Феофан Затворник. пр. 5
но есть...И всякому всё даётся даром.Но
иначе бывает в отношении к отпадающим от
Господа...Тут неизбежен и собственный
труд умилостивления Господа,и тем больший
чем чаще и грубее были отпадения.Искрен-
ность и сила сокрушения много сокращают
сей труд умилостивления,но не исключают
его.И совесть падавшего не смеет вдруг
всё себе присвоить...Тяготится и отчужда-
ется.Вот тут в этом труде умилостивления
многопомощны молитвы святых,и паче Матери
Божией,и живых доброхотов молитвы много
помочь могут.Когда в первый раз кто при-
ходит к Господу приходящий приемлится
сразу...а кто по падениях,не сразу.И тому
долго приходится томиться,пока умилости-
вит Господа...Это свидетельствуют опыты
многократные.Принятие падших опять и ми-
лость после трудов отзывается в совести.
В древней церкви падшие публично несли
покаяние...Этим не нарушается право при-
ступать ко Господу,а только устанавлива-
ется порядок помилования.По сему праву
приступать ко Господу падший и ищет уми-
лостивления.И сей приходящий не изгоняе-
тся вон,но держится ещё в передней,или в
сенях,по причине предшествовавшей невер-
ности.Потому и надежду помилования он
имеет,что Господь пришёл взыскать погиб-
шее...Но всё же потрудись...ищи и толки
в двери милосердия.
Мы слепы и не видим сего...А не виде-
вши ропщем...и хульно о Боге думаем,будто
Он не прав.А Он всё устрояет наилучшим
образом.
В пустыне кто живёт или в монастыре,
или в миру соделывает своё спасение,вся-
кому неотложный закон очистить сердце
своё от страстей.
Борьба со страстями обща всем...и
длится всю жизнь.Самая жаркая борьба
занимает средину жизни духовной.Начинае-
тся вместе с обращением души к Богу и
разгорается...Потом стихает...
Страсти в нас,но самостоятельности в
нас не имеют.Разум,например,есть сущест-
венная часть души,и его никак отнять не-
льзя,не уничтожив душу.А страсти не тако-
вы.Они превзошли в естество наше,и выгна-
ны из него быть могут,не мешая человеку
быть человеком,а напротив,быв изгнаны,
оставляют человека настоящим человеком,
тогда как присутствием своим портят его
и делают из него лицо,во многих случаях
худшее животных.
Держитесь одного:как замечено страст-
ное,тотчас вооружаться против него гневом
и неприязненные разсерчанием.Это разсер-
чание в мысленной брани такое же имеет
значение,как при нападении злого человека
подать его сильно в грудь.
продолжение 6
Свидетельство о публикации №225120601253