Феофан Затворник. пр. 5

      Всё, что Господом учреждено,благодат-
  но есть...И всякому всё даётся даром.Но
  иначе бывает в отношении к отпадающим от
  Господа...Тут неизбежен и собственный
  труд умилостивления Господа,и тем больший
  чем чаще и грубее были отпадения.Искрен-
  ность и сила сокрушения много сокращают
  сей труд умилостивления,но не исключают
  его.И совесть падавшего не смеет вдруг
  всё себе присвоить...Тяготится и отчужда-
  ется.Вот тут в этом труде умилостивления
  многопомощны молитвы святых,и паче Матери
  Божией,и живых доброхотов молитвы много
  помочь могут.Когда в первый раз кто при-
  ходит к Господу приходящий приемлится
  сразу...а кто по падениях,не сразу.И тому
  долго приходится томиться,пока умилости-
  вит Господа...Это свидетельствуют опыты
  многократные.Принятие падших опять и ми-
  лость после трудов отзывается в совести.
  В древней церкви падшие публично несли
  покаяние...Этим не нарушается право при-
  ступать ко Господу,а только устанавлива-
  ется порядок помилования.По сему праву
  приступать ко Господу падший и ищет уми-
  лостивления.И сей приходящий не изгоняе-
  тся вон,но держится ещё в передней,или в
  сенях,по причине предшествовавшей невер-
  ности.Потому и надежду помилования он
  имеет,что Господь пришёл взыскать погиб-
  шее...Но всё же потрудись...ищи и толки
  в двери милосердия.

      Мы слепы и не видим сего...А не виде-
  вши ропщем...и хульно о Боге думаем,будто
  Он не прав.А Он всё устрояет наилучшим
  образом.

     В пустыне кто живёт или в монастыре,
  или в миру соделывает своё спасение,вся-
  кому неотложный закон очистить сердце
  своё от страстей.
     Борьба со страстями обща всем...и
  длится всю жизнь.Самая жаркая борьба
  занимает средину жизни духовной.Начинае-
  тся вместе с обращением души к Богу и
  разгорается...Потом стихает...

     Страсти в нас,но самостоятельности в
  нас не имеют.Разум,например,есть сущест-
  венная часть души,и его никак отнять не-
  льзя,не уничтожив душу.А страсти не тако-
  вы.Они превзошли в естество наше,и выгна-
  ны из него быть могут,не мешая человеку
  быть человеком,а напротив,быв изгнаны,
  оставляют человека настоящим человеком,
  тогда как присутствием своим портят его
  и делают из него лицо,во многих случаях
  худшее животных.

     Держитесь одного:как замечено страст-
  ное,тотчас вооружаться против него гневом
  и неприязненные разсерчанием.Это разсер-
  чание в мысленной брани такое же имеет
  значение,как при нападении злого человека
  подать его сильно в грудь.
     продолжение 6


Рецензии