Стечкин Борис Сергеевич. Конструктор реактивных дв

          Стечкин Борис Сергеевич. Главный моторист Советского Союза. О жизни и работе выдающегося учёного, создателя теории воздушно-реактивных двигателей.

     Стечкин родился в 1891 году в дворянской семье. Его отец был литератором, мать - акушерка-фельдшерица. В детстве Борис семь лет отдал учёбе в кадетском корпусе и уже тогда начал зарабатывать, давая уроки математики менее талантливым товарищам. Летом 1908 года случилась встреча,определившая его дальнейшую жизнь. Стечкин знакомится с двоюродным дядей, учёным Николаем Евгеньевичем Жуковским, он вызвался подготовить племянника к поступлению в вуз.

     В Императорском Московском техническом училище Борис Стечкин становится старостой легендарного авиакружка Жуковского, из него впоследствии вышли многие деятели авиации и техники. Ещё будучи студентом, Стечкин начал преподавать в ИМТУ, в том числе читал урсы самого Жуковского. Также во время учёбы он работает инженером-конструктором, в частности рассчитывает для Петра Нестерова его знаменитую петлю. Летом 1912 года третьекурсник Стечкин натаскивает по математике и механике своего троюродного брата Александра Микулина - будущего конструктора авиадвигателей, с ним его свяжут долгие годы совместной работы.

     В Первую мировую войну, с 1915 по 1917 год Стечкин вместе с Микулиным трудится на благо победы: разрабатывают бомбометательный прицел для самолёта "Илья Муромец", проводят расчёты для оригинального "Царь-танка". Но самое главное - тогда создаётся первый мотор конструкторского тандема АМБС-1, названный по инициалам создателей и включает в себя ряд новаторских решений.

     1 декабря 1918 года стало вехой в истории авиации создаётся Центральный аэродинамический институт - ЦАГИ, Борис Стечкин становится членом его коллегии и заведующим винтомоторным отделом. Отдел Стечкина был в молодой стране единственной организацией, занимающейся авиационными двигателями.

     В это время Стечкин занимается торией авиационного двигателя, экспериментальными и конструкторскими работами, растёт его научный авторитет. Всё больше внимания молодой учёный уделяет реактивной технике, за ней он видит будущее авиации. В 1920 году создаётся Институт инженеров воздушного флота, будущая Академия имени Жуковского. Борис Стечкин участвует в её создании и становится одним из первых преподавателей. В 1921 году тридцатилетний Стечкин - уже профессор.

     В феврале 1929 года в журнале "Техника воздушного флота" выходит статья "Теория воздушно-реактивного двигателя", которой суждено было стать исторической. Эта работа Стечкина предвосхитила развитие авиации, утвердила приоритет Советского Союза в воздушно-реактивных двигателях и создала Стечкину мировую славу. В составе делегаций учёный посещает Францию, Германию, Англию, США.

     Несмотря на научные успехи Стечкина и других учёных и большое количество проектов, к 1930-м годам  советская промышленность не имела ни одного серийного отечественного авиамотора. ДЛя решения проблемы создаётся Институт авиационных моторов (ЦИАМ), в задачи которого входит разработка девяти экспериментальных двигателей в год. С 1935 года Стечкин - заместитель начальника ЦИАМ.

     В 1930 году начинаются "чистки" в промышленных и научных кругах. Стечкина осуждают на три года по делу "Промпартии", но уже в 1931 году освобождают за неимением докательств. С 1931 по 1933 год под руководством Стечкина создаются быстроходные авиационные дизели: МСК, "мотора Стечкина-Курчевского", и МТС - мотора-турбины Стечкина".

     С 1933 по 1935 годы Борис Стечкин работает над реактивно-динамическим оружием. Курчевский и Стечкин разработали целую серию систем, предназначавшихся для сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских частей. Наиболее значительное изобретение - безоткатные динамореактивные пушки. В 1934-1937 годах Стечкин занимается теорией авиационных нагнетателей центробежного типа, она способствовала созданию в нашей стране мощных высотных двигателей, в том числе микулинских.

     В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкина арестовывают и отправляют на работу сначала в знаменитую "Туполевскую шарагу", а затем в "Тушинскую шарагу". В заключении Стечкин продолжает заниматься реактивным движением. В войну бюро переводят из Москвы в Казань. Здесь разрабатывается пульсирующий воздушно-реактивный двигатель УС ("ускоритель Стечкина").

     В 1943 году Борис Стечкин был освобождён по ходатайству Микулина перед Сталиным в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей. Начиная с 1943 года Стечкин является заместителем Микулина по научной части. С 1945 года завод переключается на реактивную тематику. В 1948 году сделал мотор АМТКР-1 и заложил два новых типа двигателей: АМ-3 и АМ-5. Первый двигатель установили на бомбардировщике ТУ-16, на базе которого был сделан пассажирский Ту-104, второй - на машине Як-25. Тандем Микулин-Стечкин плодотворно работает многие годы. Талантливый конструктор-организатор и крупнейший теоретик составляли единое целое. "Мы ничего не делали друг без друга, - вспоминал А.А.Микулин. - Его расчёт, моя конструкция".

     В 1962 году Институт двигателей был упразднён, и Стечкин в 1963 году перешёл в институт механики АН СССР, затем - в Автодорожный институт. С 1963 года и до конца своих дней работал научным руководителем и консультантом по перспективным космическим двигателям в КБ С.П.Королёва. С Королёвым Бориса Стечкина связывали большая дружба и взаимное уважение. "Учёных у нас много, - говорил Стечкин, - а Королёв один".

     Борис Стечкин ушёл из жизни 2 апреля 1969 года в возрасте 77 лет. После себя он оставил огромную армию учеников и воспитанников. Целая плеяда генеральных конструкторов и выдающихся учёных выросла на его курсах. ""Все мотористы Советского Союза, и прошедшего времени, и настоящего, даже те, кто не учился у Стечкина, - говорил академик А.М.Люлька. "Главный моторист Советского Союза", как называли Стечкина в авиации, не только создал свою научную школу, но и заложил основы современного авиационного двигателестроения.


        Источник: rostec.ru   На основе книги Феликса Чуева "Стечкин". 05.08.2021


Рецензии