Геоэкономика и стратегии экономического развития2
2. О геоэкономической политике малого государства ЕС
При разговоре о геоэкономической политике Эстонии и её анализе целесообразно исходить из понимания её географического, экономического и политического положения в мире, её природных и экономических ресурсов, климатических особенностей, особенностей становления как государства и господствующей идеологии, и, что важно, особенностей как малого государства. Когда говорим о влиянии господствующей идеологии, то в данном случае имеем в виду прежде всего тех людей, которые стоят у власти и определяют содержание и направления развития страны, её политику. Здесь в полной мере сказывается, то, что называется человеческий фактор власти со всеми его плюсами и минусами, слабостями и сильными сторонами. Ответы на эти вопросы предопределяют особенности выбора геополитики Эстонии и, как части последней, – её геоэкономической политики. К характеристике тесной взаимосвязи между ними в значительной мере подходит известное выражение прусского генерала и военного теоретика Карла фон Клаузевица (1780-1831) из его труда «О войне»: геоэкономическая политика есть иное выражение геополитики, борьбы человеческих интересов на межстрановом уровне.
Автор, таким образом, предлагает рассматривать встающие здесь вопросы с позиций широкого системного подхода, исходя, как основы, из понимания государства как многогранной организации, главной целью которой должно быть сохранение своей целостности, самобытности, обеспечение безопасности и развития, выживания на планете Земля. Точно так же, как для любого живого организма, она отвечает его главной потребности в обеспечении своего существования в человеческом мире, в его многовековой конкурентной среде. Графически, как и при разработке моделей и постановке оптимизационных задач, выбор таких целей предполагает изучение всех горизонтальных и вертикальных цепочек и их взаимосвязей, ведущих к их достижению. Но это – теория. В многом применимая и для ЕС в целом. В разделе ставится более скромная задвча рассмотреть уже принятые практические решения в данной области, направления геоэкономической политики страны и, по возможности, ответить, какие факторы и понимания лежали в их основе.
Исходя из предложенного подхода можно сказать, что главной геоэкономической целью любого государства является обеспечение на достаточном уровне удовлетворения его меняющихся внутренних экономических потребностей, запросов экономики к внешнеэкономической деятельности, к внешним рынкам. К ним относятся обеспечение удовлетворяющего экономического состояния и развития страны, доступности к передовым технологиям, природным и другим ресурсам, повышение уровня жизни населения, конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, социально-экономической, экологической, информационной и военной безопасности.
Геоэкономическая, или внешнеэкономическая политика Эстонии охватывает три основных направления: внешнею торговлю, международную инвестиционную деятельность и сотрудничество с международными экономическими организациями. В разработке геоэкономической политики и проведении её в жизнь участвуют министерство экономики и коммуникаций, министерство иностранных дел, Фонд предпринимательства и инноваций (EISА), предприниматели и другие организации. В обоих министерствах есть отделы, отвечающие за эти направления. Например, в минэкономики - отдел ЕС и международного сотрудничества (Euroopa Liidu ja rahvusvahelise koostoo osakond), в министерстве иностранных дел – отдел экономической дипломатии. Организация и проведение в жизнь всей работы лежит на правительстве, законодательные основы утверждаются парламентом (Riigikogu). В частности, действующий закон о внешних связях (V;lissuhtlemisseadus, при переводе на русский используется слово «сношениях») принят в 2006 году.
К числу долговременных приоритетов в деятельности Министерства иностранных дел, как одного из ведущих органов проведения геоэкономической политики, относятся расширение присутствия Эстонии на мировой арене, в том числе в отдалённых регионах мира, повышение эффективности продвижения и защиты интересов Эстонии, эстонских предпринимателей на внешних рынках, расширение круга стран для экспорта эстонских товаров. Она отвечает главным приоритетам внешней политики страны - формированию благоприятных внешних условий для развития, укрепления и обеспечения безопасности, защиты её суверенитета во всех областях международной деятельности. В экономической области к таким декларируемым приоритетам относятся обеспечение условий её устойчивого развития, повышения эффективности и роста уровня жизни населения.
После развала СССР перед политиками Эстонии, пришедшими к власти, вряд ли стоял вопрос, с кем идти дальше, к кому прислониться как маленькому государству, что вполне естественно. Ответ на него уже был и раньше сформулирован в их головах – на Запад, на Запад, к богатому Западу! И продолжает держаться, поддерживаться развитием чувств вновь обретённой самостоятельности и человеческого достоинства, утраченными в 1940 г. Поэтому, после восстановления независимости они легко преобразовали (не без споров в обществе) идеальную мечту о полной независимости в реалистичную идею ограниченного суверенитета в рамках другого союза. Членом ЕС, после чуть более 10-ти летнего периода подготовки, Эстония стала в 2004 г. Разумеется, не без «подсказок» извне.
