Атомы-души и кварки-дхармы под властью кармы
Кварки, электроны — словно дхармы.
Покрывало Майи — психики обман,
Физики не знают власти кармы.
Древние греки считали атом пределом деления любого вещества. Само слово «атом» в переводе с древнегреческого означает «нерассекаемое», «неразрезаемое». Атомизм независимым образом возник в Древней Индии и в Древней Греции в середине первого тысячелетия до нашей эры.
В Древней Греции он был связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и его ученика Демокрита. Вождь мирового пролетариата, а по совместительству и философ-материалист Ульянов-Ленин выделил «линии Платона и Демокрита» в философии, под которыми он понимал борьбу идеализма и материализма, религии и науки.
Согласно Демокриту, есть предел любого деления в виде атома. Внутри атома никакое движение и изменение невозможно, зато сами атомы находятся в постоянном движении. Сцепляясь между собой, они образуют самые разнообразные вещи и предметы. Есть только атомы и пустота.
Спустя почти два с половиной тысячелетия стараниями учёных-материалистов существование атома экспериментально подтвердили. Однако вскоре оказалось, что сам атом, будучи наименьшей частью любого химического элемента, вполне даже рассекаем. Любой атом на 99,9999...% состоит из пустоты, в которой находятся элементарные частицы — протоны, нейтроны, электроны и прочие кварки. К этим элементарным частицам привычные законы классической механики уже неприемлемы. Он живут по непривычным и непонятным законам квантовой механики
Если атом является наименьший частью любого химического элемента из периодической системы Менделеева, носителем его химических свойств, то субатомные частицы, живущие по законам квантовой механики, являются уже элементарными частицами не химии, а физики.
Дух просвещения и экспериментальное, опытное движение в глубины материи готовили массу чудных открытий, хотя опыт порой был исполнен ошибок трудных.
Подобное продвижение в глубины уже не материи, вещества, а души, сознания наблюдалось в Древней Индии как раз во времена Левкиппа и Демокрита, то есть применю 2,5 тысячи лет назад.
С незапамятных времён индусы верят в существование атмана как индивидуальной бессмертной «нерассекаемой» души каждого человека. По поверьям индусов, бессмертная и «нерассекаемая» душа — атман — каждого человека блуждает и перевоплощается в колесе сансары.
Буддисты же исходят из концепции анатмана, утверждающей, что бессмертной «нерассекаемой», «атомарной» индивидуальной души, подверженной перевоплощениям, не существует.
«В кругах правоверных брахманов-учителей был довольно распространён взгляд на душу как на внутри человека находящееся, особое, цельное, единое, духовное существо, способное мыслить, чувствовать и желать. Оно как бы сидит внутри нас, управляет нами и через отверстия глаз смотрит на то, что делается кругом, и на то, что делают другие люди, нам подобные. В момент смерти оно покидает тело, улетает через особое незаметное отверстие в темени. По этому взгляду душа отличалась от тела и представляла собою главную часть нашего существа, которой тело было подчинено. <...> Во всех этих случаях слово “душа” означало нечто целостное, единое, особое духовное существо, или особую целую личность. Вот против этого-то представления о душе как о чем-то цельном, представляющем в себе определённое, реальное единство, и ополчился буддизм» [2].
По поверьям буддистов, душа каждого человека состоит из своеобразных элементарных «субатомных» частиц психики, раздельных мимолётных элементов, именуемых «дхармы». Всё многообразие дхарм можно классифицировать, подобно таблице Менделеева, в 5 скандх, то есть 5 больших куч, 5 психических подмножеств.
Например, по современным научным представлениям, атомное ядро состоит из протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, — из кварков и глюонов. Наряду с электронами — квантово-механическими спутниками атомного ядра — они являются на настоящий момент времени самыми элементарными — «нерассекаемыми», «неразрезаемыми» — частицами. Из этих элементарных частиц физики состоят и сами атомы, и сложенные из атомов молекулы, то есть все физические феномены, говоря философским языком.
