История одного рояля. Часть 1. Глава 1. Знакомство

Часть 1. Дружба

Глава первая. Знакомство

Рояль, о котором пойдёт речь, стоял в одном из кабинетов одной музыкальной школы. Он не мог считаться старинным музыкальным инструментом и гордиться своей родословной, поскольку был ещё слишком молод. И цвет ему при рождении достался самый обыкновенный – чёрный, как у большинства его собратьев.
 
Когда он только появился на свет, сверкая новенькой лакировкой и свежей позолотой названия фирмы-изготовителя, то не подозревал, что у роялей, как у людей, своя судьба и свои мечты.

О чём мечтают рояли? Конечно же, о большой сцене в большом-пребольшом концертном зале, куда приходит нарядно одетая публика и рассаживается в красивые бархатные кресла… Медленно и торжественно гаснут люстры, оставляя в кругу света только главных героев – пианиста и рояль… Сердца слушателей замирают в предвкушении встречи с прекрасным… Руки маэстро плавно взмывают вверх, прежде чем коснуться отливающих матовым блеском клавиш… Струны рояля поют от восхищения мастерством исполнителя и волшебства написанной великим композитором музыки… Звуки кружатся по залу, взлетают под потолок, опускаются в ладони слушателей, и они не сразу решаются сводить их вместе – для аплодисментов. Наступает минута абсолютной тишины… Потом зал взрывается овациями, а на сцену летят букеты цветов… И пианист делится ими с тем, без кого всё вышеперечисленное было бы невозможно, – с роялем…

           О том же мечтал и наш герой. Но, увы. Чтобы блистать на большой сцене, нужно родиться концертным инструментом, а наш родился кабинетным… То есть намного меньше по размеру, чем нужно для выступления в зале! И струн в нём было не двести пятьдесят, а всего двести двадцать. Поэтому вскоре после рождения он занял место в одном из кабинетов одной музыкальной школы. Даже не консерватории. На нём играли совсем маленькие дети, и не совсем маленькие, но всё равно – дети. Среди них попадались такие, кто не одобрял выбор взрослых, которые привели их учиться музыке, и срывал своё недовольство на рояле – нещадно долбил по его клавишам. К счастью, большинство юных музыкантов дружили с нашим героем, и он помогал им, стараясь, чтобы клавиши легко поддавались детским пальчикам, а все его двести двадцать струн звучали как можно выразительнее.

Школа работала в две смены, и рояль трудился без отдыха много часов подряд каждый день. Когда он совсем уставал и расстраивался (а как не расстраиваться, если не все детишки его любили и не все бережно с ним обращались!), к нему вызывали доктора роялей – настройщика…

Настройщику было гораздо больше лет, чем нашему герою. Если бы он родился не человеком, а музыкальным инструментом, то мог бы считаться старинным. Когда-то и у него имелась мечта, и даже – вот ведь совпадение! – точно такая – о большой сцене. Но, увы. Его пальцам не хватало беглости, чтобы стать великим пианистом. Зато он обладал абсолютным слухом – различал все-все, даже самые неуловимые, оттенки звучания. И нашёл своё призвание в другой профессии – стал прекрасным настройщиком. Доктором роялей.

            За долгие годы ему пришлось лечить такое множество инструментов, что он научился понимать их язык. И любил разговаривать со своими «пациентами». А поскольку настройка рояля – дело небыстрое, занимает много часов, то и поговорить они успевали о многом. В основном, конечно, о музыке. Мало кто догадывается, что рояли знают великое множество историй.

             Наш герой не исключение. Стоило юному музыканту начать играть на нём какую-нибудь пьесу, как перед внутренним взором рояля возникали картинки: он представлял и композитора, и того, для кого произведение написано, и какие чувства испытывал сочинитель в тот момент… Разумеется, музыка не могла рассказать все подробности из жизни своего создателя, но эти пробелы заполняли учителя, когда беседовали с подопечными в присутствии рояля. Возможно даже не предполагая, что инструмент слушает их не менее, а часто и более внимательно, чем ученики.

             В тот день, когда наш герой и настройщик впервые встретились, у «доктора роялей» родилась внучка. Радостную весть он получил по телефону как раз в тот момент, когда заканчивал настройку струн, отвечающих за ноту «фа», и переходил к ноте «соль». Имя для внучки её родители выбрали заранее – Леночка. Ну а дедушка тут же придумал ласковое домашнее прозвище – Фасолька. По ноткам «фа» и «соль». (Позже, когда в семье появилась кошка, то над её кличкой даже не думали, она сразу стала Доремишкой – по ноткам «до», «ре», «ми». Кстати, кошка была трёхцветная, так что имя подходило ей просто идеально.) Настройщик поделился своей радостью с роялем и с таким воодушевлением продолжил работу, что по её окончании инструмент зазвучал как целый симфонический оркестр!

            «Доктора» и «пациента» с тех пор связывала настоящая дружба. Они рассказывали друг другу даже о том, о чём не говорили никому – о своих несбывшихся мечтах. И что же они узнали? Что мечта у них была одинаковая! О большой сцене… О том, чтобы медленно и торжественно гасли люстры и зал замирал… О мгновениях тишины после концерта и бурных аплодисментах… О букетах цветов, летящих на сцену… Поделившись мечтой, они оба вздыхали – не довелось… Но потом им снова становилось веселее: настройщик вспоминал, сколько инструментов благодаря ему обрели прекрасное звучание, а рояль – скольким детишкам он помог полюбить музыку.
         

Продолжение: http://proza.ru/2025/12/05/381   


Рецензии
Интересно написано !

Григорий Аванесов   05.12.2025 09:54     Заявить о нарушении
Благодарю!

Ольга Малышкина   05.12.2025 09:57   Заявить о нарушении