Киносценарий- Они сражались за будущее, или-3

ЭПИЗОД III (70-101)

Киносценарий- «Они сражались за будущее, или
Без права на славу, во славу Державы.»

Адаптированный киносценарий по книге Вардкеса Тевекеляна " Рекламное бюро господина Кочека"(1967 год)

Видеоклип


ИНТ. БАНК ГОРОДКА. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, СЛУЖАЩИЙ БАНКА В ГОРОДЕ Н.

ВАСИЛИЙ (как бы, между прочем, служащему банка)

Любезный, могу Вас, попросить навести справки о финансовом положении рекламного бюро мосье Жубера в Париже. Хотел бы, завязать с этим бюро деловые отношения.

СЛУЖАЩИЙ БАНКА В ГОРОДЕ Н.

Вообще-то принцип всех банков — держать в строгом секрете финансовое положение клиентов… Но для Вас, мосье Кочек, я сделаю невозможное. Будьте любезны, подождите немного, я выясню.

(Через некоторое время, взглядом одобрительно зовёт к себе Василия.)

Мосье Кочек, должен Вас разочаровать. Финансовое положение рекламного бюро мосье Жубера самое печальное. Большая вероятность того, что векселя его скоро будут опротестованы. Короче, крах неизбежен!..


ИНТ. ПАРИЖ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО МОСЬЕ ЖУБЕРА. ДЕНЬ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЖУБЕР

Василий застаёт Жубера в подавленном состоянии. Живой и веселый француз как-то поблек, осунулся, под глазами появились мешки.

ВАСИЛИЙ (участливо, пожимая его руку)

Что с Вами, не заболели ли?

ЖУБЕР

Не спрашивайте, друг мой!.. Скоро, кажется, я буду конченым человеком…

ВАСИЛИЙ

Случилось несчастье?

ЖУБЕР

Смотря что называть несчастьем… Сбыта не стало, склады забиты готовым товаром. Нечем платить рабочим. Я должен за аренду помещения, должен поставщикам сырья. А тут еще подходит срок погашения векселя в банке. Вы деловой человек, знаете: опротестовали вексель — конец всему, ты банкрот и надеяться тебе больше не на что.

ВАСИЛИЙ (сочувственно)

Положение действительно такое критическое или Вы сгущаете краски?

ЖУБЕР

Сгущаю? Нисколько, — все потеряно, и у меня нет никакого выхода.

ВАСИЛИЙ

Не отчаивайтесь, мой друг. На свете не бывает положения, из которого нет выхода. Давайте подумаем вместе, что можно предпринять.

ЖУБЕР (безнадежно махнув рукой.)

О чем тут думать? Все ясно. Вы же не заплатите по моему векселю. А даже если бы и заплатили, все равно я не в состоянии вернуть Вам ваши деньги… Лучше уж сразу — пусть объявляют банкротом, опишут имущество!

ВАСИЛИЙ

И все-таки давайте обсудим положение. На какую сумму Вы выдали вексель?

ЖУБЕР (неохотно)

Три тысячи восемьсот франков. Есть и еще векселя: на тысячу двести франков и на тысячу. Всего — шесть тысяч франков. Но есть и другие долги — поставщикам за папье-маше, краски, клей. Рабочим не выплачено за два месяца. За аренду помещения, электричество, мало ли еще за что…

ВАСИЛИЙ

А конкретнее?

ЖУБЕР (впервые пристально и заинтересованно посмотрев на собеседника, хмуро)

Уж не собираетесь ли Вы оплатить мои долги?

ВАСИЛИЙ (невозмутимо)

Может быть.

ЖУБЕР

С какой стати? Времена добрых волшебников, кажется, давно прошли…

ВАСИЛИЙ

Волшебников — прошли. Друзей и деловых людей — нет. Так, другие Ваши долги…

ЖУБЕР

Портному, мяснику, бакалейщику, булочнику — им я, кажется, не платил за последние два месяца.

ВАСИЛИЙ

Все понятно. А теперь слушайте меня. Я оплачу все Ваши долги, крупные и мелкие, и вложу в дело некоторую сумму, при условии, конечно, что Вы возьмете меня в компаньоны!

ЖУБЕР

Вас? В компаньоны? Да с величайшим удовольствием!

(Потом, как бы опомнившись,)

Но, бог мой, зачем Вам рисковать деньгами, вкладывая их в безнадежное предприятие?

ВАСИЛИЙ

Я не думаю, что Ваше предприятие безнадежное. Не обижайтесь на меня, ради всех святых, — просто Вы ведете дело не совсем так, как требуется в наше время. Может быть, я не прав, но у меня сложилось такое впечатление…

ЖУБЕР (с заметными следами задетого самолюбия)

Интересно все же знать, в чем же, по-вашему, заключается мое неумение правильно вести дело и на чем основаны Ваши впечатления? Скоро десять лет, как существует бюро. Разве моя вина, что во всех областях торговли застой и число банкротов растет ежедневно?

ВАСИЛИЙ (спокойно)

Я знаю, мой друг, что ваше бюро существует давно. Знаю и другое: по инерции Вы продолжаете выпускать одну и ту же продукцию — симпатичного коротыша с подносом. Когда-то он пользовался успехом, но ведь им Вы заполонили всю Францию! А Ваши очень дорогие кошки и собаки из папье-маше не находят сбыта вообще.

ЖУБЕР

Что же Вы можете предложить?

ВАСИЛИЙ (неторопливо, уверенно)

Думаю, что сейчас в рекламном деле следует исходить именно из того печального факта, что в торговле застой. Следовательно, все, буквально все кровно заинтересованы в сбыте своей продукции. Все нуждаются в рекламе, но в рекламе разнообразной, доходчивой, неожиданной и в то же время конкретной. Я перестроил бы работу рекламного бюро — подыскал бы для рекламы новые, более солидные объекты, чем гастрономия и бакалейные лавки.
Наши дела могут поправиться в течение ближайших трех-четырех месяцев при условии, что мне будет предоставлена свобода действий. Было бы целесообразно временно прекратить работу бюро и возобновить ее после основательной реорганизации.