Подобным образом все феномены сознания, души, по древним буддийским представлениям, состоят из элементарных частиц психики — дхарм. Именно их взаимозависимое возникновение и их стремительные комбинации в потоке времени и порождают каждую индивидуальную душу каждого живого существа.
Если атман индусов можно образно уподобить «нерассекаемому» атому Демокрита, то дхармы буддистов можно условно уподобить «субатомным» элементарным частицам психики. Интересно, по каким же законам живут эти элементарные частицы психики? Не напоминают ли эти неведомые современной науке психические законы когда-то неведомые науке прошлого законы квантовой механики?
После смерти одного живого существа рождается иное живое существо, тело и душа которого состоят из новых комбинаций элементарных частиц физики и психики. Циклические комбинации и рекомбинации этих элементарных частиц физики и психики под воздействием кармы и составляют суть сансары — колеса жизни-смерти — в Учении Будды.
Сама же карма означает некое фундаментальное и универсальное психо-био-физическое взаимодействие, неведомое современной науке, как неведомы были науке времён Галилея и Ньютона ни электромагнитное, ни сильное, ни слабое взаимодействие, ни элементарные частицы физики, ни элементарные частицы психики. (А последние — неведомы и по сей день.)
Значение слова карма в переводе с санскрита — действие. Это такое же действие, как и 4 фундаментальных физических взаимодействия — гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Только оно включает в себя ещё и некое неведомое современной «безжизненной» науке биологическое взаимодействие, и некое неведомое современной науке психическое взаимодействие.
Законы психической механики и законы кармы были открыты Буддой в процессе Высшего психического опыта ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры. Если соединить их с современными законами физики, химии и биохимии, то получится примерно следующая картина.
Различные комбинации элементарных частиц физики — кварков, глюонов, электронов — порождают различные атомы. Различные комбинации атомов порождают различные молекулы. Различные комбинации молекул порождают различные неживые вещества и различные живые клетки. Различные комбинации живых клеток порождают различные многоклеточные живые организмы. Различные комбинации нейросети живых клеток головного мозга — нейронов — и элементарных частиц психики — дхарм — порождают все психические феномены души, или сознания.
Гибель любого живого, одушевлённого существа приводит к гибели его индивидуальной комбинации элементарных частиц физики и психики, которую мы воспринимаем как тело, в котором живёт душа. Однако универсальное психо-био-физическое взаимодействие, известное в философии Древней Индии как карма, порождает новое живое, одушевлённое существо, сотканное из новых комбинаций атомов и дхарм. Цикл жизни-смерти повторяется вновь и вновь.
Если считать индивидуальный атман индуизма подобием атома как наименьшей части любого химического элемента, то можно предположить, что он состоит из различных комбинаций дхарм как элементарных частиц психики.
Как атом подвержен физической трансмутации при ядерных реакциях, ведущих к превращению одного химического элемента в другой, так и атман подвержен «реинкарнациям», то есть психическим трансмутациям при кармических реакциях.
Если же считать индивидуальный атман индуизма подобием голографического осколка Мирового Духа, Брахмана, то в процессе Высшего Освобождения — Мокши — можно познать, что атман есть Брахман. Под психическим покрывалом Майи, ввергающим душу в мир иллюзий, сокрыт незримый Брахман.
«Освободиться от чар МАЙИ, разорвать узы КАРМЫ означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть БРАХМАН. Это ощущение называется “МОКША”, или “освобождение”, и составляет основное содержание индуизма» [2].
Если уподобить цельный, неделимый атман индусов нерассекаемому, неделимому атому Демокрита, то атман индусов и дхармы буддистов диаметрально противоположны друг другу.
Хотя стремление к Абсолютной Свободе, к Освобождению из-под власти сансары, исполненной страдания, характерно не только для индуизма, но и для буддизма. Для всех индийских религий это Освобождение является целью и смыслом жизни:
«Как же понимается освобождение от сансары, часто уподобляемой в индийских текстах болоту, в котором живые существа увязают, или океану, в котором они тонут? Очень по-разному... <...> Но в любом случае, это выход из круговращения сансары, прекращение перехода из одного существования в другое, конец страдательности и постоянной обусловленности одного состояния другим, выход из мира претерпевания в мир свободы (мокша, нирвана, кайвалья, мукти). Именно свобода, абсолютная и трансцендентная, и образует высшую и безусловную ценность традиционной индийской культуры» [3].
