Декабристы - исторические философские параллели

14 декабря 200 лет выступлению декабристов в Санкт-Петербурге

Минуло ровно два века с этого принципиально важного события в тысячелетней истории Российского государства. Оно было закономерным на волне начавшего бурно развиваться в Европе капитализма, после сокрушительного поражения Наполеона перед российскими войсками в России в конце 1812 году и присоединившимся к ним затем войскам Западноевропейских монархий. Венский конгресс (1814-1815 гг.) стран победительниц во главе с российским императором Александром I (1777-1825 гг.) восстановил феодально—абсолютистские монархии, разрушенные французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами; на нём были определены новые границы государств Европы; укреплением власти Папы Римского стало восстановление территории Папской области 

Историки подробно и тщательно описали этот Венский конгресс, на котором, по существу, были приняты первые обще европейские международные правовые акты, без которых впредь невозможно было решать дальнейшую судьбу здешних государств, несмотря на абсолютистские монархические прерогативы их правителей. Однако, необходимо осмыслить и показать философские аспекты происходивших политических межгосударственных процессов и социальных преобразований в самих государствах, на волне научно-технического прогресса и бурного развитием капитализма в Европе с её устоявшимися религиозными культурно-нравственными системами.

Неудивительно, что едва произошла В 1917 г. Февральская революция, как в Петрограде вышла из печати книжка Дмитрия Мережковского «Первенцы свободы. История восстания 14 декабря 1825 года» с посвящением «продолжателю дела декабристов А. Ф. Керенскому». В Петрограде устраивали вечера памяти декабристов. Деятели Февраля всех направлений считали декабристов своими предшественниками, это было следствием из давних традиций демократической, либеральной, радикальной интеллигенции.

Одним из важнейших факторов исторической победы Российской империи в союзс с Великобританией над Францией Наполеона, объединившей вокруг себя монархии Западной Европы, стал политический передел этих абсолютистских монархий под некие условия утверждённого на венском конгрессе международного права, которое по самому факту своего принятия умаляла уже подточенную во времена Наполеона всемогущую власть монархов в своих государствах. Более того, этот Конгресс открыл дорогу применения на местах в монархических государствах Codex Napoleonum открывавшему «шлюзы» для формирования в них новых производственных отношений, в основе которых стоял капиталистический интерес владельцев этих предприятий. 

Этот французский гражданский кодекс, принятый в 1804 году во время правления  императора Наполеона Бонапарта. Он заменил фрагментированное законодательство и стал основой для правовых систем многих стран, установив такие принципы, как равенство всех граждан перед законом (хотя и не распространявшееся в равной степени на женщин), гражданскую свободу и секуляризацию государства. Кодекс до сих пор действует во Франции с многочисленными поправками. 

В это же время, в Англии и Северной Америке формируются новые производственные  мануфактуры – социальные организации Роберта Оуэна и т.д. Есть и теоретическая база в виде фундаментальной работы А. Смита «Причины богатства народов» (1780 г.), заметим – теоретическая работа К. Маркса «Капитал», – выла в свет во второй половине XIX века. Последняя по существу обезличила человека, как личность и придала ей первостепенную функцию представителя класса пролетариата, со всеми социальными атрибутами рабочего, дёшево продающего «свою рабочую силу» буржуа – «для обретения предпринимателем дополнительного дохода».

Бесспорно, провозглашение в Вене Священного Союза, где политическая роль Имперской России возвеличивалась до общеевропейских размеров, ставила перед Санкт-Петербургом новые задачи мирового значения и тем самым вовлекала страну в водоворот тех противоречий, которые показали события бурных минувших лет развития капитализма в Европе.

Священный союз – инициатива российского императора Александра I являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Священный союз — это консервативный союз монархов России, Австрии и Пруссии, созданный в 1815 году после Венского конгресса для поддержания монархического строя и борьбы с революционными движениями в Европе. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими принципами.

Учитывая то, что влияние на аристократические слои российских граждан, присутствовавших в Париже, Вене и т.д., которые в то время входили в различные российские масонские группировки было велико, идеи, которые транслировались на этих «братьев» масонских лож – интенсивно пропагадировавших в то время национальные аспекты государственного развития, — находили интерес и понимание у них. Более того, как отмечают исследователи этого феномена, российская аристократия весьма с интересом и пониманием относилась к этим новым идея о «Социальных преобразованиях в Европейских странах», они встречали в России поддержку и распространение. Различные общества, типа «Союза Благоденствия» руководствовались в своей деятельности такими идеями. В свою очередь – такие идеи, в случае их реализации, определённым образом ущемляли власть имперского российского самодержавия. Посредствам масонских лож, инспирированных Лондоном и Парижем, действовавших на западных территориях Российской империи, но запрещённых в то время в других странах Западной Европы. На российскую аристократию транслировались все те «передовые идеи современного демократического переустройства европейских монархий».

После Октября 1917 г. отношение к декабристам было не столь очевидно.

В первые годы советской власти на идеологическом фронте царила неразбериха. Большевикам было нужно переписывать историю под себя, нужны были героические предшественники. Но было неясно, годятся ли декабристы в таковые, ведь они хоть и революционеры, но классово чуждые, дворяне и, хуже того — офицеры, а в годы после Гражданской войны офицер стойко ассоциировался с белогвардейцем (военнопатриотическая риторика с возвеличиванием Суворова, Кутузова, Багратиона вернулась только во второй половине 1930-х годов).