Геоэкономическая политика Эстонии как страны-члена ЕС в целом следует его общей внешнеэкономической политике. Она вместе со всеми .союзными странами разделяет её успехи и неудачи. Вступив в ЕС, Эстония активно включилась в выполнение принятой в Лиссабоне (2000 г.) амбициозной стратегии превратить ЕС к 2010 году «в самый конкурентоспособный и динамичный» экономический регион мира (базирующийся на знаниях, инновациях, высокой производительности; продолжением стала программа Европа 2020). Как руководитеь вуза и человек, активно включившийся в её реализацию (инноватика, проблемы повышения эффективности экономики много лет относятся к кругу научных и практических интересов автора, отражены в его статьях, учебниках, программах обучения по предпринимательству, инноватике и т.д.), могу только подтвердить это. Действительно, в Эстонии в те годы в области инноваций было сделано немало. Через несколько лет, правда, внимание к ним стало угасать, но они отнюдь не сняты с повестки дня, продолжены в долгосрочных программах развития. Жизнь вернулась в обычное, немного изменённое местами русло, Так, как всегда бывает при организации широких общественных кампаний.
Разумеется, Лиссабонская стратегия не по этой причине не оправдала себя даже к 2026 г. Причины провала были заложены уже при её разработке и скрывались в оптимистических переоценках своих возможностей, особенно при расширении союза, включении в него большого числа менее богатых стран. Возможно, последний фактор вообще мало принимался во внимание. Но это – особая тема. И не только экономическая. Добавим только, что при поддержке ЕС в 2005-2019 годы (до спада из-за пандемии ковида в 2020 г.) темпы экономического роста многих её новых членов (10 новых в 2004 г.) превышали темп роста более развитых старых членов.
По темпам экономического роста ЕС проигрывает многим странам мира, в том числе таким мощным конкурентам как США, Индия, Китай, Россия. Годовой прирост ВВП в Европейском союзе в 1996-2024 годы в среднем составлял 1,6 %, достигнув максимума в 6,3 % в 2021 году и рекордного минимума в -5,6 % в 2020 году. В 2024 г. экономика Европейского союза выросла на 0,9 %, в 2025 г. по прогнозам Европейской комиссии возрастёт на 1,4 %. Мировая экономика в целом увеличится на 3,2 %. По прогнозам аналитиков Trading Economics, в ближайшие годы революции в темпах роста ВВП Европейского союза не произойдёт. Он будет составлять около 1,4 % в 2026 году и 1,5 % в 2027 году. Для сравнения: по данным МВФ экономика Индии и Китая за 2010-2024 гг. возросла более чем в 2,3 раза, ежегодный прирост ВВП составлял более 6 %, среднегодовой прирост экономики США в эти годы превышал 2%. Выше он был до 2025 г. и в России, несмотря на санкции.
В программах развития экономики ЕС на текущее десятилетие так, как в Лиссабонской, стратегия уже не формулируется, хотя от неё и не отказываются. Ключевыми направлениями рамочной программы «Европа 2030» выбраны обеспечение устойчивого роста, энергетической безопасности, климатической нейтральности, продолжение перехода на возобновляемую, или «зеленую» энергетику, а также рост оборонного потенциала. Позднее они были дополнены задачей быть готовыми к новому миропорядку, в постановке которой отразились происходящие изменения в расстановке сил на мировой арене, рост влияния Китая, Индии, стран Азии и Африки, растущего протекционизма США и других стран, участие в событиях на Украине. Одним из направлений в этой области стала программа «Готовность 2030» (2025 г.), призванная обеспечить значительное усиление оборонного потенциала ЕС. По существу, подготовку к войне с Россией и, добавим, с Китаем, а также к ослаблению зависимости от США, их стремления к диктату. О последнем, понятно, умалчивается. Не станем оценивать, насколько это обосновано, разумно или нет. Подчеркнем только - это тоже пример влияния человеческого фактора, идей ведущих политиков западных стран.
Не сняты с повестки дня и задачи обеспечения свободного движения товаров, услуг, людей, капитала и данных, продолжения территориального расширения ЕС, связанные как с расширением внутреннего рынка, в том числе сырьевого, так и с обеспечением безопасности союза. Странами-кандидатами на вступление в него рассматриваются Албания, Грузия, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Украина и др. В числе геоэкономических и политических задач стоят, как и раньше, повышение сплочённости союза, активности в конкуренции и борьбе на международных рынках, в том числе с США, ослабление Китая, России и других конкурентов. Разумеется, не всё из методов их решения предаётся широкой огласке.
