Распилили да не поровну. Что не так с ваучерами

Распилили да не поровну или что было не так с ваучерами


В начале девяностых государство обещало каждому гражданину равный старт. В руки людей выдавали ваучеры, которые должны были превратить бывших советских граждан в собственников заводов, фабрик и крупных промышленных гигантов. Но вместо массового народного капитализма получилось массовое разочарование. Большинство населения не получило почти ничего, а крупные активы быстро оказались в руках узкого круга людей.
Откуда взялся ваучер и что такое вообще
Слово «ваучер» произошло от английского voucher и означает талон или подтверждение права на получение ценности.
В российской приватизации ваучер был государственным приватизационным чеком. Он подтверждал право гражданина на долю в государственном имуществе.
По замыслу это был талон на часть государства. По факту эта часть стремительно обесценилась.
Каждый гражданин мог бесплатно получить один ваучер номиналом 10 тысяч рублей (в ценах 1992 года) на себя и всех членов семьи, то есть и на детей тоже.
Инициаторами и разработчиками ваучерной приватизации в России в начале 1990-х были  государственные деятели, которые разрабатывали  реформу на уровне правительства и президента. Если кто-то забыл кто это были напоминаю, что разработчиками реформы и ответственными за нее были Егор Гайдар, исполнявший обязанности премьер-министра  в 1991–1992 годах, руководитель экономических реформ, главный архитектор программы приватизации и шоковой терапии. Анатолий Чубайс – первый заместитель председателя правительства и глава Государственного комитета по управлению государственным имуществом (ГКУГИ, позднее Госкомимущества). Он  фактически отвечал за организацию ваучерной приватизации и подготовку нормативной базы.
Борис Николаевич  Ельцин – президент России в 1991–1999 годах. Он подписывал указы и законы, которые юридически давали старт приватизации.
Можно сказать, что концепция ваучерной приватизации формировалась как совместная работа правительства, Государственного комитета по управлению государственным имуществом и администрации президента, с ключевым экономическим руководством со стороны Гайдара и непосредственным исполнением через Чубайса.

Инфляция уничтожила реальную стоимость ваучеров
Инфляция 1992 года составила 2 500 процентов.
Номинальные 10 тысяч рублей превратились в фикцию, а ваучер стал символическим бумажным фантиком.
На старте приватизации государство утверждало, что один ваучер эквивалентен «части общенародного богатства». Но на деле стоимость ваучера падала быстрее, чем люди успевали им воспользоваться.
Уже к концу первой волны приватизации 92 года стоимость ваучера упала в примерно в 5-10 раз.
Так база народного участия в приватизации была уничтожена экономическими условиями, созданными самим же государством.
 Знали ли об этом заранее архитекторы и творцы шоковой терапии и ваучерной приватизации Чубайс и Гайдар?
Полагаю, могли догадываться.)))


