обделена и не думает, благо здоровьицем, несмотря на свои скромные гпбариты тела, не была обделена.
Хотя она была многодетной матерью, жила одна в своём видавшем виды домике с небольшим, но ухоженным двором, потому что ей на роду было написано рожатьтолько девочек. Все они давно были замужем и жили каждая со своей семьёй. Они и их мужья не раз поочерёдно просили мать переселиться к ним, но она всегда отнекивалась, ссылаясь на то, что под чужой крышей не может сомкнуть глаз, сон не идёт. Аа настоящей причиной отказа было то, что удручённая годами старушка уютно и комфортно чувствовала лишь в тёплой атмосфере родного дома, а за его пределами очень скоро начинала скучать даже по еего запаху. Конечно, одиночество не подарок, но всё же лучше проводить в до боли знакомых стенах, у своего родного очага. Что может быть милее ставшего тебе таким дорогим своего крова?
Однажды, когда не зная как убить время, старушка собиралась включить телевизор , который намедни ей подарил один из её зятьев, зазвонил домашний телефон. Сняв трубку она услышала новость, от которой пришла в неописуемую радость, и возблагодарила Бога, по привычке молитвенно воздев руки к небу. А сообщили ей о том, что у одной из её внучек родилось дитяти – мальчик.
«Теперь их у меня стало девять, правнуков и правнучат»,-сказала про себя старушка и решила немедля собираться в дорогу, ехать в соседнее селение, где жила её внучка, чтобы поздравить её с рождением сыночка и полюбоваться на него, благославить, чего прабабушкам сам Бог велел.
Быстро собравшись, много ли ей надо, старушка по заведённой с юных лет привычке, мельком глянула в зеркальце и прошептала: «Когда – то и нам пели соловьи».
Вскоре она, запыхавшись остановилась на обочине оживлённой скоростной трассы, чтобы перевести дух. Старушка надеялась, что кто-то её подвезёт и что она ещё до вечерних сумерек вернётся домой, никому не доставляя лишних хлопот.
Казалось, что потоку мчавшихся разномарочных и разногабиритных машин не будет конца, но не один водитель не хотел, даже и не думал остонавливаться. Они словно не видели старушонку, хотя она непрерывно махала рукой. Глядя вслед за проезжающими машинами, она вспомнила двустишие из одного стихотворения, которое засело в её памяти ещё в школьные годы:
Без оглядки назад,река куда-то вечно несётся,
Словно кто-то в погоне за нею рвьётся.
«Видать и на этой дороге за водителями кто-то гонится, раз они несутся как угорелые. Ещё наверное боятся, что старушка не заплатит за проезд. Да есть у меня деньжата, хотя пенсия не ахти какая, кот наплакал. Да я почти и не трачу её, только за электроэнергию плачу, причём и её экономлю. Эх, где мои молодые годы? Я бы и пешком спокойно дошла бы, но теперь мерить вёрсты уже не могу, куда мне..»
В этот миг одна из машин, сбавив скорость, поравнялась со старушкой. А водитель, веснушатый юноша, высунув голову из кабины, крикнул на ходу:
-Биби, вы зря стоите тут, здесь шоферам остонавливаться запрещено. Вон видите дорожный знак установлен.
-А я что, разбираюсь что ли в них?-ответила старушка.
-Я бы рискнул, остонавился бы и посадил бы вас в свою машину,-скороговоркой проговорил молодой водитель. – Да только вот боюсь, что Дамир – Беркут налетит как вихорь буйный, и всыпет мне по первое число.
Сказав это, веснушатый быстро укатил, словно от греха подальше. А старушка задумалась, не зная в какую сторону идти, где машинам дозволено остонавливаться, где и водителям, и пассажирам привольно, как зверям и птицам в лесу.
В это время вдали показалась чёрная «Волга». Но уже зная, что здесь задерживаться нельзя, старушка не стала махать рукой. И всё же, проехав мимо, «Волга» остонавилась, а затем дала задний ход и притормознула там, где стояла старушка. Из машины вышел высокий плечистый мужчина средних лет. Вначале поздоровавшись, он приоткрыл дверцу машины и сказал:
- Садитесь, пожалуйста! Только скажите, куда вам надо. Мигом подвезу.
Старушка назвала селение, где жила её внучка. На это незнакомец ответил:
- Правда, мне в другую сторону, там меня ждут. Но ничего, сначала доставлю вас до нужного места. Садитесь, прошу вас.
Уже в машине, когда она тронулась, старушка сказала:
- А ты прежде чем остановиться, увидев меня старую, не подумал, что можешь попасть под горячую руку Дамира – Беркута? Говорят, что он сваливается как снег на голову, вырастает внезапно как из под земли. Поэтому стоило ли из – за меня подвергать себе опасности? Говорят, что он очень крут с нарушителями. Не дай Бог, если бы он нас застукал сейчас, взял бы тебя в такой оборот, что мало не покажется.
