Мы-из 41-го. Живые и мертвые. История 41 сбап. Гла
Глава 1. Ч.5. Комполка и комэски
Первые полеты. 93 «калининская» бомбардировочная авиабригада. Аэродром Мигалово. 1936-1937 год. Кадры первого формирования и матчасть.
Как уже отмечалось выше одними из первых младших летчиков, прибывших в Калинин на должности командиров отрядов (позже - звеньев) в 1936 году были военлеты лейтенанты Катаржин Константин Федорович и Автономов Иван Иванович. Они стали первыми ветеранами будущего 41-го авиаполка, и в дальнейшем пройдут с полком первые этапы боевого пути. Оба впоследствии станут командирами 41 сбап и 367 сбап, оба, к сожалению, погибнут при выполнении боевого задания в должности командиров полков уже в звании подполковников, и о них будет часть истории в этой и других главах (Илл).
Илл. Фото из УПК. Катаржин Константин Федорович (06.04.1912-23.02.1943), украинец, уроженец села Красный Кут Краснокутского района Автономной республики немцев Поволжья (ныне — городское поселение Красный Кут Краснокутского района Саратовской области). Член ВКП (б) с 1931 года. В Красную армию призван 20.08.1933..
В 93 авиабригаду прибыл после окончания 14-й Энгельской военно-авиационной школы пилотов в ноябре 1936 года на должность младшего летчика. В 1938 году был повышен в должности до командира звена. В 1938 году в качестве советского добровольца в составе второй добровольческой эскадрильи ВВС Народно-революционной армии (Гоминдана) принимал участие в боевых действиях по отражению японской агрессии. За Китай награжден первым орденом «Красное Знамя» (1938) с досрочным присвоением звания старший лейтенант. В дальнейшем в звании капитан в должности командира 3-й эскадрильи 41 сбап - участник советско-финляндской войны (1939-1940). За «финскую» компанию в мае 1940 года награжден орденом «Красная Звезда». За этот период сбит, ранен не был. Потерь матчасти и экипажа не имел.
С мая 1940 г. в составе 41 сбап ВВС ЗакВО - командир эскадрильи, зам. командира полка. С июля по август 1941 года четвертый по счету командир 41 сбап. На должности командира 41 сбап сменил третьего по счету командира полка – майора Смоловик В.И.* *(прим. по данным ЦАМО Смоловик был отстранен по собственному желанию от должности командира 41 сбап по состоянию здоровья. В дальнейшем после излечения продолжил службу в ВВС СССР, прошел всю войну и закончил ее в звании полковника и должности командира 233 Ярцевской штурмовой авиационной дивизии).
В августе 1941 года* предположительно отозван в распоряжение управления кадров ВВС Красной армии и направлен на должность командира 15 запасного авиационного полка (15 зап) в Саратовскую область. (* Прим. в УПК Катаржина есть запись только о том, что он назначен на должность заместителя командира 41 сбап с 30 апреля 1941 года. Записи о назначении на должность командира 41 сбап нет. Однако, в другом документе – краткой исторической справки и дела 41 штурмового Воронежского Краснознаменного авиаполка - наследника и правоприемника 41 сбап Катаржин упомянут именно как командир 41 сбап. Такие «несостыковки» указывают на нарушение преемственности и последовательности персонального учета кадровой службой ГУК НКО личного состава 41 и 367 сбап в период с 1940 по 1942 годы и это стало потом особой темой исследования). Предположительно с октября 1941 по весну 1942 года находился в г.Чкалов (Оренбург), где проходил учебу на курсах усовершенствования командного и штурманского состава при академии ВВС КА им. проф. Жуковского (находилась в г. Чкалов в эвакуации). С весны 1942 года по 13.06.1942 года в воинском звании подполковник занимал должность командира 15-го отдельного разведывательного запасного авиаполка (15 орзап). Полк и его учебные подразделения дислоцировались на аэродромах г. Петровск, Аткарск - Синицыно, Ртищево Саратовской области и занимался подготовкой отдельных разведывательных и ночных эскадрилий на По-2, Пе-2, Су-2 и Ил -2.