Отрасли, которые подлежали ваучерной приватизации
Это в основном были предприятия обрабатывающей и лёгкой промышленности, а также мелкие и средние предприятия. В приватизацию по ваучерам входили:
• Машиностроение  (кроме оборонки);
• станкостроение;
• лёгкая промышленность: текстиль, швейная, кожевенная;
• пищевая промышленность;
• деревообработка;
• мебельная промышленность;
• бытовые предприятия (торговля, местные комбинаты, ремонтные предприятия);
• часть химической промышленности;
• часть автотранспортных предприятий.
То есть всё то, что либо приносило мало прибыли, либо требовало крупных инвестиций для модернизации, либо уже находилось на грани упадка.
Многие предприятия на которые люди получили ваучеры очень быстро обанкротились.
Отрасли, которые НЕ подлежали ваучерной приватизации
Самые прибыльные и стратегически важные отрасли были сознательно выведены из общей схемы.
К ваучерной приватизации НЕ допускались:
• нефтяная промышленность;
• газовая отрасль (включая Газпром);
• электроэнергетика союзного масштаба;
• металлургия (крупнейшие комбинаты);
• угольная отрасль;
• золотодобыча и другие драгоценные металлы;
• алмазодобыча (АЛРОСА);
• железные дороги;
• связь и телеком союзного уровня;
• все оборонные предприятия;
• военно-промышленный комплекс;
• крупные предприятия экспортоориентированных отраслей.
Формально власти объясняли это тем, что стратегические отрасли нельзя «распылять» среди миллионов собственников.
 Фактически это создало ситуацию, при которой народ получал доли в нерентабельных заводах, а ключевые денежные потоки страны переходили в руки узкого круга лиц по отдельным схемам: акционирование, закрытые торги, залоговые аукционы.
Ключевой момент заключался в том, что даже если бы население активно участвовало в приватизации, оно всё равно не получило бы доли в самых прибыльных отраслях.
Ваучерная схема не распространялась на:
• нефтяные компании;
• газовые предприятия;
• золотодобычу;
• оборонные заводы;
• крупнейшие металлургические комбинаты;
• транспортные монополии;
• энергетику союзного значения.
Это была сознательная конструкция. Населению выдавали право на доли в тысячах заводов советского периода, которые вскоре встанут или обанкротятся в результате шоковой терапии.
А основные денежные потоки страны заранее выводились в другие контуры приватизации.
Фондовые мошенники и скупка ваучеров
Проблема населения заключалась в том, что у них не было никаких экономических знаний и никаких представлений о фондовом рынке. Как извлечь выгоду из этого ваучера? Что с ним делать? Где получить хоть какие-то деньги по ваучеру?
Большинство не понимало, что делать с ваучером. Этим воспользовались разные посредники, которые помимали, что можно  сделать с ваучерами и как из них извлечь выгоду. Это были директора предприятий, скупавшие ваучеры у работников за скромное вознаграждение. Работники продавали, чтобы свести концы с концами, ведь цены на продукты выросли так, что люди теряли всякие ориентиры.
 Ваучеры скупали  нкты скупки.  Некоторые   отдавали свои ваучеры в появившиеся фондовые компании, ваучерные фонды.
Схема обмана этих фондов была простой:
Людям обещали «золотые горы» и доходы «в десятки раз выше банковских в созданных частных фондах, которые потом исчезали или обесценивались. Или просто скупали за копейки.
В итоге миллионы граждан отдали свои приватизационные чеки за сумму, которой едва хватало на продукты до следующего дня .
Почему народ ничего не получил
Причины лежат на поверхности.
Честной оценки активов не было, поэтому никто не понимал, сколько реально стоит предприятие и когда по нему можно будет что-то реальное получить что-то реальное .Приватизация шла в условиях экономической неопределенности и отчаяния населения, которое продавало все в том числе ваучеры за копейки, чтобы просто выжить.
Инфляция быстро обесценила ваучеры.
На ваучеры нельзя было приобрести доли в больших рентабельных предприятиях (стратегически важные предприятия). И люди это понимали.
Стратегические для выживания страны должны были оставаться в руках государства.
Правой вакуум и несовершенство законов позволили узкому кругу людей скупить контрольные пакеты работающих и приносящих реальную прибыль предприятий. Это были схемы залоговых аукционов.
Хотя ваучеры были обьявлены, как инструмент народной приватизации имущества страны, фактически они ничего не дали народу. Народная собственность не состоялась.
А состоялось  перераспределение государственной  собственности в пользу меньшинства.


Рецензии
Это был глобальный проект, а подлинные его заказчики и исполнители не были на виду. Точно такое же ограбление произошло и в других странах соц.лагеря. Только назывались эти бумажки по- другому. Например, инвестиционные чеки.Результат всюду один - огромное общественное богатство, созданное трудом нескольких поколений, сосредоточилось в руках меньшинства. Народ даже не знает, в чьих.
В нашей стране за чеки рядовые люди смогли только приватизировать свои собственные квартиры и дачи.
Произошло это не потому, что кто- то не так что- то оценил и рассчитал, а от того, что это изначально и проектировалось как ограбление

Эми Ариель   06.12.2025 10:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.