Лабиринт

              Холод. Тьма. Глубина. Медленные, скованные движения. Мрачные закоулки Лабиринта. Утопшие, идущие в разные стороны. Болезненная нехватка воздуха. Сожаления о растраченных вдохах… Всё это здесь – в подводном Лабиринте. Несомненно, и тут найдётся и свет, и тепло – но так мало. Но я же ищу не эти крупицы, а выход отсюда…

              Для начала расскажу о Лабиринте.
              Рождаешься часто, где придётся – в случайном закоулке Лабиринта. Там, где, может, и не хотел бы появиться, но место это именуешь теперь призванием и отказываешься исследовать другие закоулки, ограничивая себя. И будет так до поры, пока не отыщешь другой закуток, более подходящий.
              Пусть и появляешься в неизвестном месте Лабиринта, но воздуха хватит достигнуть любого его участка. Обычно удаётся достигнуть одного-двух наиболее удалённых – и воздух иссекает.
              Никто не знает, когда закончится его воздух и по какой причине. Чтобы увеличить его количество, одни уверены, что следует тренировать тело и лёгкие. Они тратят на это воздух. Другие убеждены, что надо быстрее искать нужное – у некоторых не выдерживают лёгкие, другим не хватает сил найти. А иногда, чтобы сделать очередной вдох, нужно встретить определённого обитателя или побывать в той или иной части Лабиринта… Я не знаю, как эффективнее увеличить количество вдохов, но знаю иное – что время не ждёт. Ведь если обитатель тонет по естественным причинам, то воздуха хватает в среднем лишь на шестьдесят-восемьдесят вдохов… Знать бы наверняка, где есть выход, а где нет – тогда б на всё хватило воздуха. И все обитатели были бы счастливы и довольны…

              О каких же обитателях я твержу?
              В основном об особой их касте – многочисленных Закуточники. Стать Закуточником – одна из традиций обитателей, считающаяся благополучным исходом. Что нужно сделать, чтобы превратиться в Закуточника?
              Первое и самое главное – найти закуток. Затем – жить в нём: служить ему; учить жить других и звать их к себе, прославляя закуток. Искусный Закуточник полон сил и энергии, ведь он нашёл свой закоулок, не осознавая, что обнаруженное – песчинка Лабиринта... Наверное, хорошо, что есть свой закоулок – видимо, в его обретении и есть цель и смысл слепой подводной жизни. Хотя так... глупо... вместить себя, целый мир, в какой-то закуток...
              Но это не для меня. Я ищу выход из Лабиринта. И не я один.
              Хоть многие из тех, кто поначалу тоже искал, устают от бесплодных нащупываний и по разным причинам уползают в закоулки. Вот так и случается, что благородное стремление найти выход и облегчить участь всем, оказывается в итоге забито в закуток нуждой, усталостью или традицией. Каждый из тех, кто поневоле стал Закуточником, надеется, что за стеной его закоулка и находится выход из Лабиринта – каждый из тех, кто ещё помнит про выход. Но я обхожу каждый закуток со всех сторон и не вижу выхода – снова обхожу и снова не вижу...

              Думаю, найти выход удастся только двумя путями.
              Первый – исследовать каждый закоулок бескрайнего Лабиринта в надежде найти его. Но пока это невозможно: во-первых, ты обитатель лабиринта, живущий по законам закутков – даже если и найдёшь выход, то посчитаешь его очередным закоулком – а, может, примешь его за стену. Во-вторых, не хватит воздуха самому побывать в каждом закутке – да и выслушать рассказы обитателей об их норах не успеешь. Поэтому, наверное, следует прибегнуть ко второму варианту.
              Стоит наблюдать за движением воды в лабиринте – ведь если есть выход, то и вода должна перемещаться – значит, нужно уподобиться ей. Но, чтобы суметь превратиться в воду, нужно понять, по каким законам она существует – а это непросто: поначалу отличить колыхание воды, вызванное деятельностью обитателей, от природного её движения. Потребуется немало вдохов, чтобы понять законы её перемещения. И всё равно придётся искать и ловить естественное течение: ведь одних местах Лабиринта движения воды еле заметны, а в иных и обычный обитатель прочувствует их…

              Меня удивляет и настораживает, что ещё никто не нашёл выход: столько обитателей побывало в Лабиринте, столько вдохов потрачено на поиск – ведь должен же был хоть кто-то обнаружить его! Но я понимаю, что нашедший может не захотеть им воспользоваться. Или что не станет рассказывать о находке: ведь он коснулся нового неба и иного дна, а значит, ему тошно дышать с тобой одним воздухом.
              К тому же каждый видит Лабиринт по-своему: искажает, искривляет тропы и пути, возводит несуществующие стены или бежит по дороге, а потом разбивает голову о стену. Мы видим не реальность, а отблески своего разума – мы слепы.
              И вот рядом в разных направлениях бредут утопшие. Спросишь у одних, есть ли где-то там выход, ответят: «Нет». Спросишь у других о том же месте, промямлят, что не уверены, но «он вполне может быть там». У иных спросишь про выход – засмеют. Ведь мало кто пробивается к выходу: в основном ищут закутки и оседают в них… Так, быть может, у каждого свой выход из Лабиринта? Нет, не верю: больно уж мы похожи – должен быть общий путь наружу. А "личный выход" – это закуток. И чтобы посвятить жизнь свою поиску общего выхода, я не делюсь воздухом ни с кем: они, не дорожа даром, погубят его – не ценится то, что достаётся без усилий…

              Дойти до стены, за которой притаился выход – уже достижение. Но нужно как-то понять, за какой из стен находится путь наружу. Да и в одиночку её не снесёшь: воздуха не хватит. Поэтому придётся найти обитателей, которые поверят, что выход именно за этой стеной... Но вот найду я выход и покину лабиринт – и что тогда? Над нами километры воды. Не доплыву до поверхности – не хватит воздуха; да и разорвёт меня как глубоководную рыбу, поднятую на поверхность... Может, выход выглядит по-другому? Хватит гадать. Нужно его найти. Возможно, получится избавиться от воды, тогда удастся дышать сколько угодно…

              Беда не в Лабиринте, а в нас: мы его построили, мы ищем выход из него, мы находим закоулки – и мы же не понимаем, что корень проблемы в нас. И уже накрепко замкнулся этот цикл – уже нелегко его разомкнуть… Если б только жить одним днём: «Ешь, люби, умри» – и не было бы бесплодных и болезненных поисков.
              Но я так не могу: я ищу выход...
              Но выхода нет, оттого кажется: мы останемся здесь навсегда…

              Прислонись спиной к холодной стене, медленно сползи по ней на пол. Уставшими, выцветшими глазами наблюдай за Лабиринтом – ощути дыхание воды, её движения – и поймёшь недоступное, и станешь неведомым. Прочувствуешь, что всё возможно и всё допустимо – и обнаружишь выход. Наблюдай и спрашивай – и всё поймёшь. Замри на мгновенье.
              Любой ответ – в тебе…


Рецензии