Учение о Двоице 45. Энтелехия, Часть 4
45. Энтелехия
Часть 4: Гимн Энтелехии: Философско-Богословское Умозрение о Становлении Божественной Тетрады
Воззовем же к Музам не Геликона,
но к тем, что обитают на горних высотах Ума
и в сокровенных глубинах Жизни!
Да направит нас сама Энтелехия --
сей великий принцип Полной Осуществлённости,
дабы мы могли, не погрешив против смысла,
изъяснить непостижимое: таинство Единого,
двоичного в Началах и Четверичного в Ликах.
Пролог: Единый в Предвечном Молчании и Первый Пульс Энтелехии
Прежде всякого времени, вне всякого числа,
пребывает Он, Абсолют, Чистое Бытие, не нуждающееся ни в чём.
Но уже здесь, в сокровенной глубине Его Существа,
дремлет, как вечная весна, Энтелехия -- не как нечто внешнее,
но как сам Закон Его природы, внутренняя сила,
влекущая к самораскрытию.
И вот, в священном акте самопознания,
Единый являет в Себе двоичность Начал.
Мужское Начало -- Отец-Ум (Нус), есть чистое Сознание,
созерцающее мир вечных идей-архетипов.
Он -- безмолвный Глагол, пребывающий в покое.
Женское Начало -- Мать-Жизнь, Зоэ, есть животворящая Энергия,
всепроникающая Любовь-Агапе, кипящее лоно всех возможностей.
Она -- трепетная Пустота, жаждущая наполнения.
В Нём -- Форма, в Ней -- Сила.
В Нём -- Закон, в Ней -- Движение.
Акт Первый: Рождение Четверицы и Аристотелевский Закон Становления
Из вечного союза Ума и Жизни
рождается священная Тетрада -- не как четыре бога,
но как Четыре Лика Единого в диалоге вечного становления.
Сфера Отца-Сына: Логос и Его Энтелехия.
Отец -- есть сама Потенция в её абсолютном смысле.
Он -- бездна Сознания, нерождённый Источник.
В терминах Аристотеля, Он -- Материальная Причина Самого Себя.
Сын -- есть (Предвечно) рождаемый Логос, Слово.
Он -- Первая Энтелехия Отца.
Что это значит? Как писал Стагирит,
душа есть первая энтелехия тела, наделяющая его жизнью.
Так и Сын есть первая осуществлённость Разума Отца,
Его актуальная Мысль, ещё не изречённая в мир,
но уже сущая в Нём.
Он -- обладание Знанием, до Его применения.
И вот, провозглашается великий закон:
"Низкий и последний Слуга возрастает в Высокого и Первого Управителя",
Верный Раб входит в Радость Господина Своего.
Это -- переход ко Второй Энтелехии, полной актуализации.
От Сознания -- к оформленному Разуму,
от Разума -- к Слову, от Слова -- к Слову деятельному.
Здесь мы видим Энергейю -- процесс, действие,
сам акт мышления.
Фома Аквинский, переведя понятие Энтелехия
как единичное действие, Акт,
различал Первый Акт, сущность -- это Сын,
и Второй акт, деятельность -- это Отец,
чья природа есть чистое действие.
Сын, как actus primus, обладает сущностью разума,
а Отец, как actus secundus, есть вечное актуальное мышление.
Лейбниц углубит это, назвав монаду --
неделимую субстанцию -- энтелехией,
ибо она содержит в себе своё будущее состояние.
Так и Сын-Логос есть Монада,
в Себе заключающая всю программу творения,
всё Своё будущее возрастание в Отца.
Сфера Матери-Дочери, Жизнь и Её Пульсация.
Мать -- есть Сама субстанция Жизни,
неиссякаемый Источник.
Дочь -- есть конкретное проявление этой Жизни,
Её дыхание, Энергия в Её чистом потоке.
И вновь Закон: "Низкая и последняя Служанка
возрастает в Высокую и Первую Управительницу",
Верная Рабыня входит в Радость Госпожи Своей.