ЖУБЕР

Прекратить?! А на что мы жить станем, позвольте Вас спросить?

ВАСИЛИЙ

Какую сумму вы брали из кассы на личные расходы?

ЖУБЕР

Тысячу — тысячу двести франков в месяц. Впрочем, так было раньше, за последние месяцы не больше пятисот…

ВАСИЛИЙ

Отлично! Вы получите свою тысячу франков в месяц.

ЖУБЕР

Как?

ВАСИЛИЙ

Очень просто, будете получать из кассы тысячу франков за счет временного уменьшения основного капитала фирмы… Не думайте, Жубер, что я какой-то филантроп. Я деловой человек и сознательно иду на определенный риск, надеясь на наши с вами силы. Мне приходится поступать так еще ради будущности Марианны, — ей необходимо жить в Париже. Иначе, конечно, я не стал бы бросать налаженное, достаточно прибыльное дело, которым занимаюсь сейчас. Недавно мы с моим компаньоном Ренаром подвели итоги — и можете себе представить? Оказывается, меньше чем за год нам удалось почти удвоить основной капитал предприятия, не принимая в расчет денег, которые мы брали ежемесячно на жизнь.

ЖУБЕР

Что ж, мне раздумывать не приходится!.. Давайте попробуем. Лично мне терять нечего, — в случае неудачи еще на несколько месяцев оттянется крах. Выигрыш во времени тоже ведь кое-что значит!..

ВАСИЛИЙ

Не будем говорить о крахе! На днях я дам Вам деньги, и Вы досрочно выкупите вексель. Это произведет хорошее впечатление в финансовых кругах: фирма, испытывающая денежные затруднения, не станет учитывать векселя раньше времени.

ЖУБЕР

Что требуется от меня?

ВАСИЛИЙ

Да, собственно, ничего… Если не считать того, что нам нужно будет оформить наши взаимоотношения у нотариуса и зарегистрировать новое предприятие в торговой палате Парижа. У меня могут возникнуть кое-какие трудности, — я ведь иностранец. Поэтому я всецело полагаюсь на Вашу помощь.

ЖУБЕР (впервые за весь этот разговор с бодрыми нотками.)

Что за вопрос, я сделаю для Вас все, что в моих силах. В деловых кругах у меня обширные связи!

ИНТ. МАСТЕРСКАЯ. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, РЕНАР

АВТОР

Ренар, хотя и был и известной мере подготовлен к тому, что Кочек выйдет из дела, был очень огорчен сообщением компаньона. Расстроенный, он молча стоял перед Василием.

РЕНАР

А как же я?

ВАСИЛИЙ

Все будет в порядке, не волнуйтесь! А чтобы на первых порах Вам не пришлось испытывать финансовых затруднений, я оставлю свою долю капитала, ну, скажем, на полгода, не требуя процентов. Думаю, что этим я отплачу Вам, хоть частично, за добро, которое Вы сделали для меня. Что бы потом ни случилось, я всегда буду хранить в сердце благодарность Вам!..

РЕНАР

Это великодушно с Вашей стороны. Но сумею ли я один справиться с делами, без Вас, — вот в чем вопрос!

ВАСИЛИЙ

Несомненно, справитесь! Дело налажено, заказами мастерская обеспечена на полгода вперед. Будем откровенны: какой Вам смысл теперь иметь компаньона и делить с ним прибыль, когда Вы и один можете расширить дело? А я, я не могу не считаться с интересами жены. Она, бедняжка, страдает здесь, хотя и старается скрывать это от меня и от всех. Марианна молода, ей необходимо завершить образование в Париже. С чем, с каким багажом она вернется рано или поздно на родину? Привезет с собой парижские туалеты? Этим никого не удивишь в наше время!..

АВТОР

На следующий день они посетили нотариуса и аннулировали договор на совместное владение ремонтной мастерской. Ренар вручил Василию вексель на семь тысяч франков, который тут же учел директор отделения банка «Лионский кредит».

НАТ. ПАРИЖ. УЛИЦЫ ПАРИЖА. ДЕНЬ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЛИЗА

АВТОР

Таким образом, Василий мог перебраться в Париж, имея в кармане кругленькую сумму — одиннадцать тысяч франков наличными.

Рекомендация мэра городка, лестные отзывы Ренара и кюре, обширные связи Жубера в деловых кругах — все это сыграло свою роль, и вскоре Василий стал равноправным компаньоном рекламной фирмы.

С переездом в Париж он не торопился. Он все еще подыскивал подходящую квартиру, а пока каждое утро ездил на работу из городка и возвращался вечером. Нередко вместе с ним ездила Лиза, по-прежнему интересовавшаяся искусством рекламы.

Прежде всего Василий прекратил выпуск коротышек, собак, кошек и рассчитал весь персонал. Без устали бродил он по улицам Парижа, иногда в сопровождении Лизы, подолгу простаивал у витрин больших универсальных магазинов, у рекламных щитков возле кинотеатров, у театральных афиш.

Жубер безучастно наблюдал за действиями компаньона, меланхолически насвистывая арии из опер и модные песенки.

НАТ. НАБЕРЕЖНАЯ СЕНЫ. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЛИЗА, ХУДОЖНИК АНРИ БОРРО

Как-то Василий и Лиза, проходя по набережной Сены мимо ларьков букинистов, видят бледного длинноволосого молодого человека в черном свитере, рисующего цветными мелками на тротуаре уличные сценки. Некоторые из прохожих бросают мелкую монету в его кепку. Рисует молодой человек быстро, уверенно. На сером асфальте оживают то молоденькая цветочница, то шофер такси, то подвыпивший посетитель бистро.

