ЗОНА
Украина, 1975 год, Днепропетровская область, Синельниковский район, посёлок Шахтный. Прекрасная погода: солнце ярко сияет, тепло, июль месяц. Хочу сразу сказать, что я служил во внутренних войсках на Украине. Чем занимаются внутренние войска? Они занимаются этапированием и охраной заключённых, а также охраной промышленных предприятий. В то время служба в Советском Союзе продолжалась 2 года. Первые полтора месяца я провёл на учебке, затем был переведён в полк в Днепропетровске, и первый год моей службы был самым тяжёлым — я был поваром при воинской части.
Почему первый год службы в Советской Армии был таким трудным? Да потому, что существовали неуставные отношения между «стариками» и «молодыми», где старики издевались над новичками. В Советской Армии был девиз: «Держись поближе к кухне и подальше от начальства». Если вы думаете, что я нашёл тёплое местечко, то вы глубоко ошибаетесь. Кухня в армии — это всё равно что поле боя в переносном смысле. Вам нужно накормить из общего котла и солдат, и полковое начальство. И не дай Бог, чтобы вы не накормили какую-нибудь роту или взвод — последствия могут быть ужасными.
При раздаче еды через амбразуру в вас могут запустить половником или бачком из-под еды, ещё и обматерить. Вы должны вставать раньше всех в полку, чтобы приготовить завтрак, и ложиться позже всех, чтобы заготовить продукты на следующий день. Так прошёл первый год моей воинской службы.
Конец моей службы на кухне пришёл из-за вольнонаёмного сержанта. Это был рыхлый, толстый мужчина с писклявым голосом, который пришёл через год моей службы и с первых дней ненавидел меня. Конфликт произошёл, когда он хотел заставить меня мыть пол на кухне, насыпал кучу кальцинированной соды и налил много воды. Несмотря на то что у нас был специальный дежурный по кухне, который мыл полы и чистил котлы, я, конечно, отказался выполнить его приказ, посмеялся над ним и собирался уходить. Но он схватил меня за гимнастёрку, и я ударил его по рукам, где на одной руке у него были часы с браслетом, которые упали в воду. Тогда он ещё больше разозлился и навалился на меня своей жирной тушей, пытаясь повалить на пол. Я потянул его на себя, сделал подножку, и он растянулся в своей парадной форме в луже воды.
Я не буду описывать, как меня вызывали к начальнику продслужбы, где он стучал ногами и грозился отправить меня в «Бабаны на вышку» охранять зэков. Так я попал в роту, которая занималась охраной зоны. Первое время я ходил в караул вокруг казармы, охраняя её. Кстати, в автомате, который висел у меня на плече, не было ни одного патрона.
И вот в один из солнечных дней, когда ничто не предвещало беды, мы находились в «Ленинской комнате» нашей воинской части и смотрели фильм «Руслан и Людмила». Вдруг раздался вой сирены, а затем голосовое сообщение: «Караул, ружьё, рота в ружьё, на первом участке сработал четвёртый рубеж». Иногда бывает ложная тревога, но это оказалось настоящей. Я вскочил со своего стула, бегу к пирамиде, где находится мой автомат. Где-то вдалеке прозвучал отзыв автоматной очереди. Мы бежим и отцепляем по периметру всю зону, чтобы предотвратить побег или бунт внутри.
Оказалось, что это была попытка побега из зоны, и солдат, который был на пульте, застрелил зэка. Не так просто убить человека в первый раз. Когда его привели в роту и сняли с поста, он был бледный, как мел. Его автомат отправили в Киев на проверку, чтобы выяснить, правильно ли он применил оружие. А он получил отпуск на 10 суток.
В тот же вечер меня отправили в караул на тропу возле пульта, где убили этого заключённого. Наступила ночь, сияли огни, и из зоны слышался шум работы различных механизмов. Я стоял с автоматом в положении «стрельбы стоя» и со снятым предохранителем. У меня было 2 магазина по 10 патронов в каждом. Я первый раз в такой ситуации и очень боялся. Боялся, чтобы в меня не кинули камнем или заточенным с двух сторон электродом для сварки. Так я ходил и стоял, иногда переговаривался с солдатом на пульте управления. Всё прошло спокойно. Потом были долгие дни и ночи моих дежурств — и ночью, и днём, и в дождь, и в снег. Иногда я засыпал, стоя на посту, но свой первый день я не забуду никогда.
Свидетельство о публикации №225120601134