Её потенциал жизни, Её любовь как стремление,
достигает своей Энтелехии --
становится Любовью деятельной, творящей, зрелой.
Это подобно тому, как Ханс Дриш,
возрождая Аристотеля в биологии,
видел в Энтелехии жизненную силу,
которая направляет развитие организма к его целостной форме,
не будучи сводимой к химии.
Дочь -- это та самая Витальная Сила,
что, пройдя путь становления,
актуализируется в зрелую форму Матери-Жизни.
Акт Второй: Схоластические Тонкости и Брак в Вечности
Дунс Скот, углубляя мысль Аквината,
ввёл тончайшее различение.
Он говорил об Этовости, уникальном, нередуцируемом
личностном начале, в противовес томистской Чтойности.
Это есть Голос каждой Ипостаси в Тетраде.
Отец -- это не просто Ум, но Ум в своей уникальной "отцовости".
Сын -- не просто Логос, но Логос в своей "сыновности".
Их различие -- не сущностное, но личностное,
и именно это позволяет им пребывать
в вечном отношении Рождения и Возрастания.
И вот, два потока -- Мужской и Женский -- сходятся.
Это не слияние, но брак. Соединение Логоса (деятельного Сына)
и Любви (деятельной Дочери).
Логос приносит в лоно материи Чистую Форму, Архетип.
Любовь наполняет эту форму животворящей Силой, Энергией.
В этом акте -- исполнение Слов Иоанна Крестителя:
"Имеющий невесту есть жених, а друг жениха,
стоящий и внимающий ему, радостью радуется,
слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась." Ин 3:29
"Ему должно расти, а мне умаляться." Ин 3:30
Акт Третий: Нисхождение в Материю и Феноменологическое Воплощение
Плод сего брака -- Реализованное Дело, Телос, Цель, Плод.
Энтелехия достигает своей конечной точки в материи.
"Слово становится Плотью".
Здесь мы слышим отзвук Мартина Хайдеггера,
который, вслед за Аристотелем, видел в Энтелехии способ бытия,
где цель и средство неразрывны.
Для Хайдеггера человеческое бытие, есть забота, проект,
постоянное устремление вперёд, к своей возможности.
Это и есть Энтелехия в действии -- не статичный результат,
а сам процесс воплощения,
где бытие "озабочено" своим осуществлением.
Так и Божественная Четверица в Своём нисхождении к материи
есть вечный Проект -- не незавершённый,
но всегда длящийся, всегда циклично новый.
В этом акте творения мы видим и чудо эмерджентности --
когда целое больше суммы своих частей.
Потенция Формы и Энергия Любви, соединяясь,
рождают нечто третье и четвёртое, новое -- Плод,
который не был предзадан механически,
но явился как творческий феномен.
Эпилог: Вселенная как Вечный Пульс устремления к Полноте
Так, от предвечного Молчания Единого -- через рождение
Двоичности Начал и танцующую динамику Четверицы --
к воплощённому Плоду в материи,
развёртывается Вселенная как грандиозная Божественная Энтелехия.
Вся тварь, от серафима до кварка,
от галактики до биения человеческого сердца,
участвует в этом всеобщем стремлении к своей Полноте.
Каждая монада-энтелехия, по Лейбницу,
жаждет актуализации.
Каждое семя -- будь то жёлудь или мысль --
содержит в себе тоску по своей конечной форме, Дубу,
Отцу Совершенной действительности.
Каждая искра любви -- стремится возрасти
в свой непревзойдённый Идеал, Мать-Любовь.
И потому познание Бога есть не схоластическое упражнение,
но соучастие в этом вечном становлении.
Познавая Истину, мы растём от Сына к Отцу;
Любя, мы растём в милосердии от Дочери к Матери.
И в этом двойном возрастании -- наша собственная,
человеческая Энтелехия, наше предназначение:
принести в дар Единому свой единственный и неповторимый Плод,
став живым, Сознающим и Любящим Словом в великой Поэме Бытия.
**
Свидетельство о публикации №225120500474