ЛИЗА (негромко, замедляя шаги)

Посмотри, он необыкновенно талантлив,

(Некоторое время они молча наблюдают за работой художника.)

ВАСИЛИЙ (к художнику, который закурил)

Скажите, Вы самоучка или учились где-нибудь?

БОРРО (молодой человек, с подвижным, живым лицом, со смешными глазами, оглядев Василия с головы до ног)

Собственно, почему это интересует Вас?

ВАСИЛИЙ

Мне кажется, для самоучки Вы рисуете слишком хорошо, а для профессионала…

БОРРО

Для профессионала ничего другого не оставалось! Я пять лет учился в студии. Очевидно, мосье иностранец, если он не знает, что последнее ничего не значит!.. У меня нет мастерской, нет денег на холст и краски!

(Резко, с вызовом, но, взглянув на Лизу, меняет тон, негромко.)

Мать моя прикована к постели, а я единственный ее кормилец. Да и самому мне тоже нужно есть и пить. Вот и добываю себе на пропитание, как могу…

ВАСИЛИЙ

А хотели бы Вы иметь постоянную работу?

БОРРО

А Вы знаете кого-нибудь, кто мне предложил бы ее? Кстати, учтите, меня даже гарсоном в ресторан не взяли. Говорят, слишком выразительная физиономия и выражает не то, что нужно!..

ВАСИЛИЙ (протянув ему свою визитную карточку)

Загляните ко мне завтра. Скажем, в десять утра.


БОРРО (долго провожая взглядом вслед Василию и Лизе, увидев в кепке, кроме мелких серебряных монет, трехфранковую бумажку)

Уж не появился ли в Париже новый граф Монте-Кристо?


ИНТ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО ЖАНА ЖУБЕРА. УТРО
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЖУБЕР, БОРРО

ВАСИЛИЙ (указывая рукой на кресло)

Садитесь и слушайте. Здесь рекламное бюро, которое пока ничего не рекламирует. К сожалению, вышло так, что нужно начинать все сызнова. Вот я и пытаюсь. Прежде чем взять Вас на работу, мне хотелось бы увериться, что Вы способны трудиться в области рекламы.

БОРРО (с широкой доброй улыбкой)

Попробуйте!

ВАСИЛИЙ

Надеюсь, Вы не чванливы и не считаете, что реклама — дело второсортное, не имеющее ничего общего с искусством. Моя жена, например, считает рекламу искусством, а ей и книги в руки — она искусствовед. Конечно, этот вид искусства имеет свою специфику. Но ведь не случайно, что в Америке рекламой занимаются весьма одаренные, даже признанные художники. Даю Вам пять дней, — походите по Парижу, подумайте хорошенько над оформлением витрин универсальных магазинов, как рекламировать в кинотеатрах новые фильмы. Нам нужно найти оригинальные формы рекламы, но отвечающие высоким художественным требованиям. Я буду платить Вам десять франков в день.

 (Достав бумажник, отсчитывает художнику пятьдесят франков.)

Разумеется, это на первых порах. Потом мы установим вам оклад в зависимости от ваших способностей.

БОРРО (с широкой доброй улыбкой)

Через пять дней я буду у вас!

ЖУБЕР (с иронической улыбкой, молча слушавший разговор)

Думаете, он вернется?

ВАСИЛИЙ

Непременно!

ЖУБЕР

Святая наивность! Друг мой, Вы плохо знаете парижскую богему. У этих волосатых бродяг ничего нет святого, нет ни чести, ни совести. Сегодня же ночью он промотает ваши пятьдесят франков в компании девиц легкого поведения и разве что, вспомнив Вашу щедрость, выпьет бокал за Ваше здоровье!..

ВАСИЛИЙ

Я действительно плохо знаю Париж, но хорошо разбираюсь в людях. Этот парень талантлив. Он не только вернется, но и принесет стоящее предложение.

ЖУБЕР

Поживем — увидим…

ИНТ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО ЖАНА ЖУБЕРА. ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЖУБЕР, БОРРО

Молодой художник в рекламном бюро. Он принес миниатюрный объемный макет рекламы старого американского боевика «Багдадский вор».

БОРРО

Вот, картина эта опять идёт в одном из кинотеатров города. Фильм прекрасный, оно стоит того, чтобы его рекламировать.

(На макете изображен прославленный Дуглас Фербенкс, смуглый, обнаженный до пояса, в широких шароварах. Он притаился на крыше ажурного дворца восточного владыки. Ниже, в глубине комнаты со сводчатым потолком и узкими окнами, сидит, поджав под себя ноги, молодая девушка в легком восточном одеянии — пленница гарема. За высокими стенами дворца виднеются иглы минаретов. На небе висит большой диск розовой луны. Все это дано в привычных традициях «восточной романтики».


ВАСИЛИЙ (некоторое время молча разглядывая макет)

Мосье Жубер, посмотрите. Это может быть интересно.

(Жубер подходит, несколько отвлечённо рассматривает картину, молчит.)

ВАСИЛИЙ (продолжая изучать картину)

Забавным и неожиданным видится то, что художник включил в эту экзотическую обстановку современных парижан — тех, кто заполняет улицы, бульвары, магазины. Он как бы говорит этим: «Посмотрите фильм — и каждый из вас переживет необыкновенные приключения, вообразит себя героем!»
А, что, если все исполнить, ну, скажем, в половину натуральной величины, хорошо осветить, это не может не остановить внимания. Не так ли?

ЖУБЕР

Да, неплохо…

БОРРО (взволнованно, доставая из папки несколько листов плотной бумаги, здесь наброски рисунков для рекламы кое-каких товаров…)
Работа увлекла меня. Вот здесь,

(Указывая на лист.)

(На одном рисунке изображена обставленная элегантной мебелью комната. Возле изящного полированного секретера стоит в полной растерянности громила с фомкой в руках.)

