Анатолий Карпус Товарищ Сталин, поэт Полонский и С

АНАТОЛИЙ КАРПУС
ТОВАРИЩ СТАЛИН, ПОЭТ ПОЛОНСКИЙ и СВО…
      Вспоминая в год 80 -летия Великой Победы над Гитлеровской Германией роль Иосифа Виссарионовича Сталина/ Джугашвили/ Верховного Главнокомандующего Вооруженными сила СССР, получившего за эту Победу звание -генералиссимуса, важно  вспомнить о  той  роли, которую товарищ Сталин придавал не только силе и мощи Красной Армии в дни Великой Отечественной войны/1941-1945, но и также поэзии, литературе,музыке, живописи, театру и кино , то есть всем видам искусства, которые могли оказать воздействие на воспитание патриотического сознания у граждан нашего  многонационального и многоконфессионального советского Отечества. Как известно такое воспитание и воиной, и тружеников тыла, обеспечило победу не только не гитлеровской Германии, но и ее  многочисленных союзников из Европы, начавших вероломную войну против СССР, цель которой была уничтожить не СССР и Россию, но и культуру всех ее народов.
Всем известно,  товарищ Сталин/ 1878-1953/, руководитель и вождь Советского Союза был не только великий стратег и политик, но и таже очень эрудированный человек, который очень высоко ценил классическую русскую поэзию, литературу и искусство,а также и сам писал стихи, как на грузинском, так и на русском языках. Однако мало кто знает, что наряду с поэтами Пушкиным и Лермонтовым, товарищ Сталин хорошо знал и ценил творчество русского поэта Якова Петровича Полонского/ 1819-1898/. Как известно, после окончания учебы в Московском университете, на юридическом факультете, Яков  Петрович Полонский, после года чиновничьей службы в Одессе/Малороссия/ ,  с весны 1846 по 1851 находился на государственной службе на Кавказе, в городе Тифлис, где совмещал службу помощника канцелярии кавказского наместника князя Михаила Семеновича Воронцова  и помощника редактора газеты «Закавказский вестник».   В этой газете Полонский публиковал свои сочинения: статистические данные о климате, населении, природных богатствах Кавказа, этнографические и художественные очерки, фельетоны и этнографические заметки, стихотворения, вошедшие в сборник «Сазандар»/ по грузински - Певец и Поэт/, первую главу повести «Тифлисские ночи» (1847)  Кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность. Все эти и последующие произведения Полонского, созданные им уже а Санкт-Петербурге, в котором он стал жить и работать после службы на Кавказе, были хорошо известны товарищу Сталину. Также товарищу Сталину было известно, что Яков Петрович Полонский был автором либретто/ сюжет/ оперы «Черевички»/ Туфельки/ ,Петра Ильиче Чайковского/1840-1893/        по повести Николая Гоголя « Ночь перед Рождеством», где одним из главных действующих лиц является Черт, своеобразный малороссийский/украинский/ представитель комической и злодейской силы. Нельзя исключать, что именно из-за комичности образа «всесильности» украинского Черта, который в этой опере пляшет украинский танец гопак с ведьмой Солохой под музыку Чайковского, товарищ Стали, большой поклонник кино, инициировал в 1944 году, когда Красная Армия начала освободительные бои за земли Украины, выход на экраны СССР  советского кинофильма «Черевички » по одноименной опере П.И. Чайковского, которая шла в театрах Москвы и Ленинграда. Важно отметить, что премьера кинофильма-оперы «Черевички» состоялась в Москве 21 апреля 1945 года, когда Красная Армия уже вела бои за столицу гитлеровской Германии город Берлин, где доживал свои последние дни – германский черт Адольф Гитлер.
Как известно, после смерти товарища Сталина 5 марта 1953 года, сменивший его на посту главы СССР Никита Сергеевич Хрущев , инициатор борьбы «против культа личности Сталина», сделал все «возможно и невозможное», что искоренить в советской культуре «все», что было связано со Сталиным или имело к нему какое-то отношение. Так опера и одноименный кинофильм «Черевички» исчезли на долгие годы и со сцены советских оперных театров, а также и с экранов, даже сельских и воинских  клубов.
