Северный обряд

Мой факультет в Архангельске был точкой схождения двух вселенных. В одной — мы, городские, с книжным умом и тонкими запястьями. В другой — они. Ребята из медвежьих углов, где фамилии давали по названию рек, а взросление измеряли умением ставить сёмужьи заколы. Их речь была густой, как смола, а истории — снятся до сих пор.

И вот, в мой скромный студенческий быт вваливается делегация. Сидят на кровати, перемигиваются. В воздухе висит заговор.

— Вероника, — начинает Света, и в её глазах, обычно тоскующих по неведомому, сейчас горит аварийный огонь. — Ты мой последний шанс. Свадьба через неделю. Свидетельница сбежала. В Питер, представляешь? У меня всё: жених, гуси, баня топится! А ведущей нет. Ты.

Я моргнула.
— Я? Ты же знаешь, мой свадебный опыт — найти туфельку под столом.
— Ты громкая, — безжалостно констатировала Света. — И выдумщица. Ты справишься.

Что я могла противопоставить этой железной логике отчаяния? Только согласие.

***

Дорога была путешествием в прошлое. «Пазик» скрипел суставами на каждой кочке. За окном тайга смыкала зеленые стены. Воздух на остановках бил в лицо — холодный, хвойный, безжалостно чистый.

Дом родителей невесты встретил нас гулом и теплом печки. Меня поселили в горнице, где пахло сушеным чабрецом и старыми брёвнами. На стене — ковёр с лосем, на подоконнике — герань в жестяной банке из-под шпрот. Идиллия.

Её разрушил свидетель Сергей. Коренастый, с взглядом, оценивающим деревья на предмет спила. Я развернула перед ним свой сценарий — два листа поэтичного безумия с конкурсами и стишками.

Он посмотрел на бумагу, потом на меня.
— Это что?
— План битвы, — сказала я бодро. — Мы с тобой — командный центр.
Он медленно провел пальцем у виска.
— Ты с ума сошла. Я в этих дурацких играх участвовать не буду.

Кульминацией стала поездка в сельмаг за реквизитом. Когда я с торжеством подняла над головой семейные трусы в сине-белую полоску размером с парус, Сергей, казалось, перестал дышать. Продавщица Таня, уставшая женщина с добрыми глазами, фыркнула:
— Ох, и замутишь же ты у нас, городская.

Утро дня «Х» началось с бани. Дымной, щекочущей ноздри дымом ольхи. Потом — выкуп. Я орала, зазывала, импровизировала. Сергей, скрепя сердце, изображал то медведя-оборотня, то злого духа бани. К концу в его глазах мелькнуло нечто, отдаленно напоминающее азарт.

Регистрация в сельском ДК прошла скомкано. Все ждали главного. Застолья.

***

Его нельзя было назвать просто ужином. Это была гастрономическая осада.

Сначала ударила рыба:

Корюшка в кляре, которую ели, хрустя хвостами.

Солёная семужка — ломти, от которых сводило скулы.

Пироги-расстегаи с палтусьей печенью — нежная, тающая начинка, отдающая морем.

Потом пошла тяжёлая артиллерия:

Солёные грузди, хрустящие, как первый лед.

Квашеная капуста с брусникой — взрыв кислоты и сладости.

Холодец, от которого через хрен вышибало слезу даже у видавших виды.

Горячее было приговором:

Жаркое в чугунной сковороде размером с люк.

Гусь, томлёный с можжевельником.

Щи «суточные» — чёрные, густые, как деготь, с кислинкой, въедающейся в кости.

Запивалось всё самогоном-«первачом», прозрачным и вероломным.

Апофеозом возвышался торт «Архангельские руины» — слоёная безешно-ореховая гора, от одной ложки которой немели зубы.

Я ела. Из вежливости, из страха обидеть, из какого-то первобытного жадного любопытства. Я вобрала в себя всю эту густую, тёмную, невероятную мощь. Стала её частью. И к полуночи поняла: меня не просто накормили. Меня покорили.

***

Утро было не похмельем. Оно было экзистенциальной катастрофой. Мир плыл, желудок восставал, а в ушах стоял гул вчерашнего веселья.

Тётя Галя, мать невесты, поднесла мне стопку с мутной жидкостью и огурцом на хлебе — универсальный деревенский Нурофен.

Я отшатнулась, как от огня.
— Нет, — прохрипела я. — Всё. Я сварю себе манную кашу.