АВТОР

 «Он так хорош, что рука не поднимается взломать его!» — гласила надпись. На другом рисунке тощий Диоген с фонарем в руках разглядывал выставку современной керамики: «Если бы я дожил до этого времени, я бы знал, где мне купить хорошенькую бочку для жилья!»

ЖУБЕР

Все это не лишено остроумия. Во всяком случае, свежо и ново!

ВАСИЛИЙ

Вы молодчина, мой друг! Для начала совсем неплохо. Как Ваше имя?

БОРРО

Меня зовут Анри Борро.

ВАСИЛИЙ

Так вот, Борро, сколько времени Вам нужно, чтобы изготовить объемный макет «Багдадского вора»? И что для этого Вам потребуется?

БОРРО (лицо художника на мгновение озаряется радостью, потом снова становится сосредоточенным)

Если дадите помощника и обеспечите необходимыми материалами, думаю, дня за три справлюсь!

ВАСИЛИЙ

Отлично. Материалы Вы найдете внизу, в мастерской. Помощника пригласите сами. Вам известны размеры витрины кинотеатра?

БОРРО

Да, мосье. Я измерил витрину.

ВАСИЛИЙ

Есть ко мне вопросы?

БОРРО

Пожалуй, пока нет…

ВАСИЛИЙ

Тогда, Вы свободны. Ждём Вас через три дня.

(Анри Борро уходит.)

ВАСИЛИЙ

Мосье Жубер, а я поеду к владельцу кинотеатра, в котором демонстрировался «Багдадский вор», и постараюсь сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться.


ИНТ. КИНОТЕАТР. ОФИС ВЛАДЕЛЬЦА КИНОТЕАТРА. ДЕНЬ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Маленький кабинет, со стенами, сплошь завешанными афишами.

ВАСИЛИЙ (владельцу кинотеатра)

Я пришел с деловым предложением.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (не предлагая сесть)

Слушаю Вас.

ВАСИЛИЙ

Я совладелец рекламной фирмы «Жубер и компания». Наша фирма, помимо других дел, занята в настоящее время разработкой новых методов рекламы кинокартин. Вместо устаревших, приевшихся фотовыставок и панно, мы предлагаем объемные рекламные установки, изображающие отдельные эпизоды демонстрируемых фильмов, интригующие зрителя.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Чего же думаете достичь этим?

ВАСИЛИЙ

Привлечь внимание публики, вызвать интерес к фильму…

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Гм… Сколько же будет стоить ваша установка?

ВАСИЛИЙ

Примерно тысячу — тысячу двести франков.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

О-го-го!

(Владелец кинотеатра обречённо машет рукой.)

Тысячу франков! Это почти четверть дневной выручки. Какой смысл выбрасывать такие деньги, когда фирма кинопроката обязана снабжать нас рекламным материалом бесплатно? Нет, мосье, ничего у Вас не получится.

ВАСИЛИЙ

Думаю, что Вы ошибаетесь. Наш метод рекламы поможет Вам по крайней мере удвоить сбор. Почему бы Вам не попробовать?

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Мне некогда заниматься экспериментами, да и нет у меня лишних денег… Если уж «Багдадский вор» не дает полных сборов, не поможет никакая.

ВАСИЛИЙ

В таком случае, разрешите нам рекламировать картину бесплатно, в порядке опыта.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (удивленно)

Бесплатно? Зачем Вам это?

ВАСИЛИЙ

Хотя бы затем, чтобы доказать всем — в первую очередь Вам — преимущества нашего метода. От Вас потребуется только одно — осветить установку. Больше того, мы даем обязательство снять рекламу по первому вашему требованию.

(Настойчивость Василия, его убежденность производят впечатление.)

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (пожимая плечами)

Ну что ж, действуйте… Витрина в вашем распоряжении. Об освещении я позабочусь. Но помните — ни одного сантима…

ВАСИЛИЙ

Благодарю Вас!

ИНТ. БОЛЬШОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН. ОФИС ДИРЕКТОРА –РАСПОРЯДИТЕЛЯ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ, СЕКРЕТАРША ДИРЕКТОРА УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

АВТОР

Из кинотеатра он отправился к директору-распорядителю большого универсального магазина и предложил оформить витрину мебельного отдела.

В отличие от хмурого хозяина кинотеатра молодой директор-распорядитель универмага оказался приветливым и разговорчивым человеком.

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

А как именно предполагает рекламная фирма «Жубер и компания» оформить нашу витрину.

(Увидев картину Борро.)
 
Это необычно и остроумно. Парижане любят такое!.. Мы меняем оформление витрин каждый месяц и вообще тратим на рекламу кучу денег. Попробуем потратить немного и на ваш эксперимент. За оформление мебельной витрины предлагаю вам триста франков, а там видно будет. К работе можете приступить хоть завтра.

ВАСИЛИЙ

Что вы, мосье! Такой суммы не хватит даже на покупку нужных материалов.

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

Ваша цена?

ВАСИЛИЙ

Тысяча двести франков. И то только для начала. Уверен, что со временем, убедившись в преимуществах нашего метода рекламы, Вы сами увеличите размер гонорара.

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

Нет, нет, это слишком дорого! Обычно оформление витрины обходится нам от трехсот до семисот франков. Даю вам шестьсот, согласны?

ВАСИЛИЙ

Чтобы иметь возможность продемонстрировать Вам нашу рекламу, я, пожалуй, соглашусь… Надеюсь, мы подпишем соглашение, гарантирующее выплату обусловленной суммы?

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ (вызвав по телефону секретаршу)

Мари, подготовь соглашение.

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

Вы, по-видимому, иностранец, сударь? У Вас легкий акцент…

ВАСИЛИЙ

Совершенно верно, я из Чехословакии.

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

И Вы уже испробовали свои методы рекламы?

ВАСИЛИЙ

О да, у себя на родине!.. Большой, я бы даже сказал, шумный успех, которым сопровождались мои опыты, и привел меня сюда, во Францию. Чехословакия прекрасная, но маленькая страна, и там негде развернуться человеку с размахом. Другое дело — Франция!..
Буду рад, если наши деловые отношения получат продолжение!

