И снова зима. А где же лыжи?

Кто-то может ее и любит. Мне она как-то не зашла. Холод не люблю. Вырос на юге. Для меня этот трехмесячный период обычная очередная проверка на терпение. Короткие дни, длинные ночи. При этом, на юге дожди. Вместо снега. Снег я тоже не очень. Скорее даже очень не. Другими словами, терпеть не могу. А для нашего южного города снег - это общенародное бедствие. Город на горах. Снег выпал, чуть прихватило его ночью и хоть на лыжи.
Ох, уж эти лыжи! Вспоминаю их в «восторге»! Никогда с ними не сталкивался. Пока рос. Если только с водными. И то не часто. От слова – ну, очень нечасто. Один раз точнее. Не мое. Уж точно не мое. Другое дело плавание. Или прыжки в воду. Но, это летом. А тут зима.
И вдруг, на тебе! Военная академия. Москва. Три года учебы очно. Зима там не северная, но и не юг. Снега хватает. А лыжи то еще и профильный вид.  Дистанция 5 километров. Не сдашь зачет, не поедешь в отпуск. К семье то! В возрасте 30-ти то лет! Это кто ж такое придумал? Умная, видать, голова. «Профэссор», не иначе. А может и сам академик. Да еще военных наук. Я прожил более 65 лет, прослужил из них в армии 20, а лыжи мне после этого так ни разу и не пригодились.  А «сдавал» зачет по ним в академии аж три раза. Позор, конечно. Стартовать нужно было на лыжах. Это обязательное условие. А вот финишировать не обязательно, почему-то. Можно и бегом. С лыжами на горбу. Не бросать же инвентарь! Все мое ношу с собой. Только попробуй потерять их. В этом редком московском лесу. Проблем не оберешься. Главное, зачет не получишь. Вот и несешься с лыжами и их палками на плечах по сугробам, с задачей уложиться на троечку. Хотя бы. Это «хотя бы» и есть главный нюанс. Если вдруг умудришься на пятерку, пойдешь выступать за курс на соревнованиях факультета. То есть попадаешь впросак, или совсем в другую историю.  В «историю спорта» курса и факультета. Прямо на доску почета. Чтобы все и ты, в том числе, гордились тобой. Нонсенс.
Так вот. Вы, когда – ни будь бегали с лыжами на горбу по снегу в лыжных ботинках? Ботинках для лыж беговых. Попробуйте. Удовольствие не из приятных. Скользят как по льду. Подошвы у них - мало того, что кожаные, но еще и гладкие, не за что снегу зацепиться. То есть тебе ими за снег. Ну, никаких шансов побить рекорд. Или хотя бы выполнить норматив на «хорошо». Если очень повезет, то только слабая «троечка». Кое-кто может сказать: «нечестно»? А при чем тут честность? Боец должен выполнить задачу любыми путями и средствами. И никого не «колышет», как именно. Да хоть лети! В армии всегда приветствовались военная хитрость и нешаблонное мышление. «Бои выигрывают характеры, а не анкетные данные» - писал Борис Васильев в своем произведении «Встречный бой».
Вот и выкручивались, как могли. Обрастая при этом опытом и сноровкой ведения боя в зимних условиях. Не легко далась нам победа в Советско-Финской (зимней) войне 1939-1940 годов, где искусство финнов перемещаться на лыжах ни в какое сравнение не шло с нашими скудными навыками в этом виде передвижения. Приходилось приноравливаться и побеждать противника не только по-Суворовски: «не числом, а умением», но еще и смекалкой. Про смекалку отдельное слово ниже.
Сегодня власти Финляндии изучают возможность использования болот в целях обороны на границе с Россией (ТАСС 23.11.2025 со ссылкой на телерадиокомпанию Yle).  Yle отмечает, что идея отчасти была вызвана давлением со стороны Европейского союза. Регламент ЕС требует, чтобы Финляндия восстановила несколько млн гектаров болот в этом десятилетии, что обойдется стране в сотни млн евро. Представителями финской Ассоциации лесного хозяйства выражены сомнения в военной пользе этой идеи, так как «зимой болота замерзают, а зима в Финляндии длится почти полгода».
Правильно! Сомневайтесь и помните. Что кроме лыж для преодоления болотистой местности войсковые подразделения используют еще и болотоступы, которые изготавливаются из пучка ветвей в виде плетенки и подвязываются к ногам веревками, лыком и т.п. так, чтобы они легко снимались. Практически непреодолимых участков нет. Как нет для нашей армии и невыполнимых задач. И опыт Великой Отечественной войны это доказал, когда по болотам перемещали целые армейские соединения для наступления в Белоруссии.
А теперь о смекалке. Свежи еще в памяти как западных «военспецов», так и всего мирового сообщества кадры операции «Поток» в Курской области, в ходе которой российские военные по трубе подземного газопровода вышли в тыл к занявшим Суджу подразделениям ВСУ. Шутка ли? Пятнадцать километров! Где согнувшись, где ползком, в условиях кислородного голодания?  Вы кого собрались напугать болотами? Не представляю, кто предложил этот хитроумный план, но видимо гений. Простой российский парень. Типа Левши. Имя я так и не услышал в новостях. Видимо, пока засекречено. До поры, до времени.
Так и хочется сказать стихами Михаила Юрьевича Лермонтова, кстати, тоже военного, поручика лейб-гвардии гусарского полка - «Скажи-ка дядя, ведь недаром» нашу армию помнят и опасаются «наполеоно-гитлеровские» потомки, убежденные в том, что с Россией связываться нельзя. Ни при каких обстоятельствах!
Будет себе дороже. А особенно, на нашей территории. Где каждый куст еще и «стреляет». Не то, что на лыжах бегает.


Рецензии