Пять грациозных изображений Иды Рубинштейн
Некоторые из этих находок после их реставрации и тонирования черно-белых фотографий представил в начале настоящей миниатюры, чтобы продемонстрировать своеобразную красоту и изящность форм знаменитой балерины и дать представления о некоторых, сыгранных ею ролях.
Но вначале замечу, что приведенные иллюстрации подчеркивают высокий рост балерины, который я попытался выяснить у Алисы, попросив назвать ее не только рост, но и вес артистки. Привожу ответ:
«В открытых источниках нет информации о росте и весе Иды Рубинштейн. Однако известно, что артистка обладала необычно высоким ростом».
Такой ответ Алисы подтвердила одна редкая фотография периода Великой Отечественной войны, на которой Ида Львовна, работавшая медсестрой в военном английском госпитале, стоит рядом с другой медсестрой «обычного» роста у кровати раненного военного, и видно, что она на целую голову выше своей коллеги. Это позволяет заключить, что рост Иды Рубинштейн мог вполне находиться на уровне 185 см.
Высокий рост балерины демонстрируют и две первые иллюстрации (портрет и фотография), хотя рядом с танцовщицей никого нет. Способствует такому заключению то, что надетые на ней элегантные одежды облегают ее туловище, и о высоком росте свидетельствуют только пропорции фигуры, соотношения роста, ширины плеч и размеров талии.
Однако, говоря о размерах, следует отметить, прежде всего, изящество форм балерины на двух первых иллюстрациях. Обсудим вначале их, а потом и другие фотографии.
Поиски позволили установить, что автором живописного портрета является художник Антонио де ла Гандара (1861 – 1917) испано-французского происхождения, родившийся и проживший всю жизнь в Париже.
Биография его имеется в Википедии, а выполненный им портрет Иды Рубинштейн открывает целую серию его своеобразных портретных работ, выставленных в интернете.
Датировок его портретов в интернете нет, но очевидно, что портрет Иды Рубинштей был выполнен на рубеже первого и второго десятилетий ХХ века, когда балерина и ее труппа появились в Париже.
Переключаясь с живописного портрета на подборку фотографий, на которых балерина запечатлена во весь рост, замечу, что все они связаны с той или иной ролью на сцене. Поэтому, приступая к их обсуждению, осуществил поиск всех тех ролей, которые были сыграны артисткой на сцене за всю ее жизнь. Привожу его ниже.
СПИСОК СПЕКТАКЛЕЙ с участием Иды Рубинштейн и даты постановок:
1. «Антигона» (под псевдонимом Львовская) — 1904 год, постановка по трагедии Софокла.
2. «Клеопатра» (на музыку Аренского) — 1909–1910 годы, участие в первых «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. - 5
3. «Шехеразада» (Римского;Корсакова) — 1910 год, постановка по сценарию Александра Бенуа и Льва Бакста. -3, 4
4. «Елена Спартанская» (по поэме Эмиля Верхарна) — 1912 год.
5. «Пизанелла» (в постановке Мейерхольда по исторической пьесе Габриэля д'Аннунцио) — 1913 год.
6. «Дама с камелиями» — 1923 год.
7. «Истар» (балет по сценарию и в сценографии Льва Бакста) — 1924 год.
8. «Поцелуй феи» (постановка Вацлава Нижинского) — 1928 год.
9. «Персефона» (либретто Андре Жида) — 1934 год, постановка Игоря Стравинского.
10. «Жанна Д’Арк на костре» (оратория А. Онеггера) — 1938 год, выступление в Базеле. В 1939 году состоялось последнее выступление Иды Рубинштейн в этой роли.
Замечу, что в данном списке, подготовленном при помощи Алисы, почему-то отсутствует драма Оскара Уайльда «Саломея», которая была поставлена в 1908 году на собственные средства. А именно в этой драме балерина исполнила роль Саломеи в том самом «костюме», в котором она изображена на второй слева иллюстрации, приведенной выше (т.е. на фотографии).
Известно, что постановка была заявлена как частный спектакль в Михайловском театре 3 ноября 1908 года, но не состоялась: спектакль был запрещён цензурой как «безнравственный».
Любопытно, что через два года художник Серов выполнил портрет Иды Рубинштейн вообще без одежды, причем умудрился сделать это так, что он был назван уже не безнравственным, а шедевром [1].
Но вернемся к двум последующим фотографиям на приведенных выше иллюстрациях.
Без особых проблем мне удалось установить, что на них актриса запечатлена в роли Зобеиды в балете «Шехерезада» (1910 г.).
«ШЕХЕРЕЗАДА» — балет по сюжету сказки «Тысяча и одна ночи» «О царе Шахриаре и его брате». Повествует о красноречии царевны Шахерезады, освободившей от смерти молодых жён Шахрияра.
Балет поставил Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Премьера состоялась 4 июня 1910 года в Гранд-опера, спектакль был создан в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
Декорации и костюмы были исполнены художником Львом Бакстом. Занавес был выполнен в мастерских по эскизам художника В.А. Серова.
Первой исполнительницей Зобеиды стала Ида Рубинштейн; роль раба Зобеиды исполнял Вацлав Нижинский, а партию Шахриара — А.Д. Булгаков.
Осталось идентифицировать последнюю приложенную к миниатюре фотографию. На ней артистка изображена в 1909 году в роли Клеопатры в одноименном балете.
«КЛЕОПАТРА» — одноактный балет (хореографическая драма) в постановке Михаила Фокина.
Впервые представлен 2 июня 1909 года в театре Шатле в Париже.
Сюжет связан с легендой о том, что египетская царица Клеопатра могла даровать свою любовь на одну ночь — с условием, что избранник сразу после этого должен лишиться жизни.
В балете это происходит с молодым египтянином Амуном, который разрывается между страстью к царице и жалостью к своей невесте Беренике, однако, в конце концов устремляется навстречу страсти, чтобы погибнуть, утолив её.
Музыка написана Антоном Аренским, Александром Танеевым, Николаем Римским-Корсаковым, Михаилом Глинкой, Александром Глазуновым, Модестом Мусоргским и Николаем Черепниным.
Декорации и костюмы были созданы Леоном Бакстом. Балет вошёл в репертуар дягилевской антрепризы и был показан на гастролях во многих европейских столицах и в Америке.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Ида Рубинштейн на картине Серова и на фотографии. «Проза.ру». 2025 г.
В.В. --- 05.12.2025 г.
Свидетельство о публикации №225120500252
Николай Карасев 05.12.2025 07:55 Заявить о нарушении