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ (не скрывая симпатию к Василию)

В наше время вести торговлю нелегко!.. Вот в скором времени, при наступлении весенне-летнего сезона, предстоят новые хлопоты — о распродаже не проданных за зиму товаров, о рекламе новых к сезону… Подумайте об этом и, если у вас появятся оригинальные идеи, поделитесь со мной!..

ВАСИЛИЙ

С величайшим удовольствием! У нас для этого есть все возможности. Наша фирма пригласила на работу лучших специалистов рекламного дела в Париже, талантливых художников. Они молоды, энергичны и, главное, не хотят идти проторенным и путями!

(Секретарша приносит соглашение. Василий подписывает его.)

ВАСИЛИЙ

Спасибо. Разрешите отчалиться. До свидания.

ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ УНИВЕРМАГА В ПАРИЖЕ

До свидания.

ИНТ. ДОМИК ТЁТУШКИ СЮЗАНН. ВЕЧЕР.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЛИЗА

Вечером Василий возвращается домой к Лизе.

ВАСИЛИЙ (Лизе)

Что ж, дорогая, можешь поздравить. Я — полноправный совладелец рекламной фирмы. Художник Борро — несомненная находка. Парень очень талантлив, полон идей, у него есть вкус, выдумка. Через несколько дней у витрины кинотеатра будут толпиться зеваки. Хозяину придётся оценить силу рекламы, и тогда мы снимем установку или заломим такую цену, что у того глаза на лоб полезут!..

ЛИЗА

А как Жубер?

ВАСИЛИЙ

А, что Жубер? Пусть Жубер получает свою тысячу франков в месяц и не вмешивается ни во что. Только бы не мешал… Вообще-то он славный малый и, конечно, будет счастлив, когда я преподнесу ему на блюдечке кучу денег.
Нужно укрепить свои позиции в деловом мире, зарекомендовать себя солидным дельцом. Недаром же мы потратили столько времени на изучение рекламного дела. Между прочем, дорогая, ты здорово помогла… Наша реклама будет тематической, зрительно интересной, яркой, всегда новой, оригинальной…

ЛИЗА

Да, реклама должна привлекать к себе внимание и как произведение искусства… Впрочем, хватит строить воздушные замки! Еще неизвестно, как пойдут дела…

ИНТ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО ЖАНА ЖУБЕРА. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЖУБЕР, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ

БОРРО (с блестящими глазами)

Вот, мосье, там в коридоре со мной, ещё два великих выдумщика!  Они рождены для рекламного дела.

ВАСИЛИЙ

Все это прекрасно, но учтите, что нам нужно спешить, очень спешить!

БОРРО

Ах, мосье, мы истосковались по настоящей работе! Мы готовы работать день и ночь, были бы заказы…

ВАСИЛИЙ

Вчера владелец кинотеатра отказался от наших услуг.

БОРРО (растерянно)

Ему не поправился мой макет?

ВАСИЛИЙ

Не огорчайтесь, дело не в этом. Он просто трус и скряга… Я договорился, что мы смонтируем вашу установку бесплатно.

БОРРО

Бесплатно?!

ВАСИЛИЙ

Да, бесплатно. Тут удивляться нечему: ведь никто в Париже не знает ни нас, ни Вашу работу. Вот когда Ваше оформление произведет впечатление, у нас появятся заказы.

БОРРО

В таком случае мы постараемся!

ВАСИЛИЙ

А Ваш страшный громила произвел самое хорошее впечатление. Вот соглашение с универсальным магазином. Это Ваш первый успех, Анри!
Зовите сюда твоих выдумщиков.

(В контору входят двое весьма скромно одетых молодых людей.)

БОРРО

Вот и мои друзья. Разрешите, мосье Кочек, представить их Вам.

(Указывая на высокого блондина.)

Это — Доминик.

Вообще-то он график, но мастер на все руки. И темперамент у него, как у Бенвенуто Челлини!

(Положив руку на плечо коренастого парня с широкой грудью и здоровыми кулачищами.)

А это Клод Гомье.

С этим чудовищем приходится быть осторожным, и не только потому, что он первоклассный боксер, но еще и потому, что он карикатурист!

(Клод жгучий брюнет с густыми, как у негра, вьющимися волосами.)

ВАСИЛИЙ

Очень рад. Садитесь, пожалуйста! Думаю, Анри говорил вам, что мы только-только начинаем дело и что пока у нас нет ничего — ни заказов, ни ясных перспектив. Но мы оптимисты, полагаемся на свои силы и на ваш талант. Подумайте сами: мы собираемся рекламировать чужие товары, так неужели у нас не хватит ума-разума разрекламировать свою работу? Для начала могу предложить вам не более четырехсот франков в месяц. В дальнейшем, по мере процветания нашей фирмы, будет увеличиваться и ваш заработок. Общее руководство мастерской возлагаю на Анри Борро. Надеюсь, вы согласны с этим?

ДОМИНИК И ГОМЬЕ (в один голос)

Вполне!

ВАСИЛИЙ

Можете начать работу хоть сегодня.

ИНТ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО ЖАНА ЖУБЕРА. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. УТРО.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ

Рекламная установка для кинотеатра готова в назначенный срок. Спустившись в мастерскую, Василий не верит своим глазам видит панораму восточного города, утопающего в розоватом свете луны. Неожиданными и чем-то даже трогательными выглядят на этом фоне фигуры парижан….

БОРРО

Вот, творение Клода Гомье, пускай в несколько шаржированной, гротескной манере, но, уверяю Вас, каждому, кто войдет в кинозал, предоставится возможность забыть прозу жизни, окунуться в экзотику Востока, пережить приключения…

(Рядом стоит готовое оформление витрины мебельного отдела универмага. Перепачканные краской, веселые, оживленные художники нетерпеливо смотрят на Василия, который, не скрывая своего удивления, не отрывает взгляд с работ художников.)