Разнообразным левацким деятелям, стремившимся стать идеологами новой власти, декабристы казались недостаточно революционными и народными, в отличие, например, от народных бунтарей Емельяна Пугачева и Степана Разина. Цитата из Ленина про декабристов; «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен начал революционную агитацию» (В. И. Ленин. Памяти Герцена, 1912). в начале 1920-х решающим аргументом еще не служила. С декабристами так запутались, что одну из своих брошюр Дмитрий Мережковский в 20-е годы озаглавил: «Революционеры или предатели-дворяне?». А предавали они по мнению автора – русскую историю и культуру.

При этом писали и печатали про декабристов невероятно много. Историкореволюционная тематика была на подъеме, она служила легитимации новой власти. Был и вполне естественный интерес к недавнему прошлому, помноженный на энтузиазм исследователей, получивших возможность полного доступа к архивам и ощущающих спрос публики на результаты своих изысканий.

Трагические бурные события современного мира невольно устремляют взгляды многих неравнодушных чутких к социальной справедливости людей к тем событиям 200–летней давности, которые чуть было не разрушили российскую государственность под лозунгом, звучавшем на Сенатской площади в Санкт-Петербурге — то ли: «Даешь Конституцию!», — то ли «Даёшь Константина!» (брата российского императора, короля Польши, правившего в Варшаве, столице Польского королевства). В тот трагический декабрьский день в столице Российской империи погибло много простых солдат, в основном утонули в Неве, выбежав на неокрепший лёд реки, стремясь укрыться от выстрелов пушек по ним.

А герой войны 1912 г., выживший на Бородинском поле Михаил Андреевич Милорадович, был подло убит выстрелом в спину. Во время восстания декабристов Милорадович в парадном мундире прибыл на Сенатскую площадь убеждать присягнувшие Константину мятежные войска образумиться и дать присягу Николаю. В тот день он получил две раны от заговорщиков: пулевую от Петра Каховского (выстрелом в спину или слева) и штыковую от князя Е. П. Оболенского. Пулевое ранение оказалось смертельным. Как отмечают современные исследователи, «… следствие не предприняло ни малейшей попытки к обнаружению орудий убийства — пистолетов Каховского и других подозреваемых — для их сопоставления.

Как известно пятеро декабристов, руководивших бунтом на Сенатской площади Санкт-Петербурга были по приговору суда казнены, через повешение, в Петропавловской крепости столицы.

Каковы основные политические уроки тех событий, которые могут быть актуальными и для сегодняшних европейских политиков.

Первое, историческое противостояние двух культурных систем организации устойчивых социальных государственных структур: Восточно-Европейского православного христианства с его гуманными человеколюбивыми канонами социального бытия людей, когда государь – правитель руководствуется в своих государтственных деяниях нравственными нормами изложенными в тексте  Евангелия, ради спасения своей души от вечных мук Ада. Таков косвенный способ решения проблем социальной справедливости.

С другой стороны — Западно-Европейские культуры, в основе которых католическое христианство, где божественное проведение может исходить и от сына человеческого (принцип филиокве), со всеми вытекающими отсюда последствиями «торжества государя» над нравственностью, столь цинично чётко изложенными у Никколо Макиавелли в книге «Государь», и весьма логично изложенными у иезуитов в принципе «цель оправдывает средства». Подчеркну, «чистилище» для его души после смерти человека, позволяет согласно  католической религиозной доктрине, обрести вечные «кущи Рая», или вспомним ту же «Индульгенцию», позволявшую откупит деньгами совершённые при жизни грехи…

Отсюда корни вечной борьбы личных амбиций политических государей Западной Европы, не считающихся с объективными закономерностями формирования устойчивых социальных структур (им не ведомы эти закономерности), отсюда все эти войны и насилия, когда разум уже не способен подсказать государю правильное решение возникших социальных проблем).

Увы, эти фундаментальные отличия нравственных систем остаются и сейчас и приводят к весьма печальным результатам на политическом поле Европы. В новом «информационном мире» ХХI века это со всей очевидностью проявляется! Не представляется возможным возврат гуманной нравственной культурной парадигмы в Западно — Европейских странах, а значит ставка будет продолжаться делаться на силовые методы решения проблем или – финансовые, которые в силу своей спекулятивной сущности, не смогут решать возникающие противоречия в социумах этих стран в силу несправедливого имманентного разрешения возникающих объективно проблем. Деньги во все времена уничтожали Совесть! Не знание законов формирования и устойчивого функционирования систем, в том числе социальных, во всех их имманентных глубинных проявлениях, не позволяет решать возникающие социальны противоречия умно по-научному. А не по абсолютно безнравственному принципу монахов иезуитов, когда «Цель оправдывает средства».

 Отсюда, задача современной социальной науки, на почве современной философии и математики, с целью избежать силовые методы решения возникновения объективных и субъективных проблем справедливого государственного строительства, разработать чёткие критерии формирования нравственных систем. на основе универсальных принципов их существования и математических закономерностей соотношения их элементов в таких системах, с целью транслировать данные закономерности в реальные социальные системы,  воплощать их в них, тем самым добиваясь функциональной стабильности для самих так построенных систем. Тем более, что такие принципы и закономерности уже установлены и просчитаны с помощью Качественной математики…

 6 декабря 2025 г. Вильнюс.


Рецензии