Дикая утка

Скальник. Театр
Режиссёр Вениамин Скальник

Жила-была на свете одна очень счастливая норвежская семья по фамилии Экдал: папа Ялмар, мама Гина, дочь Хедвиг, и старенький дедушка. Ой, что это я? — кажется, забыла о самом главном члене этой семьи — Дикой утке, принадлежащей Хедвиг!
Все в семье этой очень любили друг друга и окружали друг друга (а особенно папеньку Ялмара) всяческой заботой, хотя доходы у них были более чем скромные. А ведь когда-то дедушка Экдал был очень богат и известен, и если б не  роковая ошибка при составлении плана вырубки леса — жило бы его семейство совсем по-другому!
Ну да ладно: главное, все они счастливы, имеют собственную фотостудию, и даже свой домашний «лес», в коем проживает Дикая утка, а дед Экдал время от времени вспоминает старые добрые времена, отстреливая жирных кроликов…

Это — вкратце о семье, описанной в пьесе Генрика Ибсена в конце 19 века. Творения Ибсена я просто обожаю, а посему свой поход на премьеру спектакля «Дикая утка» Скальник.Театра запланировала давно, взяв рекламный листочек во время посещения «Гарпагониады».

Несмотря на многие затянутые, нелепые и трагические моменты, имеющиеся в пьесе Ибсена, я была уверена, что Скальник.Театр зрителю скучать уж точно не даст. И я не ошиблась. Спектакль начался как-то спонтанно, незаметно для зрителей, многие из которых искали в это время свое место в уютном маленьком зальчике…
На сцене были пока что не персонажи пьесы вовсе, а артисты, собирающиеся их играть. Великолепный Валентин Самохин (Дедушка), «как всегда» опоздал; Сергей Гузеев (Грегерс Верле) и Павел Сборщиков (доктор Реллинг), пришедшие первыми, готовятся играть свои очень важные роли… Но вот ведь незадача: сам режиссёр Вениамин Скальник объявляет, что придётся им между делом и слуг поиграть. Ну в самом деле, не нанимать же специально для этого отдельных артистов! И, успокоенные тем, что и самому режиссеру тоже придётся засветиться далеко не в главной роли, наши герои переоблачаются в слуг.

Что меня всегда восхищало в Скальник. Театре? Да то, что практически не отходя от первоисточника, артисты его умудряются так разыграть некоторые сцены, что зритель запоминает их надолго. Блестящий эпизод «поедания деликатесов» в спектакле «Гарпагониада» получил дальнейшее развитие в «Дикой утке». Представьте себе семью Экдал в полном составе, восседающую за пустым столом, на котором — только меню званного обеда в богатом семействе Верле. И все, включая дедушку, вдохновенно «поедают» диковинные блюда, описанные в меню. Дедушка, правда, морщится от вида лягушиных лапок, но в него удаётся впихнуть сей деликатес под видом курятины.
В этом — весь Скальник. Театр, за это мы его и обожаем!

Но продолжаю историю семьи Экдал, которая ко второму действию становится совсем уже не веселой.  Увы, нашёлся-таки человек, коему удалось всего за пару часов разрушить идиллию «святого семейства». Это тот самый Грегерс, сын богача Хокона Верле (Хокона блестяще играет Николай Ковбас) — в прошлом партнера дедушки Экдала.
Верле старший тоже жжёт не по-детски: сын так возмущает его своей несговорчивостью, что он превращается… в великого актера, известного театрального педагога Николая Ковбаса. И мы со смехом внимаем речи маэстро, безропотно соглашаясь с ним. Действительно, он, будучи столь знаменитой личностью, совершенно не обязан вникать в детские комплексы своего отпрыска!

Но вернёмся к Грегерсу.
— Зачем же он другу так жизнь подпортил? — наверняка поинтересуются те, кто пьесу Ибсена не читал.
Нет, Верле младший вовсе не завистлив и не жесток. Что, кстати, прекрасно показал артист Сергей Гузеев, создав на сцене образ человека мягкого, все понимающего и всем вокруг желающего исключительно мира, добра и процветания. Истинный поборник искренности, правде и справедливости.
Идеальный человек, не правда ли? Только вот не лез бы он со своей «правдой» туда, где ее не хотят слышать — и цены бы тогда ему не было! Но влез ведь, ибо нужно же было взять реванш за детские обиды, нанесённые ему когда-то отцом… Доказать всем и себе любимому, что он больше никого не боится!

Всегда ли честность приносит благо? А может быть, лучше прислушаться к мудрому пьянице доктору Реллингу, успешно применяющему в лечении своих пациентов таблетку под названием «ложь во спасение»?

— Нет, мы хотим правды, дайте нам правды! — уже звенят в ушах моих громкие крики из лужёных глоток! Ага, сейчас отсыплю, только вначале решите, сумеете ли вы выдержать ее, правду эту?

Вот семейство Экдал, при всем моем к нему уважении, не выдержало, по швам треснуло. И даже весёлый фарс, в который превратили артисты Денис Яковлев и Анастасия Немоляева бурное выяснение отношений между Ялмаром и Гиной, не помешал нам, зрителям, осознать весь ужас создавшегося положения.
Любящий отец уходит из семьи (не забыв, впрочем, напоследок объесть ее на солидное количество бутеров).  Несчастная девочка Хедвиг (Анастасия Дунаева, браво!) мечется между грызущимися взрослыми, пытаясь удержать на плаву, не отпустить «в пучину морскую» своего любимого папочку, коий являет собой прообраз  спасённой и прикормленной Дикой утки.

Хедвиг находится в том самом «дурацком» возрасте, когда в голове роится множество взрослых вопросов, требующих немедленных ответов. И — что же? В это нелёгкое время единственным ее утешителем и наставником становится… все тот же Грегерс! Папе с мамой некогда, они спускают друг на друга вербальных  собак; Дедушка живет в своём особом мире, и все, на что у него хватает ума — это прочесть внучке введение в мастер-класс «Как убить наповал Дикую утку»…

Почти три часа с одним антрактом длится этот спектакль. И за это время мы не только полностью наслаждаемся великолепно поставленной и талантливо сыгранной пьесой Генрика Ибсена, но и пробуем кроличью еду и человеческое питье, которое кроликам не рекомендуется. Ибо страшный это хищник — пьяный кролик: случалось мне уносить ноги от одного такого в темно-синем лесу, где трепещут осины!
Далее: ищем в зале Дикую утку и наслаждаемся мини-лекциями о Норвегии. Можно ещё спеть вместе с артистами “trila-la” или русскоязычную версию известной норвежской песни о Виллемане, «шедшем к реке, чтоб поиграть там на золотой арфе». Да, да, у спектакля даже консультант по Норвегии имеется, а вы что думали?

А самое главное — это то, что зрители, пришедшие в Скальник.Театр впервые, наверняка влюбятся в него и его неординарные спектакли, как произошло это со мной после просмотра «Гарпагониады». И это прекрасно. Значит, мы будем с нетерпением ждать новых постановок, рекомендуя друзьям-театралам уже просмотренные. И возвращаться в Скальник.Театр снова и снова.


Рецензии