ВАСИЛИЙ (садясь на табуретку)

По-моему, очень хорошо. Поздравляю вас! Надо отвезти оформление по адресам и приступить к монтажу. Вечером посмотрим, какое впечатление все это произведет на публику.

(Художники уходят. Последние дни Жубер не появляется в конторе. Василий звонит ему по телефону.)

ВАСИЛИЙ

Здравствуйте, Жубер, это я, Кочек…. Да нет, ничего не случилось Я так и думал, что Вы не здоровы. Надеюсь, ничего серьезного?.. Дела у нас?.. Как Вам сказать, в общем идут. Завтра узнаем первые результаты, посмотрим, какое впечатление произведет наша объемная реклама на публику… Заметка в газете? Это было бы чудесно! Если Вам не трудно, то, пожалуйста, организуйте… До свидания, желаю скорейшего выздоровления…

НАТ. ПАРИЖ. У КИНОТЕАТРА. ВЕЧЕР.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ, АЖАН, ЖУБЕР

Вечером Василий с художниками у кинотеатра. Издали они видят толпившихся у входа в кино и у ярко освещенной витрины людей. Встав в сторонке, они наблюдают, как постепенно толпа зевак увеличивается. Появляется ажан. Он тоже бросает взгляд на витрину и улыбается.

ДОМИНИК (шепотом)

Это уже успех!

БОРРО (негромко)

Мосье Кочек, мне кажется, это…

(Указывая на высокого, стройного человека в модном пальто и без шляпы, который в эту минуту подходит к витрине.)

ВАСИЛИЙ

Да, это Жубер.

(Жубер несколько минут стоит, разглядывая витрину, а потом медленно удаляется по улице. Василий молча проводит его взглядом.

ВАСИЛИЙ

Пойдём к универмагу.

НАТ. БОЛЬШОЙ УНИВЕРМАГ. ВЕЧЕР
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ

У витрины мебельного отдела стоят лишь некоторые из прохожих, хотя оформление выглядит не хуже, чем в кинотеатре.

БОРРО (сокрушенно)

Странно, почему так? Чем объяснить отсутствие у людей интереса к этой нашей работе?

ВАСИЛИЙ

Вечером у кинотеатров всегда больше публики. Потом — экзотика. Я думаю, что у этой витрины днем будет больше людей, чем сейчас. Но обратите внимание, мой милый Анри, — редко кто смотрит на эту вашу витрину не улыбнувшись!.. К тому же люди покупают мебель не каждый день.

БОРРО

Может быть, Вы правы, мосье, но я ожидал большего успеха!

ВАСИЛИЙ (как бы шутя)

Об успехе, друзья, будем говорить тогда, когда у дверей нашей конторы владельцы магазинов и кинотеатров часами будут ждать очереди, чтобы заказать нам оформление! А сейчас я предлагаю отправиться в ближайший ресторан и отметить наш первый, пока еще скромный успех!

(Молодые люди не заставляют долго уговаривать себя.)

ИНТ. РЕСТОРАН. ВЕЧЕР
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ, ГАРСОН, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА

Художники готовы сидеть в ресторане хоть до утра.

ВАСИЛИЙ (подозвав гарсона)

Счёт пожалуйста.

(Через некоторое время приходит гарсон со счётом. Василий расплачивается за ужин и встаёт.)

ВАСИЛИЙ

Мне ведь ехать за город.

НАТ. УЛИЦА У РЕСТОРАНА. ВЕЧЕР
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ, ПРОХОЖИЕ

Молодые люди провожают патрона до стоянки машин.

БОРРО

Почему Вы живете за городом?

ВАСИЛИЙ

Не могу подыскать в Париже подходящую квартиру.

БОРРО

Хотите, я Вам помогу? Я знаю, в нашем квартале сдаются очень удобные квартиры.

ВАСИЛИЙ

Буду весьма признателен, если, конечно, подойдет цена.

(Василий прощается с художниками.)

ИНТ. КИНОТЕАТР. ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Через два дня, под вечер, Василий заходит к владельцу кинотеатра, в котором идёт картина «Багдадский вор».

ВАСИЛИЙ

Здравствуйте.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (в хорошем настроении)

Здравствуйте, мосье Кочек.

ВАСИЛИЙ

Вы знаете, я к Вам с не очень приятными намерениями.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (удивленно)

Почему?

ВАСИЛИЙ

Я должен просить у Вас разрешения снять с витрины свою рекламную установку.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (с недоумением)

Снять? Зачем?

ВАСИЛИЙ

Мосье, вероятно, помнит, что я безвозмездно установил у вас рекламу, чтобы доказать Вам ее эффективность. По-моему, цель достигнута, и я не вижу смысла оставлять у вас рекламу.

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ (не скрывая раздражение)

Я не позволю вам снять ее! Картина будет демонстрироваться еще не меньше недели!..

ВАСИЛИЙ

Боюсь, что это не в Вашей власти. У нас с вами нет договора… Впрочем, если желаете воспользоваться услугами нашей фирмы…

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Сколько хотели бы Вы получить?

ВАСИЛИЙ

Три тысячи франков за рекламное оформление до конца демонстрации фильма «Багдадский вор»!

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Вы с ума сошли?! Позавчера вы просили тысячу двести франков!

ВАСИЛИЙ

Во всякой торговле спрос порождает предложение. Позавчера мало кто знал о нашем существовании, а сегодня весь Париж желает пользоваться нашими услугами. Вы пошли нам навстречу — разрешили смонтировать оформление на витрине своего кинотеатра. Поэтому фирма готова сделать вам значительную скидку. Две тысячи франков. И ни сантима меньше!

(Владелец кинотеатра, несколько расстроенный, молча отсчитывает две тысячи франков.)

