Октябрь 1993. Расстрел парламента РФ

Октябрь 1993. Расстрел парламента РФ
Причины, хроника, участники и последствия

                Октябрь 1993 года стал самым жёстким и кровавым политическим кризисом современной России. Противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного Совета завершилось применением боевой техники в центре столицы, разрушением здания парламента и десятками погибших. Эти события заложили архитектуру политической системы, которая действует до сих пор.

Предыстория

Главной причиной конфликта стала двойственность власти согласно Конституцией РСФСР 1978 года.
По этой конституции и президент, и Верховный Совет обладали широкими полномочиями и считали себя источником суверенитета.
После распада СССР расхождения между президентом Борисом Ельциным и парламентом стали нарастать.
Дума требовала контроля над приватизацией, ограничений полномочий президента и смены правительства Гайдара.
Президент, наоборот, стремился к ускоренной трансформации экономики  и расширению собственных полномочий.

Ключевые документы

21 сентября 1993 года – Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и созыве нового парламента.
Верховный Совет признал указ неконституционным, отрешил Ельцина от должности и назначил исполняющим обязанности президента Александра Руцкого.
Конституционный суд подтвердил, что президент нарушил Конституцию.
Так возникла ситуация двух центров власти, каждый из которых считал себя единственно легитимным.

Хроника кризиса

21–22 сентября – здание Верховного Совета (Белый дом) блокировано милицией и внутренними войсками.
24–30 сентября – переговоры буксуют, в Москве нарастает напряжённость.
2–3 октября – митинг сторонников парламента перерастает в штурм мэрии и телеканала «Останкино». Появляются первые массовые жертвы.
4 октября – президент вводит в Москву бронетехнику. Около 10 утра танки Таманской дивизии открывают огонь по Белому дому. К вечеру здание взято штурмом, Руцкой и Хасбулатов арестованы.
Официальные цифры погибших — 147 человек, неофициальные оценки значительно выше.

Кто отдавал команды войскам, введёнными в Москву в октябре 1993 года

Страна должна знать своих героев.

Военная операция по подавлению парламента(Верховного Совета) проходила под руководством высшего военного командования России.

Ключевой фигурой был Министр обороны Павел Грачев.
 Именно он принял решение о вводе войск, санкционировал использование бронетехники и дал разрешение на применение танков при штурме Белого дома.

Командующий Московским военным округом Павел Балтин отвечал за развёртывание частей округа в Москве и их выдвижение к стратегическим точкам города.

Командир Таманской дивизии Анатолий Квашнин, его дивизия непосредственно участвовала в блокировании и штурме Белого дома. Танки Т-80 под его командованием произвели знаменитые залпы по зданию.

Командующий внутренними войсками МВД Анатолий Куликов
Внутренние войска обеспечивали контроль территории, оцепление и задержания. Их роль была вспомогательной, но значимой.

Спецподразделения «Альфа» и «Вымпел», но они отказались штурмовать здание, мотивируя это рисками массовых жертв среди гражданских. Руководители:
• «Альфа» — Виктор Карпухин / Геннадий Зайцев
• «Вымпел» — Владимир Виноградов
Именно эта позиция спецназа позже стала одним из самых обсуждаемых эпизодов.

Эпизод с «коробкой из-под ксерокса»

Одиним из самых странных эпизодов тех дней стало задержание в Белом доме бизнесмена Александра Евстифеева с коробкой долларов.
В коробке было около 700 тысяч долларов. Страна вздрогнула при упоминании столь больших сумм долларов. Это было в новинку.

Официальных объяснений так и не появилось.
Непонятно, то ли эти деньги предназначались на финансирование обороны парламента, то ли это были средства для выплаты сторонникам, то ли это была провокация спецслужб. Факт, что при штурме парламента вдруг всплыли огромные по тнм временам  американские деньги.
Документально ни одна версия не подтверждена, но эпизод стал символом непрозрачности и теневых интересов всех сторон конфликта.

Оценка действий президента

Юридически указ № 1400 был признан неконституционным.
Сначала это было сделано Конституционным судом, затем выводами многих юристов.

Политически Ельцин сделал ставку на силовое решение и победил, но ценой человеческих жертв и разрушения парламентской системы.