В комнате повисла тишина. «Манную кашу? После ВЧЕРАШНЕГО?»

Я побрела на кухню, держась за стены. Кастрюля с отбитой эмалью. Синий бумажный пакет «Манная крупа». Парное молоко с жёлтой пенкой.

Это был не кулинарный процесс. Это было таинство.

Я стояла и смотрела, как молоко нагревается, как появляются первые ленивые пузырьки. Посолила — три кристаллика, для структуры, не для вкуса. Потом тонкой струйкой, левой рукой, стала всыпать манку, а правой — мешать. Деревянной ложкой. По часовой стрелке. Без суеты. Я варила абсолют. Нейтральную территорию. Белый флаг для своего организма.

Когда я налила её в тарелку, она была идеальной. Гладкой, шелковистой, тёплой ровно настолько, чтобы не обжечь язык. Это была не еда. Это было отсутствие. Отсутствие вкуса, запаха, памяти, тяжести.

Я ела медленно, с закрытыми глазами. Каждая ложка была возвращением к себе. К той, что была до гуся, до «первача», до этой безумной и прекрасной силы, что едва не разорвала меня изнутри.

Сергей подошёл, бледный, пошатываясь.
— И что, помогает?
— Попробуй, — сказала я, не открывая глаз.

Он взял ложку, зачерпнул из кастрюли, отправил в рот. Помолчал.
— Ничего так… — буркнул он и налил себе полную тарелку.

Потом подошла тётя Галя. Потом кто-то ещё. Моя скромная кастрюля опустела за пять минут.

Тётя Галя вытерла губы, посмотрела на меня новым, уважительным взглядом.
— Умная ты, городская. Умная. Это и есть сила-то. Не в том, чтобы выстоять. А в том, чтобы после — встать. На своих.

Я сидела и понимала. Меня посвятили не в тайны Севера за столом. Меня посвятили в главную тайну здесь, на кухне, утром после. Сила — не в том, чтобы принять весь их мир. А в том, чтобы, приняв, суметь вернуться в свой. Пусть он размером с тарелку манной каши. Но он — твой. Нерушимый. И этого достаточно, чтобы быть непобедимой.


Приглашаю на свою страницу в
Стихи ру https://stihi.ru/avtor/veronique28
и мой творческий блог
VK https://vk.com/akademiyaliderstva


Рецензии
Каждый раз,когда прочитаешь какой-нибудь из ваших рассказов,в первую очередь появляются нотки сожаления и грусти...попробую объясниться:
На днях,после "зимнее утро в деревне",я испытал данные чувства,подумав:"наверно вряд-ли в ближайшее время я у неё увижу что-то лучше,чем это..
Ан нет!!!!! Увидел,и очень скоро!!!
Понравилось всё!каждая строчка,каждая из ваших мыслей,и запах и вкус этого рассказа.
Резать (рецензировать) именно его не желаю.И вот по какой причине:
Владимир Солоухин
"Как выпить солнце"
Профаны,
Прежде чем съесть гранат,
Режут его ножом.
Гранатовый сок по ножу течет,
На тарелке красная лужица.
Мы
Гранатовый сок бережем.
Обтянутый желтою кожурой,
Огромный,
Похожий на солнце плод
В ладонях медленно кружится,
Обсмотришь его со всех сторон:
Везде ль кожура цела.
А пальцы уж слышат сквозь кожуру
Зерна —
Нежные, крупные,
Нажмешь легонько
(Багряна мгла!),
Кровью брызнули три зерна
(Впрочем, брызгаться тесно там —
Глухо и сочно хрупнули).
Теперь осторожно мы мнем и мнем
Зерна за рядом ряд.
Струи толкутся под кожурой,
Ходят, переливаются.
Стал упругим,
Стал мягким жесткий гранат.
Все тише, все чутче ладони рук:
Надо следить, чтоб не лопнул вдруг —
Это с гранатом случается.
Терпенье и нежность — прежде всего!
Верхние зерна — что?!
Надо зерна
Суметь
Достать в глубине,
В середине размять их здорово…
И прокусить кожуру,
И ртом
Глотками сосущими пить потом,
В небо подняв драгоценный плод
И
Запрокинув голову!

Мурик   06.12.2025 15:04     Заявить о нарушении
Также,как и этот рассказ.его надо читать медленно,по глоточку

Мурик   06.12.2025 16:15   Заявить о нарушении