Если же уподобить бессмертный атман индусов современному представлению об атоме, состоящем из пустоты, исполненной элементарных частиц психики — дхарм, то Высшее Освобождение в буддизме будет означать воссоздание ни уровне микрокосма голографического узора из дхарм, тождественного подобному голографическому узору макрокосма.
Этот психический узор, будучи крохотной частью голографического Целого, с точностью воспроизводит психический узор самого голографического Целого. Такое Высшее надличностное, надындивидуальное состояние психики носит в буддизме хорошо известное название — «нирвана».
Достигнув Высшего Освобождения, атман вырывается раз и навсегда из-под власти кармы и из колеса сансары.
Примечания:
1. Ф.И. Щербатской «Философское учение буддизма»
2. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 5. ИНДУИЗМ
3. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
5 декабря 2025 года
Свидетельство о публикации №225120500461
Но если эту информацию можно ещё осознать и принять, то конечный результат этого ТВОРЕНИЯ ( что в буддизме, что в индуизме, что в иных религиях) - имеет весьма туманное объяснение.
Парадигма этих учений, как бы навязывает странную, но якобы главную цель (смысл) Брахмана, Бога, Абсолюта и т.д.:
Творец создает ТВОРЕНИЕ для страданий!? А страдания свершаются ради познания несовершенства творения, как частного явления? И как итог - распад ( по сути уничтожение) творения, как частного явления, и "возврат" к Брахману, к Абсолюту.
Но что такое СТРАДАНИЯ? Неизбежность для частности, "оторванной" от целого? Неизбежность всего во всем? Или неизбежность в мире, в котором мы живём? В мире рождений и смертей? Но наш мир - лишь один из уровней всей Системы. А сформированная здесь душа неизбежно продолжает свой путь в иных измерениях и иных мирах.
А что мы о них знаем? Путь ли это одних страданий? И что собой представляет выход из так называемой Сансары, или Матрицы? Освобождение ? От чего освобождение? И ради чего? Чтобы избавиться от своего "я"? Но "я", пока оно в теле этого мира не знает, чем оно является в иных мирах. А не дурят ли нас все эти "учения"? Все эти мессии - будды с иисусами?
Что там - за горизонтом? И можно ли вообще выйти из Матрицы? Куда выйти? Выйти, чтобы НЕ БЫТЬ?
В этом ли добро? Или может нас прогибают под удобную идеологию? Удобную для тех, кто дурманит человечеству мозги...
Абасада 10.12.2025 13:58 Заявить о нарушении
А посторонним вход строго воспрещён! "Добро пожаловать" говорят только избранным.
Матрица — это не сансара! Matrix на латыни значит "первопричина", "источник".
Матрица — это первопричина Мира и источник Вечной Жизни.
Сансара — это следствие, это объективный закон бытия-жития, сущего в вечном циклическом движении жизни-смерти, это Пламя Вечной Жизни, которое порождает искры тленной, скоротечной и преходящей жизни, исполненной страдания. Но... Порой из искры возгорится Пламя...
<Но что такое СТРАДАНИЯ?>
Это циклическое, но неизбежное пребывание в мире непостоянства, несамости, нечистоты, в котором краткий миг радости и счастья неизбежно сменяется горем утраты родных и близких, любимых, молодости, здоровья, жизни, не говоря уж о потерянных всуе материальных благах, о бесконечности лжи, обмана и насилия со стороны иных людей, о бесчинствах власть предержащих, о войнах, эпидемиях и пандемиях, о стихийных бедствиях и прочих «прелестях жизни», избавления от которых не даст ни одно «идеальное общество», ни одна страна Утопия, никакое «светлое будущее».
Сергей Горский Москва 11.12.2025 04:01 Заявить о нарушении
Освобождение от круговерти жизни-смерти, исполненной страдания. Освобождения ради достижение блаженного покоя, исполненного постоянство, самости и чистоты.