Также на много лет было снижено и внимание не только литературоведов, но и школьных учителе по литературе, к творческому наследию Якова Петровича Полонского. Нельзя исключать, что легендарный глава Рязанской области Алексей Николаевич Ларионов/1907-1960/, который был лично известен товарищу Сталину и лично назначен им на пост Главы Первого секретаря Рязанского обкома КПСС в 1948 году году тоже пострадал из-за того, что разделял вместе с товарищем Сталиным восхищение стихами Якова Петровича Полонского. Несомненно, товарищ Сталин знал, что поэт Полонский похоронен на родной ему рязанской земле, в Ольговом монастыре, рядом с могилой своей матери, который находится в селе Льгово, в 12 километрах от Рязани.Нельзя исключать, что товарищ Сталин мог приехать в Рязанскую область, в Льговский монастырь на могилу поэта Полонского в декабре 1949 года, на 130 летие со дня рождения поэта. Но в силу разных причин это не произошло. Однако Ларионов помнил об этом намерении товарища Стали и в 1958 году распорядился перенести прах поэта Полонского из Льгова в Рязанский Кремль, на историческое и почетное место, так как полагал, что в 1959 году все-таки состоятся торжественные мероприятия уже в честь 140 -летия со дня рождения Якова Петровича Полонского, несмотря на то, что товарища Сталина уже не было, а вместо него страной руководил Никита Сергеевич Хрущев- ярый антисталинист. Допускаю, что именно по этой причине  перезахоронение праха поэта Полонского в 1958 году произошло «тихо и не публично», как написал  об этом событии известный рязанский краевед и архивист Марк Николаевич Мухаревский/ 1937- 2016/. Но этим «перезахоронением» Ларионов , можно сказать «подписал себе отставку» . Ларионов не учел, что всесильный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Суслов/  1902-1982/ который не разрешил ему открыть дом-музей поэта Сергея Есенина в 1958 году, когда по разрешению ЦК КПСС и, конечно М.А. Суслова, в Рязанской области появилась писательская организация, не учел, что и Полонский, и Есенин,- это «не те поэты», которых нужно пропагандировать, хотя, как известно и как утверждал рязанский краевед  Марк Мухаревский «товарищ Сталин творчество поэта Есенина не запрещал»….Исходя из всего вышеизложенного, Алексей Ларионовв 1960 году пострадал за свое самоуправство в культурной жизни Рязанской области и, несомненно, и в России…М.А. Суслов отомстил А.Н. Ларионову по-политически коварно, так как политическую борьбу отменить нельзя и в этой борьбе не перерывов, поскольку знал, что Хрущев предполагал перевести Ларионова в Москву, секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству за его умелое руководство в Рязанской области…Как известно, в период с 1958 года, по приказу Никиты Сергеевича Хрущева все республики, края и области СССР «стремились догнать и перегнать США по производству молока, мяса и масла»  и,конечно, все партийные руководители республик и регионов исполняя такое «волюнтаристское решение» занимались приписками в этом грандиозном «социалистическом соревновании»…Но пострадал только один рязанский первый секретарь обкома КПСС Алексей Николаевич Ларионов…Вот так М.А. Суслов расправился с тем, кто мог стать его оппонентом в ЦК КПССС
Кто-то может , сказать: А какое отношение имеет поэт Полонский к тому, что происходит сейчас? Имеет, уважаемый оппонент? Мало кто знает , что в городе Одесса, где находится самый большой в Европе литературный музей не осталось ничего от музейной экспозиции, посвященной творчеству российского поэта Якова Петровича Полонского…А за исполнение его романса «Песня цыганки»/ Мой костер в тумане  светит…» певца могу избить  и арестовать…
И все это происходит , несмотря на то, что в России, в московском театре «Геликон-опера» в январе 2024 года состоялась премьера оперы «Черевички » П. И. Чайковского на либретто Я. П. Полонского…
Все выше изложенное означает, что  поэт Яков Петрович Полонский тоже участник СВО …..
12 августа 2025 года.г.Рязань.


Рецензии