Внутри ЕС, что обусловлено объединением стран с различным уровнем состояния экономики, мы наблюдаем неравномерное развитие различных стран, стремление новых членов быстрее подтянуться до уровня более развитых и богатых стран и его поддержку со стороны ЕС. Она направлена на сокращение региональных различий и повышение конкурентоспособности страны, а, следовательно, и ЕС в целом. Такая поддержка оказывалась и Эстонии. За 2004-2020 годы, т.е. с момента вступления в ЕС, она получила из фондов ЕС финансовую поддержку на общую сумму 9,1 млрд евро. Можно сравнить: бюджет страны в 2005 г. по доходам составлял 3,9, по расходам 3,8 млр евро, в 2010 – соответственно 5,8 и 6,0, в 2025 – 17,7 и 18,2 млрд евро. В предстоящий период Эстония продолжит при поддержке ЕС инвестиции в энергетическую безопасность, развитие транспорта. Средства Европейского союза будут использоваться в первую очередь для инвестиции в проекты, от которых может выиграть весь Европейский союз. Как в будущем развитие новых членов окажет влияние на внутриевропейское разделение труда, рынки и конкуренцию, к каким приведёт противоречиям и изменениям в управлении Союзом – отдельный вопрос. Логично предполагать, что решение его потребует усиления централизации управления, движения в сторону федерализации.
Как малое государство и член ЕС Эстония выступает одним из самых активных проводников геоэкономической политики ЕС, исходит из общей политики Брюсселя. По некоторым вопросам – очень активным, например, при поддержке санкций против России, На корневых причинах такого отношения мы кратко останавливались выше. Ими, в частности, объясняется достаточно быстрая переориентация страны с восточного (российского) рынка на западный, прежде всего на рынок ЕС. Если в 1992 году на долю России приходилось 92 % объёма международной торговли Эстонии, то сейчас примерно 80% её приходится на ЕС. Уже в начале двухтысячных доля ЕС во внешнеэкономических отношениях превышала 70 %, в 2024 г. экспорт в страны союза составил 73 %, импорт – 85 %. Большие изменения произошли и на внутреннем рынке страны.
Одним из её приоритетов на настоящем этапе развития остаётся более тесная привязка себя к ЕС, в частности, в области энергетики, транспорта, связи как в ЕС в целом, так и в регионе Балтийского моря. Эти вопросы при поддержке ЕС включены в программу развития страны до 2035. К 2030 г. планируется, в частности, завершить строительство железнодорожной трассы Rail Baltica с европейской шириной колеи (1435 мм). Она более тесно соединит 6 прибалтийских стран: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Германию, а также Финляндию, сократит время передвижения между ними. Четыре из них (кроме Польши) относятся к ведущим торговым партнёрам Эстонии. В пятёрку крупейших по экспорту входит Швеция, по импорту – Китай. Россия после 2022 г. вышла из десятки наиболее крупных. В 2021 г. она занимала 6-е место среди торговых партнеров Эстонии.
Затраты на строительство Rail Baltica, по многим оценкам, экономически могут оправдать себя лишь очень в далёкой перспективе, но она будет играть важное политическое и военное значение: Прибалтика, кроме Финляндии, пока частично отказывается от «русской колеи» (1520 мм). О военном значении последнего, правда, не принято говорить.
При общих ограничениях, связанных с членством в ЕС и подчинением его директивам, Эстония самостоятельно выбирает международных партнеров, налаживает контакты, способствует развитию эстонского предпринимательства на зарубежных рынках, экспорту эстонских продуктов и услуг. Рамки выбора и осуществления национальной геоэкономической политики у Эстонии не самые свободные и не всегда экономически выгодны. Мы хорошо видим, как политика господствует над экономикой. У политиков малых стран, как это чаще бывает, на переднем плане нередко стоит забота не о своей стране, а об интересах той или иной группы больших, особенно влиятельных стран, о том, как они будут выглядеть в их глазах, что о них подумают. Опять человеческий фактор. Это касается не только Эстонии, отдельных стран ЕС и их политиков, но и его в целом. Например, по отношению к США, Иногда в ущерб себе. Классический пример здесь – те же санкции и разрыв экономических отношений с Россией, отказ от её более дешёвых энерго- и других сырьевых ресурсов, транспортных коридоров, рынков сбыта продукции. По оценкам ряда специалистов, от антироссийских санкций страны ЕС потеряли около 1.5 триллиона евро. Экономические потери Эстонии оцениваются в сотни млн евро.
Свидетельство о публикации №225120601215