Особенности Стратегии нацбезопасности Трампа

Новая Стратегия нацбезопасности США смещает приоритеты внешней политики США

Дата: 6 декабря, 2025 cистемный аналитик в области геополитики и энергетики Владимир Матвеев, Украина, Киев

Новая Стратегия нацбезопасности США переориентирует внешнюю политику США с Ближнего Востока на стратегически перспективный Индо-Тихоокеанский регион, а также усилит вмешательства в ситуации в Южной Америке и Африке. США намерены предотвращать реальное расширение НАТО, поощряя Европу к принятию мер для борьбы с «избыточными мощностями» при восстановлении стратегической стабильности с РФ. Это не мешает США продолжать вмешательство в дела Ирана и других Ближневосточных стран; пытаться добиться реализации торговой «сделки» с Украиной на практике.

США видят себя мировым лидером в области экономики, высоких технологий, вооружений, а также в формировании политики в Западном полушарии, на Ближнем Востоке, увеличение влияния в Южной Америке и Индо-Тихоокеанском регионе, что автоматически снизит уровень влияния КНР.

В 33-страничный документе отмечается переориентация внешней политики США при Аадминистрации Трампа, ставя целью усиление американского доминирования в Западном полушарии в обновленной версии доктрины Монро.

Новая Стратегия нацбезопасности США называет целью помощь Европе «в исправлении ее текущего курса», подчеркивая, что лидеры ЕС подрывают демократию и блокирует мирный процесс в Украине, разрушают блок непродуманной миграционной политикой.

Закономерно, что публикация Стратегии совпадает с очередной попыткой Трампа положить конец российско-украинской войне.

«Быстрое прекращение военных действий необходимо для стабилизации европейских экономик, предотвращения непреднамеренной эскалации или расширения войны и восстановления стратегической стабильности с Россией», сказано в тексте Стратегии, опубликованной 5 декабря.

В противовес нынешнему руководству ЕС, согласно документу, США должны «культивировать сопротивление нынешнему курсу Европы в европейских странах», отмечая растущее политическое влияние евроскептических ультраправых партий.

Стратегия предусматривает развитие «здоровых государств» Центральной, Восточной и Южной Европы через «торговые связи, продажу оружия, политическое сотрудничество и культурные и образовательные обмены».

«Американская дипломатия должна продолжать отстаивать подлинную демократию, свободу выражения мнений и бескомпромиссное уважение индивидуального характера и истории европейских стран. Америка поощряет своих политических союзников в Европе способствовать этому возрождению духа, и рост влияния патриотических европейских партий действительно дает повод для большого оптимизма», говорится в тексте опубликованного документа
США намерены «перенести ответственность» с целью заставить Европу "встать на собственные ноги и действовать как группа союзных суверенных государств, в том числе взяв на себя основную ответственность за собственную оборону».

Управление отношениями Европы с РФ потребует значительных дипломатических усилий со стороны США, как для восстановления условий стратегической стабильности на евразийском континенте, так и для уменьшения риска конфликта между Россией и европейскими государствами», отмечается в документе.

Общая политика в отношении Европы должна предоставлять конец представления о НАТО как о постоянно расширяющемся союзе и предотвращение этого в реальности; поощрение Европы к принятию мер для борьбы с меркантилистским избытком производственных мощностей.

Одной из перспективных сфер для американских инвестиций в Африке, США видят энергетический сектор, и добычу критически важных минералов.

Администрация Трампа декларирует намерения «восстановить баланс экономических отношений Америки с Китаем, предоставляя приоритет взаимности и справедливости для восстановления экономической независимости США».

Как отмечается, «торговля с Китаем должна быть сбалансированной и сосредоточенной на нечувствительных факторах», что практически невозможно из-за уровня конфронтации во всех сегментах и уровнях.

США по сути переносят акцент с Ближнего Востока на развитие бизнеса и борьбы за влияние в Индо-Тихоокеанском регионе, где активно работают также альянсы AUKUS, QUAD

При этом Вашингтон ставит для себя новые стратегические задачи в ближневосточном регионе. «По мере того как эта администрация отменяет или смягчает ограничительные меры в энергетической сфере, а производство энергии в США наращивается, историческая причина, по которой Америка уделяла столь пристальное внимание Ближнему Востоку, будет утрачивать актуальность. Вместо этого регион все больше будет становиться источником и получателем иностранных инвестиций — в том числе в отраслях, лежащих далеко за пределами нефтегазовой отрасли, включая ядерную энергетику, искусственный интеллект и военные технологии», говорится в тексте Стратегии.

В стратегии декларируется, что в Индо-Тихоокеанском регионе, который мощно вооружен США, США намерены придерживаться «давней декларативной политики в отношении Тайваня, которая означает, что Соединенные Штаты не поддерживают никаких односторонних изменений статус-кво в Тайваньском проливе», что не помешает вмешиваться членам военных проамериканских Альянсов в регионе с целью изменения баланса сил.

Президент США Д. Трамп будет наращивать военное присутствие США в Западном полушарии для борьбы с миграцией, наркотиками и «ростом враждебных сил в регионе», включая смену режимов в трех странах под видом борьбы с наркокартелями.

 В этой связи с документе уделяется много внимания Латинской Америке, Карибскому региону и другим соседям США.

«Безопасность границ является основным элементом национальной безопасности», сказано в документе, где упоминаются усилия Китая по закреплению своих позиций на "заднем дворе" Америки.

Документ призывает к «пересмотру глобального военного присутствия США с целью реагирования на насущные угрозы в своем полушарии, особенно на миссии, определенные в этой стратегии, и отходу от театров военных действий, относительная важность которых для нацбезопасности Америки снизилась в последние десятилетия или годы».

После обнародования Стратегии нацбезопасности в 2026 году будет проведен пересмотр военной позиции США, что приведет к перераспределению военных ресурсов США с целью удовлетворения новых приоритетов внешней политики на определенное время

 

Информация об авторе
Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies.


Рецензии