Непостижимое величие Бога

Многим из нас эта удивительная история знакома с детства. О ней напоминают праздничные открытки, на которых изображены ангелы, пастухи, ясли и, конечно же, Младенец. Как правило, изображения такие милые, ну просто сказочные. Но Лука, тщательный историк и богослов, записывает события не для создания уютной сказки. Он показывает поразительный для своего времени контраст, который и сегодня бросает вызов нашему пониманию Бога, силы и успеха.

Власть императора и план Бога

Всё начинается с политики, причём на глобальном уровне. «Вышло от кесаря Августа повеление…» (Луки 2, 1). Август, император, которого именовали «сын божественного Цезаря», – это тот, кто принёс Риму долгожданный «Pax Romana» (Римский мир – длительный период стабильности и покоя. – Примеч. ред.). Указы  кесаря не обсуждают – им подчиняются. Кажется, вот он – центр силы, вершина человеческого могущества.
       Иосиф и Мария отправляются в Вифлеем не по своей воле. Они, как и многие другие люди, лишь винтики в имперской машине, подданные, обязанные явиться на перепись. На тот момент так думают все. Но Лука показывает нам иную реальность: истинным полновластным правителем является Бог. Пророк Михей за семь веков предрёк, что Мессия родится в Вифлееме (Михея 5, 2). Но каким же образом потомки Давида, жившие в Назарете, окажутся в Вифлееме? Через указ далёкого от Израиля, языческого императора. Бог, как опытный шахматист-гроссмейстер, использует даже действия тех, кто не знает Его, для исполнения Своих совершенных целей.
       Не происходит ли что-нибудь подобное сейчас? Мы живём в мире, где правят политические, экономические и социальные силы. Может показаться, что Бог отсутствует или бездействует. Но история Рождества напоминает: престол Господа выше всех земных престолов. Он способен направлять даже неправедные решения властей для спасения Своего народа. Наша надежда – не в смене правительств и других политических переменах, а в незыблемости Божьего замысла.

Контраст, который меняет всё

И вот мы подходим к удивительному парадоксу. Ангел возвещает пастухам о событии космического масштаба: «Ныне родился вам… Спаситель, Который есть Христос Господь» (Луки 2, 11). Если бы мы читали Евангелие в первый раз, то ожидали бы услышать: «Ищите Его во дворце, в роскошной кроватке, в златотканых пелёнках, под охраной элитных воинов».
       Но Ангел возвестил: «Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Луки 2, 12). Вы, конечно же, знаете, что ясли – это кормушка для скота. Остановитесь на миг и представьте: первый крик Царя вселенной раздаётся не в изумляющих взор покоях, а в хлеву. Место Его рождения – не место почёта, а место крайней нужды, временного пристанища.
       «Не было им места в гостинице» (Луки 2, 7) – эта фраза пронизывает всю историю служения Христа: «Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Иоанна 1, 11).
Почему именно так? Потому что спасение должно прийти туда, где находятся те, кто не осознаёт своего бедственного положения. И Бог не является в недосягаемом блеске, который ослепляет и подавляет. Он приходит в нашу немощь, в нашу грязь, в нашу человеческую слабость.
       Ясли – это первый шаг Того, Кто пришёл для нашего спасения. Это первый шаг, который ведёт к главной цели – ко Кресту, на котором совершится наше искупление. Посмотрите: Тот, Кто не имел места в гостинице, не имел места и в нашем мире, кроме как на позорном орудии казни.
      Бог оставил славу Небес, стал бедным, чтобы мы обогатились (2 Коринфянам 8, 9). Как же велико Его милосердие к нам!
      Многим людям кажется, что Бог с теми, кому способствует успех, кто пребывает в благополучии, кто имеет силу и власть. Но история Рождества напоминает нам, что
Бог являет Себя чаще всего в местах нашей уязвимости, беспомощности, «непрестижности». Священное Писание открывает нам сердце Бога: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Исаии 66, 2) . Господь близок к сокрушённым сердцем.
      Перестаньте стыдиться своих «яслей» – тех обстоятельств, где вы чувствуете себя убого и неприглядно. Помните, Царь царей родился в яслях. Пригласите Его в свою жизнь, какой бы она ни была. Наш Господь не боится и не стыдится яслей.