ВЛАДЕЛЕЦ КИНОТЕАТРА В ПАРИЖЕ

Дадите расписку или подпишем соглашение?

ВАСИЛИЙ

Как Вам угодно!

АВТОР

Насчет «всего Парижа» Василий преувеличил. Но слухи об успехах новой рекламной фирмы распространились по городу довольно быстро, заказчиков становилось все больше.

ИНТ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО ЖАНА ЖУБЕРА. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КИНОТЕАТРОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ МАНАЗИНОВ, ПОСЕТИТЕЛИ

ВАСИЛИЙ

Ну, мосье, как наши дела?

БОРРО

Дела у нас идут не плохо. В конторе беспрерывно звонит телефон, заходят представители кинотеатров, магазинов. Всех интересует один вопрос: нельзя ли заказать объемную рекламу на ту или иную кинокартину, на товар. Среди заказчиков есть даже хозяева булочных, галантерейных и рыбных лавок.

ВАСИЛИЙ

Да, за несколько дней наша рекламная компания заключила двадцать шесть договоров и в кассу поступило в виде авансов более четырех тысяч франков.

БОРРО

Мосье Кочек, нам непременно нужно расширить мастерскую.

ВАСИЛИЙ

Я понимаю Вас, Анри. Но пока не станем спешить с расширением. Просто, будем принимать наиболее интересные, выигрышные заказы. Отказ от ряда других заказов тоже будет служить своеобразной рекламой фирме. Честно говоря, я ещё не уверен, это действительно прочный успех, а не временный бум, как это часто бывает.

АВТОР

Настоящий, бесспорный успех пришел после оформления витрины другого кинотеатра, в котором была возобновлена демонстрация известного фильма Рене Клера «Под крышами Парижа».

Художники работали над рекламой этого фильма с таким вкусом, с таким удовольствием, словно оформляли любимый спектакль. Под их руками оживал прекрасный, немного грустный Париж с его старыми узкими улочками, черепичными крышами домов, тесными дворами. И, судя по тому, что по вечерам, когда зажигались огни, парижане совершали настоящее паломничество к кинотеатру, молодым художникам удалось передать суть и настроение этого тонкого и умного фильма.

ИНТ. РЕКЛАМНОЕ БЮРО ЖАНА ЖУБЕРА. КАБИНЕТ ВАСИЛИЯ. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. ДЕНЬ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ДОМИНИК, ГОМЬЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КИНОТЕАТРОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ МАНАЗИНОВ, ПОСЕТИТЕЛИ

БОРРО (заходит в кабинет Василия с раскрытой газетой)

Вот, мосье Кочек, статья в газете о фильме Рене Клера «Под крышами Парижа» и работе художников рекламной фирмы «Жубер и компания».
Вот, автор статьи пишет…

(Начинает читать газету.)

 «…нашлись молодые талантливые художники, сгруппировавшиеся вокруг рекламной фирмы «Жубер и компания», сумевшие передать в своем оформлении витрины кинотеатра, где идет этот замечательный фильм, всю прелесть картины. Нужно сказать, что деятельность фирмы «Жубер и компания» вообще заслуживает всякой похвалы. Можно без преувеличения утверждать, что молодая эта фирма сказала новое слово в рекламном деле Франции. Хороший вкус, изобретательность, отличное исполнение дают возможность художникам, работающим в этой фирме, поднять рекламу до высокого уровня мастерства. Пожелаем им новых успехов». Под статьей стоиит подпись — Жюль Сарьян.

ВАСИЛИЙ (в хорошем настроении)

Что, же, лучшего нельзя было и желать…А, ну-ка, погодите.

ВАСИЛИЙ (звонит по телефону)

Мосье Жубер, добрый день… Как Вы… Вы читали статью о нас, в газете?.. Отличная, не правда ли?.. Большое спасибо Вам, после такой статьи на страницах солидной газеты дела наши пойдут в гору, и мы сможем расширить мастерскую без большого риска… Как, Вы ни при чем?.. Я спрашиваю потому, что Вы хотели организовать статью… В таком случае это еще лучше, — значит, мы действительно заслуживаем внимания прессы!.. Очень рад, что Вы поправляетесь, — надеюсь скоро увидеть Вас в конторе… Вы правы, работы, что называется, непочатый край…

(Обращаясь к Борро)

Бывают же чудеса на свете, журналист рекламирует работу нашей фирмы без всякой корысти!..

БОРРО

Да, чудеса бывают. Разве не чудо, что я работаю у Вас? Кстати, мосье Кочек, я же обещал помочь вам подыскать удобную квартиру и, кажется, могу исполнить обещание. На улице Сакре-кёр сдается квартира из трех комнат на четвертом этаже. Хотите посмотреть?

ВАСИЛИЙ

Конечно.

БОРРО

Мы могли бы отправиться туда хоть сейчас, если Вы свободны.

ВАСИЛИЙ

Поедем сейчас!

ИНТ. ЗА ПОРОГОМ БОЛЬШОГО КОММЕРЧЕСКОГО ДОМА В ПАРИЖЕ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ЖЕНЩИНА ЛЕТ 50 В ЧЕПЧИКЕ- ТЁТУШКА ЭЖЕН

Не успевают Василий и Борро перешагнуть через порог парадных дверей большого коммерческого дома, как им преграждает путь полная краснощекая женщина лет пятидесяти, в чепчике.

ЖЕНЩИНА ЛЕТ 50 В ЧЕПЧИКЕ – ТЁТУШКА ЭЖЕН

Ах, это ты, Анри! Как здоровье твоей матушки?

БОРРО

Спасибо, тетушка Эжени. Ей немного лучше. С тех пор как я на постоянной работе, она чувствует себя спокойней… А, это мой патрон, мосье Кочек. Он хотел бы осмотреть квартиру номер тридцать шесть на четвертом этаже, если, конечно, Вы не будете возражать.