13.06.1942 года был назначен на должность командира 37-го бомбардировочного авиаполка на Пе-2, сформированного в 15 орзап в г. Петровск Саратовской области из остатков личного состава 37 сбап . По другим данным был назначен на эту должность только 29 сентября 1942 года. 37 бап находился с мая 1942 года в Резерве ГК на аэродроме Монино (по другим данным - аэродром Кратово) Московской области и проходил переобучение на новый бомбардировщик Б-25 С "Митчелл" американского производства. В это время Катаржин должен был с высокой вероятностью встретить в Монино или Кратово своего однополчанина по 41 «калининскому» сбап «китайца» майора Ивана Васильевича Брускова*, который в должности штурмана звена в составе 747 бап АДД переучивался с Ер-2 на Б-25-С «Митчелл». *(Прим. Брусков не вернулся в Кратово 13 июля 1942 года со своим экипажем Ер-2 с боевого задания по бомбардировке аэродрома в г. Курск. Обстоятельства, место гибели или захоронения экипажа до сих пор не известны).
Под командованием Катаржина и с его личным примером 37-й авиаполк переобучился в кратчайшие сроки, без аварий и летных происшествий на новую матчасть и уже с июля 1942 года в разгар летнего наступления немецких войск на Сталинград и Северных Кавказ был включен в состав 222 бомбардировочной авиадивизии (222 бад) Резерва ГК. В Действующей армии 37 бап с 8 августа 1942 года. За период с 8 августа по 3 октября 1942 года с аэродромов Кратово и Монино наносил ночные бомбовые удары по скоплениям немецких войск и бронетехники, железнодорожным узлам и аэродромам в тылу противника: Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Рославль, Брянск, авиация на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.
Погиб с экипажем в звании подполковник в авиакатастрофе бомбардировщика B-25 Mitchell в день очередной годовщины создания РККА - 23 февраля 1943 года. Самолет разбился при возвращении с боевого задания в Каширском районе Московской области. Катаржин, пилотируя самолет вместе с командиром 222 АД ДД полковником Титовым Ф.В. при возвращении с боевого задания попали в катастрофу. На подходе к аэродрому и снижении для посадки над территорией Каширского района началось обледенение самолета и моторов, повлекшее обрыв лопастей и разрушение левого мотора с сваливанием на левое крыло и ударом о землю. Весь экипаж в составе 6 человек погиб. Среди погибших был штурман 37 бап подполковник Яромичев А.В.
Илл. На фото из источника сняты слева: командир 37 бомбардировочного авиаполка подполковник Катаржин К.Ф., справа – командир 222 бомбардировочной авиадивизии Дальнего Действия полковник Титов Ф.В. (Источник: из переписки с Еленой Одинцовой).
За все время службы в ВВС СССР сбит, ранен в плену или окружении не был.
Похоронен с частью экипажа на воинском кладбище поселка Монино. В послевоенные годы Катаржин был внесен в Книгу Памяти Саратовской области по Краснокутскому району. Могила сохранена и периодически посещается потомками
Источники: 1. Сайт «Память народа». ЦАМО. Учетно-послужная картотека. Катаржин К.Ф. Дата рождения: 06.04.1912
Место рождения: Немцев Поволжья АССР, ст. Красный-Кут
Дата поступления на службу: 20.08.1933
Воинское звание: майор
Наименование воинской части: 41 сбап,15 завп,37 дбап,222 авд,37 ап дд 222 ад дд
Дата окончания службы: 23.02.1942
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 661
Номер ящика: 934
2. Сайт «Память народа». ЦАМО. Донесения о потерях. Катаржин К.Ф.
Дата рождения: __.__.1912
Место рождения: Саратовская обл., ст. Красный Кут
Воинское звание: подполковник
Последнее место службы: 14 гв. бад 37 апдд
Дата выбытия: 23.02.1943
Причина выбытия: погиб
Первичное место захоронения: Московская обл., Щелковский р-н, ст. Монино, кладбище. Номер фонда ист. информации 56 Номер описи ист. информации 12220 Номер дела ист. информации 100.
3. Форум поискового объединения «Тризна. «Место гибели Б-25Д «Митчелл» 23.02.1943 37 бап 222 АД ДД». 20 декабря 2013. Место гибели Б-25Д "Митчелл"№113016 23.2.43г 37БАП...
Конец Главы 1. Части 5.
Свидетельство о публикации №225120500241