Учение о Двоице, 45. Энтелехия, Часть 3

Раздел I: Богословие (теоретическая часть)

45. Энтелехия

В) О Божественной Тетраде и Энтелехии Вселенной: Метафизика Становления (Вселенная как Мировая Энтелехия)

Вся тварь, от серафима до камня,
несёт в себе неумолчный зов к своей Полноте.
Этот зов, этот внутренний закон,
влекущий потенцию к её акту, а семя -- к его цветению,
есть не что иное, как действие Божественной Энтелехии.

Размышляя над этим фундаментальным принципом -- "нахождение в состоянии полной осуществлённости" --
мы обретаем ключ к постижению величайшей тайны:
как Единый, Неделимый Бог
открывает Себя в двойственности Начал
и в четверичности Ликов,
чтобы через становление привести творение к Себе.

Единый в Двоичности: Отец-Ум и Мать-Жизнь
в Своей сокровенной, непостижимой Природе Бог един.

Но в откровении творению Он являет Себя в двух извечных, сопряжённых Началах.

Мужское Начало -- это Божественный Ум (Нус),
чистый Разум, субстанциальное Сознание,
созерцающее вечные архетипы и законы бытия.
Это начало Формы, Порядка и Замысла.

Женское Начало -- это Божественная Жизнь (Зоэ), животворящая Энергия,
всепроникающая и всетворящая Любовь (Агапе).
Это начало Силы, Движения и Плодородия.

Они нераздельны и неслиянны,
как огонь и сияние, как свет и тепло.

В Боге же Они пребывают в вечном, сияющем союзе,
и из этого брака рождается вся полнота мироздания.

Эта двоичность есть первичное условие всякого бытия,
ибо бытие требует и Логоса (смысла),
и Эроса (стремления).

Четверица: Динамика Вечного Становления

Из лона этой двоичности рождается священная Тетрада -- Четверица Божественных Ипостасей,
являющая не статичную структуру,
но вечный круговорот становления.

Сфера Мужского: Отец и Сын.

Отец есть сама бездна Сознания, абсолютный Разум, пребывающий в Себе. Он — Потенция всех потенций, источник Замысла.

Сын есть рождаемый Отцом Логос, Слово.
Он есть мысль Отца, облечённая в форму,
Его творящее Слово, которым "всё начало быть".
Здесь мы видим первый акт Энтелехии.
Сын -- это "первая энтелехия" Отца, Его актуальное,
но ещё не завершённое выражение.
Как знание, хранящееся в уме,
есть первая энтелехия по отношению к его активному применению.

Закон бытия гласит: Малое возрастает в Большое,
Младшее становится в Старшее,
Детское устремляется к Зрелости.

Это движение от потенции к полному акту,
от Первой ко Второй энтелехии.
Это путь от чистого Сознания к оформленному Разуму,
от Разума -- к Слову, и, наконец,
от Слова -- к деятельному, воплощающемуся Слову.

Подобно желудю, который есть потенция дуба,
Сын содержит в себе всю полноту Отца.

Прорастая, умирая как семя,
Он актуализирует свой потенциал,
становясь зрелым Дубом-Отцом,
который, в свою очередь, рождает новые семена-слова.

Это не последовательность во времени,
но вечный цикл в Божественной природе:
Отец рождает Сына, а Сын, реализуясь, становится в Отце.

Почему и Христос, достигнув Своей Зрелости
умер как Зерно-Отец, посеял Себя в землю,
чтоб Воскреснуть во множестве Детей Веры
в Грядущем возрождении падшего мира.

Сфера Женского: Мать и Дочь.

Мать есть сама субстанция Божественной Жизни, неиссякаемый источник Энергии и Любовь как фундаментальная сила бытия.

Дочь есть конкретное проявление этой Жизни, её животворящее дыхание, Любовь, изливающаяся вовне, Энергия в действии.

И здесь действует тот же закон Энтелехии:
Младшее становится в Старшее,
возрастает от многообразия Единому.