ЖЕНЩИНА ЛЕТ 50 В ЧЕПЧИКЕ – ТЁТУШКА ЭЖЕН

Как я могу возражать? Квартиры для того и существуют, чтобы сдавать их внаем порядочным жильцам. Я только возьму ключи от квартиры…

ИНТ. ЛЕСТНИЦА БОЛЬШОГО КОММЕРЧЕСКОГО ДОМА В ПАРИЖЕ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, БОРРО, ТЁТУШКА ЭЖЕН

(Поднимаясь по лестнице, тетушка Эжени не замолкает ни на минуту.)

ТЁТУШКА ЭЖЕН

Мосье, в нашем доме живут исключительно порядочные люди. Еще не было случая, чтобы кто-нибудь задерживал плату за квартиру. Никогда никаких недоразумений за восемнадцать лет, что я служу здесь… До этого, консьержкой в этом доме была моя мать… Квартира номер тридцать шесть — одна из лучших. Три просторные комнаты с высокими окнами, выходящими на восток, большая кухня, все удобства…

ВАСИЛИЙ (перебивая консьержку)

И центральное отопление, и ванна?

ТЁТУШКА ЭЖЕН

О мосье! Если Вы давно живете в Париже, то должны знать, что дома с центральным отоплением, а тем более с ванной бывают только в аристократических кварталах и стоят очень дорого! И потом, зачем в Париже центральное отопление? Слава богу, у нас здесь не Северный полюс, где бродят белые медведи. До Вас в этой квартире жил богатый вельможа из Алжира — не то бек, не то принц. Он был весьма доволен. У вельможи было одних слуг шесть человек, и он никогда не показывался на улице без телохранителя. Ходили слухи, что у него в Алжире есть гарем со множеством красавиц. Дикость, мосье, ничего не поделаешь!..

АВТОР

Квартира действительно оказалась удобной и прилично обставленной. Но и цена была приличная — шестьсот франков в месяц.
По тому, как расхваливала ее консьержка, Василий понял, что рассчитывать на скидку не приходится, и торговаться не стал.

ВАСИЛИЙ

Завтра мы приедем с женой, и, если ей квартира тоже понравится, мы снимем ее…

ИНТ. КВАРТИРА В БОЛЬШОМ КОММЕРЧЕСКОМ ДОМЕ В ПАРИЖЕ. СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ. ДЕНЬ
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЛИЗА, ТЁТУШКА ЭЖЕН

Василий и Лиза осматривают квартиру.

ЛИЗА

Квартира отличная, но цена!

ВАСИЛИЙ

Париж стоит мессы! Она того стоит. В ненастную погоду будешь сидеть вечерами возле камина с книгой, прислушиваться к веселому потрескиванию горящих поленьев и поджидать меня. Короче, передаю тётушке Эжен, что оставляем квартиру за нами.
Ты, лучше подумай, дорогая, как мы будем прощаться с нашими друзьями в городке, которым мы столько обязаны.

ЛИЗА

Ты намекаешь, что обязательно нужно устроить ужин?

ВАСИЛИЙ

Что значит — намекаешь? Можно, конечно, уехать, ограничившись визитом вежливости, — попрощались и уехали. Но нам нужно, чтобы у этих добрых людей остались хорошие воспоминания о нас. Кто знает, как сложатся наши дела дальше, — не пригодятся ли нам провинциальные друзья?

ЛИЗА

Ну, тогда что думать? Ресторан мосье Дюрана.

ИНТ. РЕСТОРАН МОСЬЕ ДЮРАНА. ВЕЧЕР.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЛИЗА, МЭР С ЖЕНОЙ, КЮРЕ, НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ С ЖЕНОЙ, РЕНАР С ЖЕНОЙ, ДЮРАН С ЖЕНОЙ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА

Ужин в ресторане мосье Дюрана. Присутствуют все знакомые — Мэр, кюре, начальник полиции, Франсуа Ренар, сам Дюран, все, кроме кюре, с женами.

АВТОР

Мужчины отдали дань хорошим винам, слегка захмелели. Языки развязались, все наперебой старались сказать что-либо приятное Кочеку и его милой жене. Особенно усердствовал Франсуа Ренар.

РЕНАР

Скажите, друзья, разве у меня не особый нюх на людей? Мне достаточно было заговорить с мосье Кочеком, чтобы узнать, что он за человек. Это ведь я уговорил его остановиться в нашем городе. За Ваше здоровье, дорогой мосье Кочек!

 (Толстяк встаёт с бокалом в руке.)

Желаю Вам всяческих успехов. Надеюсь, что наша дружба не закончится сегодняшним днем. Всегда, при любых обстоятельствах можете рассчитывать на меня и моих друзей.

МЭР

Франсуа прав. Вы, мосье Кочек, всегда можете рассчитывать на нашу поддержку. Наш город хоть и маленький, но люди здесь благородные!..

КЮРЕ

Мосье Кочек добрый христианин!

НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ (расчувствовавшись)

Признаюсь, лично я всегда относился к иностранцам, живущим во Франции, с определенным подозрением. Что же касается всеми уважаемого мосье Кочека, то он составляет счастливое исключение — он вполне благонадежный человек. Такие люди, как мосье Кочек, глупостей не делают и политикой не занимаются! Кстати, у меня есть приятный сюрприз для мосье Кочека и его жены. По представлению господина Мэра и его скромной просьбе полицейское управление удовлетворило ходатайство мосье Кочека и постановило выдать ему и его супруге разрешение на постоянное жительство в республике, за исключением ее заморских владений.

(Эти слова начальника полиции встречаются дружными аплодисментами и звоном бокалов.)

НАТ. ВИДЫ ГОРОДКА ПОД ПАРИЖЕМ. ДЕНЬ.
АВТОР, ВАСИЛИЙ, ЛИЗА, ГОРОЖАНЕ

Воскресенье рано утром, городок Н. спит. Василий и Лиза выезжают на «фиате» в Париж.


Рецензии