Разведка тайн и поступков, часть 4

Приобщение к разгадыванию тайн и поступков или к азам разведки с детства

По одной из этимологических версий: РАЗ+ВЕД+КА = РАЗ тайна + ВААД комитет + КА подобно, в качестве кого-либо; т.е. тайный комитет, комиссия; или РАЗ тайна + В связка + ДЕА знание, понятие, влияние; ЙЕДА знать, познавать; устанавливать, определять, информировать + КА подобно, в качестве кого-либо; т.е. знание тайн
С.Н. Колибаба*

Детей довоенного детства, понятно, интересовали не только  тайны деревенских взрослых, но и учителей. Пантыльские дети в первые послевоенные годы  тогда были  учениками Ивакинской начальной школы, которая была в пяти километрах от деревни, где поживали ребята. Понятно, что в первую очередь надо было учиться. Организаторы ребят по разведке оказались в разных классах. Павлик  сорок шестом пошел в первый класс, а Витек в третий. Но это им не мешало обсуждать проблемы разведки во время ходьбы в школу. Все-таки для преодоления пяти километров дороги у них уходило не меньше полутора часов в один конец и столько же и в другой. За это время можно было обсудить со сверстниками все вопросы, связанные с учителями. Павлика пока интересовал вопрос о том, почему к ним в первый класс учителем пришел молодой красивый парень, вместо того, чтобы работать ему на тракторе или с лошадьми. Не спросишь же его, почему он выбрал легкую женскую работу? Почему-то работа учителя тогда им казалась очень легкой. На этот вопрос ответить из ребят никто не мог, потому что учитель только начинал свою педагогическую деятельность в данной школе. Однако уже к концу первого месяца обучения Василий Осипович уже понравился Павлику и его двоюродной сестре по имени Галка, волею судьбы, оказавшиеся одноклассниками. Свой авторитет учитель завоевывал каким-то отеческим отношением к каждому ученику, приносил на занятия заготовленные дома газетные листы, разлинованные мягким карандашом, раздавал их ученикам для тренировок написания букв дома. Дело в том, что с бумагой в сорок шестом году было еще очень сложно, поэтому им выдали по одной чистовой тетради то ли на всю первую четверть, то ли на две четверти. Этого никто не понял, но все берегли эту тетрадь, и записывали в нее только буквы, когда у них уже получались. Причем, это делалось с одобрения учителя. Во всех тренировочных занятиях использовались  газетные листы, расчерченные учителем. Авторитет учителя поддерживался и его умением красиво говорить и красивым внешним видом в синем отглаженном костюме, в белой рубашке и с галстуком.
 
Но детей интересовал больше не учительский талант Василия Осиповича, а его повседневная жизнь вне школы. Они узнали только, что он из другой деревни Бабайловцы, находившейся в трех километрах от Ивакино. Понятно, что можно было узнать об этом у одноклассницы Павлика Фаинки. Она была из одной деревни с учителем. Но Павлику казалось, что он только сам должен сделать это. Поэтому он страшно стеснялся говорить об этом, да еще с девчонкой.  И строил планы как бы оказаться в деревне Бабайловцы и самому посмотреть на дом учителя, понаблюдать, чем он занимается в свободное от школы время. Но как-то отлучиться от деревенских школьников, и пойти после школы в другую деревню как-то было Павлику неудобно.
 
Пока он старался разузнать, как живет учитель, в конце сентября к отучившимся ребятам, когда они собрались все вместе и повернули в сторону дороги к деревне Пантылке, подошел какой-то подозрительный военный в шинели с кобурой на поясе,  вещевым мешком за спиной. Остановив ребят, он спросил:
- Ребята, мне нужно добраться до села Ильинское. Местные жители сказали, что это можно сделать напрямую только через Пантылку. Но я боюсь заблудиться, поэтому решил дождаться вас.
Но так как он был больше похож на сбежавшего откуда-то беглеца с подозрительным строгим, не бритым лицом и не добрыми глазами, то никто не посмел ему что-то ответить. Ребята, ничего ему не ответив, начали движение, а военный последовал за ними. Витька с Павликом и все остальные школьники, переглядываясь друг с другом понимали, что  он больше похож на беглеца. Поэтому ждали от него каких-либо действий, и даже возможно стрельбы, но ничего этого пока не было. Он молчал и шел позади них. Прошли длинное поле, зашли в лес, дошли до речки Бычиха, в районе которой по преданиям родителей раньше скрывались беглецы. Перешли Бычиху и им бы хотелось, чтобы военный там и остался. Но он продолжал шагать за ними. Значит, он не знает здешних мест и не слышал ничего о Бычихе. Но лица ребят по-прежнему излучали страх. Впереди было еще километра два с половиной леса. Ребята всё ускоряли и ускоряли шаг. А военный или беглец, не отставая, шел и шел за ними. Впереди показался последний перелесок перед деревней. У ребят впереди колонны не выдержали нервы, и они припустили бежать. Витька, как старший колонны и вместе с ним Павлик, не подавая вида, что им страшно, продолжали быстрым шагом приближаться к деревне. Наконец военный произнес:
- Наверно, скоро деревня?
-Да, уже сейчас будет видно ее – осмелился произнести в полголоса Витька.

Вышли из леса, деревня показалась, и Витька не растерявшись, сказал военному:
- Дядя, вон деревня, вы идите шагом, а мы побежим – и тут же рванули бегом, как бы сбрасывая с себя опасность, которая им угрожала. Подбежав к деревне, увидели на улице дядю Ивана, который уже был извещен, видимо, его дочерью Галкой. Мы с Витькой подошли к нему и показали идущего по полю военного, сказав, что он какой-то очень подозрительный, и мы натерпелись с ним страху. «Ничего, я сейчас с ним разберусь, а вы идите по домам»  был ответ дяди Ивана. 
Павлику было очень интересно, о чем же говорят они, но от ограды дома было ничего не слышно. Дальше они пошли вдоль деревни к дороге, ведущей  на деревню Анохинцы, остановились. Наверное, Иван рассказал военному, видимо, о прямой лесной дороге, ведущей к Анохинцам и дальше к селу Ильинское.  Зайдя в дом и готовясь к обеду, Павлик вспоминал сердитое небритое лицо незнакомца и его недобрые  глаза. С таким лицом и с такими глазами человек не может быть советским военным, это скорее или беглец из какой-нибудь тюрьмы или шпион. Во всяком случае, это был первый урок для первоклассника Павлика в разгадывании шпиона  в человеке.             
 
*Колибаба С.Н. Разведка - термин, этимология //butckub.ru/k/kolibaba_sergej_nikokaewich/.


Рецензии