«Как же понимается освобождение от сансары, часто уподобляемой в индийских текстах болоту, в котором живые существа увязают, или океану, в котором они тонут? Очень по-разному: для недвойственной веданты освобождение — это обретение мистического гносиса, знания тождества истинного "я", подлинной самости человека (атман), и абсолютного духа (Брахмана), для санкхьи это разотождествление духа и материи, для теистической веданты — единение с личностным Богом, подобное единению влюбленных, для джайнизма — освобождение души от связи с неодушевленным миром, с материей, для буддизма Тхеравады — угасание страстей и влечений, пресечение неведения, для буддизма Махаяны — постижение своей собственной природы как природы Будды и осознание пустотности (понимаемой как отсутствие самобытия) сущего. Но в любом случае, это выход из круговращения сансары, прекращение перехода из одного существования в другое, конец страдательности и постоянной обусловленности одного состояния другим, выход из мира претерпевания в мир свободы (мокша, нирвана, кайвалья, мукти). Именно свобода, абсолютная и трансцендентная, и образует высшую и безусловную ценность традиционной индийской культуры» (Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»).
Когда человек преодолевает своё локальное и иллюзорное "я", тогда рождается «океаническое чувство» — «ощущение “вечности”» — чувство «единого целого с внешним миром», как говорил Ромен Роллан почти сто лет назад, в 1927 году.
Вселенная хранит в своём нутре
Безбрежный Океан Психеи.
Молекулы души в психическом костре
Рождают разум, чувства и идеи.
Из чрева Океана бьёт фонтан души,
Подвижны как огонь и мысль, и чувства.
Познать сей Мир скорее поспеши,
Забудь про деньги, вспомни про искусства!
Стремглав вращается души калейдоскоп,
Сознанию являя иллюзорные картинки,
Движение порождает Время-стробоскоп,
Творя из мигов бытия мир без запинки.
Из крохотных мгновений соткан дождь,
Течёт с Небес душа обыкновенная,
И ты порой, как тот Небесный Вождь,
Вдруг понимаешь — ты и есть Вселенная!
Тогда мельчайшая Духовная часть Единого Целого — Матрицы Духа — может стать равной самому Единому Целому, микрокосм — макрокосму, а крохотный человек — необъятной Вселенной.
Тогда атман — индивидуальный дух человека — становится равен Брахману — всеобъемлющему Мировому Духу.
Тогда Пробуждённый обретает некое состояние надличностного, надындивидуального Духовного Единства, которое именуется «нирвана», и становится Буддой.
Тогда некий Сын Человеческий глаголит: «Я и Отец — Одно».
По этому поводу вышеупомянутый крупнейший средневековый христианский мистик Мейстер Экхарт (Мастер Экхарт), которого вдохновляло неоплатоническое Единое, сказал буквально следующее:
«Ни Единого, ни бытия, ни Бога, ни покой, ни блаженство нельзя обрести там, где процветают различия. Посему, дабы обрести Бога, самому должно стать Единым. И тогда, слившись с Единым, ты останешься Им даже среди различий. Отдельные вещи будут для тебя частями Единого и никогда не станут на твоём пути».
Нечто подобное утверждается и в Откровении Иоанна Богослова, где речь идёт о некой Высшей Победе:
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Ни Будда, Ни Христос не дурят! Дурят антихристы!
Сергей Горский Москва 11.12.2025 04:15 Заявить о нарушении
Спасибо за такой красивый и полный ответ.
Под которым не смею вам возражать и описывать свои сомнения и "претензии" к сессиям и их учениям.
Только хочу уточнить: ни Матрицу, ни Сансару ни другие термины, которые были поставлены в ряд в одном предложении, я не смешиваю в равнозначные понятия.
Речь была не о том. А об иллюзиях этого мира.
Матрица - как компьютерная симуляция нашего мира.
Но еще раз спасибо за ваше вИдение.
Абасада 11.12.2025 06:43 Заявить о нарушении
к мессиям и их учениям.
Прошу прощения за вредность компа)
Всего доброго!
Абасада 11.12.2025 06:44 Заявить о нарушении