- Да если бы он  увидел кого я посадил в машину, пусть и в неположенном месте, это маленького нарушение мне сошло бы с руки. Ведь и его тоже мать родила. А все матери как звёзды на небе похожи друг на друга, похожи своей безграничной любовью к детям, и не только к своим, а стало быть ко всему человеческому роду.
- Что правда то правда, - охотно согласилась с ним старушка.
-Выходит, даже и вы наслышаны об этом грозном гаишнике по прозвищу Беркут?
- Да, - пояснила старушка, - от одного из своих зятьев, он шофёр, но только дальнобойщик и отлучается иногда надолго. По его словам, от этого самого чёртова Беркута шоферам нет ни спасу, ни житья. Он выжимает из них соки, накручивает им хвосты, портит кровь. Зять говорит, что за дорожные нарушения он спрашивает не просто на полную катушку, а так, что хоть в петлю лезь, хоть караул кричи. Даже за малейшее нарушение может отобрать права. То есть из – за одной вши горазд шубу бросить в огонь. Возможно таким образом он отводит душу, зато каково вам, водителям? Поэтому шофёрская братия костит его его во все корки, склоняет во всех падежах. Удивляться не приходиться, если дразнишь пчелу – она ужалит.
- Знаю, - отозвался незнакомец – Вспину о нём говорят всё что угодно, а в глаза то, что выгодно.
- А ты почём знаешь это? – спросила старуха. – Или ты знаком с этим налётчиком, как ещё называют этого кровососа, живодёра, будь он неладен?
От этих слов у водителя дёрнулась щека, словно от только что полученной оплеухи. Но он виду не подал, и ответил невозмутимо:
- Да, знаю маленько.
- Лучше скажи, что и ты попадался на его удочку, получал взбучку, что и ты в опале, - съязвила почему – то старушка.
- Да, - хитро улыбнувшись, подтвердил водитель, - не стану скрывать, я тоже у него на крючке. А Беркут не такое уж плохое прозвище, ведь эту птицу называют королём неба.
- Может и впрямь возомнил из себя короля, - сказала старушка. –И это бы ничего, только вот что плохо, он как молния прямо в темечко ударяет, думая что на него управы нет.
- А вы сами хоть раз видели его?
- На его счастье нет, не приходилась, - ответила старушка. – Да я редко выхожу на большую дорогу, хотя и сидмя не сижу.
- А почему на его счастье? – искренне удивился незнакомец.
- Да, на его счастье, - повторила старушка. – Да попадись он на моём пути я его в бараний рог согну, хребет сломаю, глаза выцарапаю, чтобы престал подносить пилюлю хорошим людям.
Когда старушка это произнесла, водителя стал давить смех, а потом он и вовсе стал ржать как лошадь.
Прежвальского. Не догадываясь о причине такого смеха, старушка с недоумением уставилась на него. Тот тоже обернулся на неё и спросил:
- А вы справитесь с ним? Он такой же здоровяк как и я, мы с ним словно из одного теста…
- Как пить дать справлюсь, для меня это проще пареной репы. Не гляди, что я такая маленькая, незря меня в детстве драчуньей называли, - на полном серьёзе парировала старушка.
- Тогда мне…, то бишь Беркуту не сдобровать,- с трудом унимая смех, сказал водитель.
После этого они молча проехали ещё несколько километров. Затем водитель сказал:
- Вот мы и приехали куда вам надо.Знаете хоть где живёт ваша внучка?
- Знаю, в конце вот той улицы, - ответила старушка и указала пальцем.
Через несколько минут она попросила остановоться возле одних выкрашенных ворот.
- Вот здесь и живёт моя внучка, - сказала старушка, - семья которей пополнилась ещё одним членом, пока человечиком. Сколько я должна за проезд?
- Нисколечко! – протестующе сказал водитель. – Достаточно вашего благословения, материнского.
- Спасибо тебе, мил человек, - с чувством благодарности в голосе сказала старушка,- что так быстро подвёз меня, а то я не знаю, сколько бы ещё простояла у дороги, и всё из – за этого Беркута, чёрт бы его побрал. А ведь я ещё затемно должна вернуться в своё гнёздышко. Правда придётся ещё голосовать, а может даже топать черепашьим шагом.
- Не придётся , нет! – заверил её незнакомец.
- Это почему же? – вскинула на него удивлённые глаза.
- Потому что вечером я заеду за вами и довезу до самого вашего дома, - сказал просто незнакомец.
- Значит опять пойдешь на риск, - заметила старушка.
- Нет, - возразил незнакомец, - я строго соблюдаю все правила дорожного движения и другим подаю пример. Так что бояться мне некого. На обратном пути сверну с большой дороги и заберу вас с собой.
Обрадованная старушка тихо молвила:
- Спасибо тебе огромное, мил человек. Кто так уважает пожилых людей, на старости лет и сам будет окружён уважением. Дай Бог тебе долгой жизни и удачи во всём, сынок. А теперь я пойду, а то не терпиться увидеть своего новорождённого правнучонка.