Её потенциал жизни, энергии и любви
достигает своей полной осуществлённости.

Это путь от недифференцированной Жизни --
к целенаправленной Энергии,
от Энергии -- к всеобъемлющей Любви,
и от Любви -- к любви деятельной,
творящей и завершающей.

Как росток, исполненный жизненной силы,
возрастает в могучее дерево,
способное дать плод и стать матерью для нового леса,
так и Дочь, реализуя свою природу,
становится самой Матерью-Жизнью.

Энтелехия в Действии: От Идеи к Плоду

Эти два потока -- Мужской и Женский -- не текут параллельно,
но сплетаются в вечном танце.
Их соединение и есть творческий акт,
приводящий к реализации Замысла в Материи.

Мужское Начало (Отец-Сын) привносит в материю Форму --
Логос, замысел, структуру. Это действующая причина.

Женское Начало (Мать-Дочь) привносит в материю Энергию --
Жизнь, силу, любовное стремление. Это движущая причина.

Их союз -- это метафизический брак,
Земля (материя, творение) сочетается с Небом (Богом).

Результатом этого союза, этой конечной
и воплощённой Энтелехии, является Плод.

Плод -- это реализованная Цель, Телос, завершённое Дело,
в котором потенция замысла, пройдя через энергию становления,
достигла полной актуальности в материи.

"Слово стало плотью" в материи.
В этом Плоде осуществляется обещание Христа
о том, что верующий увидит большой урожай в своей жизни.

Это видение находит глубокие параллели в истории мысли:

Учение Аристотеля о переходе от потенции
через энергию-действие к энтелехии
есть точнейшая схема Божественного становления.

Первая энтелехия (обладание знанием) -- это Сын,
вторая энтелехия (активное мышление) -- это Отец.

Душа как первая энтелехия тела --
это Женское Начало (Жизнь) по отношению к материи.

В схоластике различение первого акт, субстанциальная форма
и второй акт, деятельности развивает эту идею,
описывая, как сущность (Ипостась) проявляется в действии.

В диалектическом синтезе Гегеля также можно увидеть
аналогию с энтелехией:
тезис и антитезис, противостоя друг другу,
рождают в становлении Духа -- феномен синтеза,
с другим уже содержанием, конечный результат,
в котором уже сняты первоначальные противоречия.

Синтез становится тезисом
и движение Энтелехии в Бытии продолжается,
самопознание Духа в Его Самораскрытии и Саморазвитии,
когда Он осознаёт Себя как целое в Формах материи,
диалектическое движение, где раскрывает Свою сущность.

В процессуальной философии Уайтхеда Идея "конкретности"--
процесса объединения возможностей в актуальное событие --
есть светское эхо учения о Тетраде,
где Бог не статичен, но есть "Сам-Становящийся-в-Становлении-мира".

Пирамиде потребностей Маслоу, венчающаяся самоактуализацией,
есть индивидуальный путь человеческой души
к своей малой энтелехии,
отражающий великий путь Сына к Отцу и Дочери к Матери.

Таким образом, всё мироздание предстаёт
не как случайный набор элементов,
но как грандиозный, иерархически устроенный
процесс Божественной Энтелехии.

От изначального Единства -- через раскрытие творческой Двоичности
и динамичную игру Четверицы -- к конечной цели:
соединению с материей и рождению Плода.

Всякая вещь, всякая жизнь, всякая мысль
стремится к своей энтелехии —
к полной реализации заложенного в ней божественного потенциала.

И каждый из нас, от малого семени-духа до великого древа личности, призван пройти этот путь --
осуществить в себе возрастание Сына в Отца
(от веры к знанию, от знания к мудрости и деянию)
и Дочери в Мать (от инстинкта жизни -- к сознательной энергии,
от энергии -- к жертвенной, творческой любви).

Дабы в конце времён, когда Бог станет "всё во всём",
каждый смог принести свой малый,
но уникальный и драгоценный Плод
в великую, вечную жатву Божию.

**


Рецензии