Первые приглашённые на праздник

Кому же первым является небесное воинство с вестью, от которой зависит судьба мира? Не книжникам, не фарисеям, не благочестивым старцам у храма. Так   кому же? Пастухам.
       В обществе того времени пастухи были не самыми уважаемыми людьми. Кто-то даже считал, что такая работа делала их ритуально нечистыми, они не могли соблюсти все предписания закона. Они были на обочине религиозной жизни. И именно к ним, ночным сторожам у стада, обращается Ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Луки 2, 10).
       Рождественская история преподаёт нам ещё один важный урок. Благая весть приходит сначала не к «достойным», а к тем, кто знает свою нужду, кто находится на социальном дне. В этом – суть Евангелия. Бог демонстрирует, что Его спасение основано не на наших заслугах, а на Его благодати. Что интересно, пастухи становятся не только свидетелями, но и первыми евангелистами: они идут и рассказывают о том, «что было возвещено им» (Луки 2, 17).
       Обрати внимание, дорогой друг, в церкви Христа нет места для гордости своим статусом, благополучием, образованием или «духовностью». Не случайно Иисус напоминал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Луки 5, 31-32). Евангелие стирает человеческие иерархии. Если мы чувствуем себя «благополучными» и самодостаточными, мы рискуем пропустить личную встречу со Христом.
       Кроме того, подобно пастухам, каждый, кто встретил Христа, призван говорить о Нём другим. Наше свидетельство начинается с простых слов: «Пойдём и посмотрим… что там случилось» (Луки 2, 15). Позовите людей туда, где они смогут больше узнать о нашем любящем Господе.

Различные реакции на рождение Христа

Евангелист Лука описывает три типа реакции на рождение нашего Спасителя.
       Реакция народа: удивление и пассивность.
«Все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Луки 2, 18). Удивление – это эмоция на один момент. Оно не требует изменений. Сколько людей останавливается на рождественском «удивлении» – красивая история, трогательные эмоции, и… всё. Жизнь идёт дальше.
       Реакция Марии: размышление и хранение в сердце.
«Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём» (Луки 2, 19). Она не всё понимала. Ей предстоял путь страданий: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Луки 2, 35). Но она не отбросила услышанное. Она «слагала» – словно собирала драгоценные камни. Обдумывая, взвешивая, тщательно храня. Это путь глубокой, вдумчивой веры, которая питается Словом Божьим и хранит его даже в испытаниях.
      Реакция пастухов: послушание, встреча и поклонение.
Они пошли, увидели и возвратились, славя и хваля Бога (Луки 2, 20). Вера этих простых людей перешла в действие, действие привело к личной встрече, а встреча – к преображённой жизни, исполненной хвалы. Они не стали богословами, но стали поклонниками.
      Дорогой друг, позволь задать тебе вопрос: на какой реакции остановился ты?
На стадии праздничного удивления? Или ты, как Мария, хранишь Божьи обетования в сердце, размышляя над ними в жизненных бурях? Ведёт ли твоя вера к послушанию? К личному поиску Христа? К жизни, в которой главный мотив – прославлять и хвалить Бога?

Мир на земле

Ангелы возвещают: «…на земле мир, в человеках благоволение!» (Луки 2, 14). Мир, о котором говорит Евангелие, это не просто отсутствие войны. Это восстановление правильных отношений падшего человека и святого Бога. Этот мир пришёл не через указ Августа, который опирался на силу оружия и римский закон, а через Младенца в яслях, пришедшего на землю ради тех, кто не имел мира с Богом. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его» (Римлянам 5, 10).
       Мир с Богом приносит чудесный дар – «благоволение». Благоволение – это Божье благое расположение, Его принятие, Его благодать, которая почивает на тех, кто верой принимает Его Сына.

Рождество – это приглашение

Рождество – это не просто праздник, это приглашение. Приглашение отложить наши поиски величия и силы и прийти к яслям. Увидеть в этом беспомощном Младенце всемогущего Бога. Увидеть в этом знаке уничижения – знак величайшей любви. И, подобно пастухам, поклониться, а затем преображёнными встречей со Христом выйти в наш мир, чтобы нести не сухую религию, а Великую Радость, которая дана всем людям.
       «Родился вам… Спаситель» (Луки  2, 11).
       Не бойтесь. Пойдите и посмотрите.


Рецензии
Замыслы Бога неведомы. Но, если всё-таки рискнуть рассуждать на эту тему - какое значение для Вседержителя имело место рождения Младенца? И для судьбы мира? Только ради истполнения пророчества?

Марк Олдворчун   06.12.2025 19:16     Заявить о нарушении