Водитель быстро вышел из машины, обошёл, услужливо открыл дверцу и помог старушонке спешиться. Она снова стала благодарить его. Дождавшись, когда она закончит, водитель незаметного для неё хитро подмигнул и задался вопросом:
- Значит вы и впрямь хотите отдубасить Дамира Беркута, спустить с него три шкуры, наказать как следует? Сделать то, что не может вся шофёрская братия.
- Да, как только подвернётся случай, - стала убеждать его в своей непреклонности старушка.
- Случай, как того вы хотели, подвернулся. Вот он Дамир – Беркут перед вами собственной персоной. Делайте со мной что хотите, - сказал незнакомец и склониил голову перед старушкой.
- Да ты, как я погляжу ещё и шутник, - в тон ему сказала старушка, рассмеявшись. – Ну какой из тебя хищный Беркут? Ты весь добрая душа.
- Как знать? – развёл руками водитель. – Но лопни мои глаза, если я вру. Я и есть тот самый гаишник, которому дали прозвище Беркут, может и заслуженно. Могу показать и служебное удостоверение.
Не зная что сказать, старушка всё таки стала уточнять:
- Раз так, почему на тебе нет милицейской формы, и где твой жезл?
- У меня сейчас краткосрочный отпуск, которого я наконец дождался. И сейчас я еду в одно место, где меня ждут мои друзья – товарищи. Пусть изредка, но мы можем себе позволить такие встречи, посиделки.
В ответ старушка потупив глаза, виновато сказала:
- Раз ты и есть тот гаишник по имени Дамир, а по провищу Беркут, значит я наговорила лишнего, несуразного, за что ты прости меня старую. А меня при первой же встрече с зятем, который у меня шофёр, объясню ему, что ты вовсе, абсолютно не такой человек, каким тебя считают, каким ты прослыл. Что ты уважительно относишься к старым людям, что остановил свою машину в неположенном месте и подобрал меня, чтобы я не простаивала понапрасну у дороги.
- Вы преувеличиваете, уважаемая, - вставил просто водитель, которому поверила старушка, - то что я сделал, это отнюдь не подвиг.
И ещё добавил:
- А теперь выслушайте меня и поймите почему я строг и без снисхождения на службе. Я гаишник со стажем, а работа у нас это не демская игра в догонялки. Она обязывает меня денно и нощно быть бдительным, зорким, чутким на любые на любые нарушения. Это не так просто и безопасно, помните слова из песни « Наша служба и опасна, и трудна». Я останавливаю тех, кто превышает скорость, делает резкие манёвры, неправильно паркует транспорт. А если попадётся водитель в нетрезвом состоянии, то спуску от меня ему ждать не приходится. Делаю всё это я к их большому неудовольствию, но во имя безопасности их же, их пассажиров и пешеходов, среди которых немалодетворы, чтобы не было аварий и катастроф с пагубными, даже трагическими последствиями. Напомню ещё слова из песни «Моя милиция меня бережёт». А мы гаишники как волки – санитары в лесу. И я горжусь, что наввереном мне участке аварии случаются не так уж часто, в чём наверняка есть и моя, Дамира – Беркута, заслуга.
Окинув взглядом внимательно слушающую его старушку, автоинспектор продолжил:
- А взяток я не беру и никогда не возьму, это не в моих правилах и характере. Честь и долг для меня превыше и дороже всего. Не скрою, бывали случаи, когда мне пытались всучить вязтку, но с теми, кто пытается это сделать, разговор всегда короток. Поэтому я могу честно смотреть в глаза всем, а главное я честен перед собой, перед своей совестью Таким быть меня ещё в детстве наставлял мой покойный отец, память которого я чту свято.
Тут автоинспектор остановился и стал прощаться со старушкой.
- Ладно, мне пора. – сказал он. -  А то меня ждут. Вы же вечером меня ждите, я подъеду к воротам и буду сигналить. Услышав, выходите.
Старушка внимательно посмотрела на него, вздохнула и сказала:
- Спасибо, что ты просветил меня словно старую, у меня словно пелена с глаз упала. Теперь буду знать кто есть кто, чем дышит. А внучку попрошу, чтобы она своего новорождённого мальчика назвала твоим именем, то есть Дамиром. Оно красивое и звучное. Может и он будет строжем дорог, как и ты.
- Если ваша ввнучка и её домочадцы примут ваше предложение, - улыбнулся автоинспектор, - на одного тёзку у меня станет больше. А какую профессию он выберет, это не столь важно. Главное, чтобы был порядочным и добросовестным человеком.
Сказав это, автоинспектор завёл машину и укатил. Глядя ей вслед старушка сказала про себя:
- “Доброта – души карсота”
- В тот день она испытала ещё одну большую радость, схожую с той, которая зародилась в её душе, когда ей сообщили добрую весть о рождении ещё одного её правнука. На душе у неё было тепло и светло, словно туда проник солнечный луч. А когда она дошла до знакомых ворот, в душе у неё царил настоящий праздник.
Так бывает когда встречаешься и знакомишься с хорошим, добропорядочным человеком.

*** Пазл – цельный рисунок, состоящий из фрагментов.


Рецензии