Жизнь и вымысел

Прошу прощения у знатоков истории, если невольно исказила какие-либо факты…

Еще раз задуматься о вопросе, как коррелируются реальность и сюжет произведения на историческую тему, заставила опера Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева».

Сразу скажу: о премьере просится только восторженно-хвалебное…. Понравилось всё: и минимализм обстановки, и костюмы с покроем и принтом XV века, переносящие в ту эпоху, и певцы-певицы с прекрасными голосами, и чудесно звучавший оркестр… Одним словом, рекомендую…

Но хочу остановится на другой стороне – на сюжете оперы, и на аспектах внутренней сущности людей, которые она высветила. Сначала сюжет развивался согласно истории Жанны д`Арк. Столетняя война между Англией и Францией подходила к концу. Север Франции был занят англичанами и войсками во главе с частью французской знати, перешедшей на сторону англичан. Но во Франции был и престолонаследник, и армия, воюющая с захватчиками. В одном из селений на северо-востоке страны жила девушка, которую небеса призывали взять в руки меч и спасти свою страну… И она покорилась небесной воле… И началось освободительное движение…

В реальности Жанна попадает в плен, её осуждают на казнь и придают жестокой смерти на костре…

А в опере сюжет разворачивается иначе: Иоанна (Жанна) встречает рыцаря, переметнувшегося на сторону врагов и влюбляется в него, он отвечает ей взаимностью и сдается в плен, прося об одном, чтобы ему было позволено воевать за Родину…
Иоанна с войсками препровождает наследника престола в Реймс, где совершается коронация. Но появляется её отец, который хочет опустить дочь с небес на землю. Иоанна, также терзается сомнениями: она обещала Богу быть верной только ему, а полюбила смертного человека. Отец требует у дочери ответа: виновна она или нет, потому что он думает, что её сила не от Бога, а от дьявола… Иоанна оправдаться не может, она чувствует вину, за своё «предательство» … Её обвиняют и казнят – сжигая на костре…

В жизни – казнят враги. В опере – казнят свои, посчитав, что она колдунья… Все бывшие заслуги в счет не идут. «Адово отродье» заслуживает только кары…

Такое развитие сюжета поставило вопрос: а возможно ли такое в жизни? И пришел ответ – пожалуй, да, возможно. Только очень печально получается и как-то не по-людски: тебя спасли, когда ты молил о помощи, а ты, посчитав, что помощь пришла не оттуда, задействовал государственные инструменты и поспешил избавится от того, чьими руками была добыта эта самая помощь…

Или всё-таки такого в жизни не бывает, а опера, она просто сказка, и сюжет развивается в угоду жанру… Остаётся только на это и надеется…


Рецензии