Фактически эти события стали моментом, когда исполнительная власть стала доминировать над законодательной на десятилетия вперёд.

Последствия

Последствия силового подавления парламента оказались переломными в системе управления страной.

По результатам событий была написана в рекордные сроки и спешно принята Новая Конституция 1993 года. Принята она была в декабре на референдуме.
 
Она дала президенту огромные полномочия: право распускать парламент, назначать правительство, издавать указы, не требующие одобрения Думы.

После силового разгона Верховного Совета депутаты навсегда потеряли реальный контроль над правительством.

Политическая система стала президентско-централизованной, а механизмы сдержек и противовесов стали минимальными.

 В соответствии с новой конституцией была образована жёсткая вертикаль власти.

Был создан прецедент силового разрешения политических споров.

Октябрь 1993 года показал, что силовой сценарий может быть эффективным. Это повлияло на всю дальнейшую политическую культуру страны.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ. КТО НАПИСАЛ И ЧТО ИЗМЕНИЛА

           После силовой развязки октября 1993 года Борис Ельцин инициировал подготовку новой Конституции, которая должна была заменить действовавшую Конституцию РСФСР 1978 года.
Формально ее писала Конституционная совещательная комиссия, созданная указом президента.  Фактически ключевой текст подготовила рабочая группа под руководством Сергея Алексеевa, Анатолия Собчака и Сергея Шахрая. Эту троицу, впоследствии часто называли «авторами президентской Конституции».

Этот документ, изменивший политическую систему России с парламентского-президентской республики на сверхпрезидентскую с ограниченными правами парламента, был разработан в предельно короткие сроки, где-то за месяц, и вынесен на всенародный референдум уже 12 декабря 1993 года, вскоре после разгона парламента и ликвидации прежних законодательных органов.

Что меняла новая Конституция

Конституция 1993 года радикально перестраивала всю политическую систему России. Основные изменения:

1. Резкое усиление власти президента

Президент получал расширенные полномочия:
право издавать указы, имеющие силу закона;
право назначать и освобождать правительство;
право распускать Госдуму в ряде случаев;
право вводить чрезвычайное положение;
сильный контроль над силовыми структурами — армией, МВД, спецслужбами.
Фактически Россия переходила к «сверхпрезидентской» модели, где исполнительная власть доминировала над законодательной. Президент  получал полномочия не меньшие чем были у монархов России.

2. Упразднение прежнего Верховного Совета и создание нового парламента
Старая двухпалатная система Верховного Совета — орган, наравне с президентом обладавший «двойной властью» была ликвидирована.

Вместо Верховного Совета создавались:
Государственная дума - нижняя палата;
Совет Федерации - верхняя палата.

Но ключевым было то, что полномочия нового парламента были значительно слабее, чем у распущенного Верховного Совета.

3. Разделение властей в пользу исполнительной ветви.

Хотя Конституция провозглашала принцип разделения властей, баланс был смещён.
Парламент теперь
не мог самостоятельно отправить правительство в отставку;
не контролировал силовые ведомства;
имел ограниченную роль в формировании бюджета.

Это создавало систему, в которой парламент практически имеет совещательные, а не определяющие полномочия. Был статуирован слабый парламент.

4. Закрепление президентского контроля над регионами.

В Конституции вводился институт полномочных представителей президента, а также право главы государства отменять акты региональных властей, если они противоречат федеральным законам.
Это усиливало вертикаль управления.

5. Новый статус Конституционного суда.

После конфликта 1993 года Конституционный Суд был фактически распущен, а новая Конституция заново определяла его полномочия — в обрезанном, более ограниченном виде и с менее значимой ролью.

Итоговое значение Конституции 1993 года

                Документ стал юридическим оформлением политического исхода кризиса. Он устранил систему «двойной власти» и закрепил доминирование президента.

Для Ельцина Конституция была лишь инструментом стабилизации и консолидации власти, но именно она заложила модель политической системы, где парламент и суды играли второстепенную роль.

События октября 1993 года закрепили в России модель, где президентская власть стала главным центром принятия решений, а парламент утратил возможность быть самостоятельным политическим игроком, что определило траекторию развития государственной системы на последующие десятилетия.


Рецензии