Пятая луна

Гляжу я на небо, а там пять лун. Ну ладно ещё четыре, это то обычное дело. Бобровая, осетровая, волчья и урожайная. Выстраиваются в ряд, как 4 фары у советского поезда метро. Такое бывает каждую неделю. Но сегодня, ей богу, лун было 5. Да и взошли они гораздо левее обычного, почти напротив нашего окна, выходящего на север. Дед даже торшер возле телевизора не стал включать, так было светло. Кстати, я у деда сначала и спросил насчёт пятой луны. Конечно, в порядке нашей эпохи можно было сразу запросить об этом гугол, но надо же уважать аналоговую старость.
- Дед, а сегодня в небе 5 лун.
- Да ты что! То то я смотрю, больно светло (Дед, конечно, в свои 90 видит не важно, да и в окно редко смотрит, больше в телевизор. Хотя кто бы говорил со своей смартфон-зависимостью).
- А ты видел когда-нибудь 5 лун одновременно?
- Да, бывало...
- Здесь, у нас?
- Неееее. Когда в Монголии служил. И в Прибалтике что-ли... А у нас, в Ленинграде, не видел.
- А почему такое явление происходит, не знаешь?
- Да, откуда мне знать... В природе много непознанного.
Ладно, подумал я, и запросил насчёт пятой луны всемогущий гугол. Вернее, сначала телегу. Но питерские каналы пока молчали, видимо ещё не осознали происходящего. Зато нашлась статейка, в которой говорилось, что пятая луна в нашей традиции называется "Луной каменной куницы" и бывает обычно в апреле и редко-редко в самом конце осени, ближе к зиме. Опаньки, сказал я про себя, а ведь сейчас как раз 29 ноября. А почему куница?
Потому что, говорят в народе, в такие дни, когда только начинают сгущаются сумерки и чинно восходят луны, из своего логова осторожно высовывается каменная куница и тянет своим  маленьким носом воздух. А почто она его тянет? Того никто не ведает. Это надо куницей родится, ничего не поделаешь.
Там же, в статье, был раздел, в котором говорилось про пятую луну в других культурах. Так, например, индейцы-яганы связывали эту луну с дикой огнеземельской собакой, которая, строго говоря, была скорее лисицей. Дескать, вышла как-то эта собака поохотится на берегах Магелланова пролива, как вдруг увидела необычайное явление. К берегу приближалось невообразимое чудище с носом, как у нарвала,и огромными белыми... гм, штуковинами, во много раз больше крыльев альбатроса. Судно (а это было именно парусное судно) скрипели и бранилось по английски (хотя собака никогда не слышала этого языка). Шерсть у нее встала дыбом и она застыла на месте, не сводя глаз с чудища. А чудище остановилось недалеко от берега и извергло из себя маленького детёныша, которое, взмывая лапками-веслами подгребло берегу. И тут собака увидела их - бледнолицых людей. один из них был самый жуткий. Молодой, с рыжими бакенбардами и уже наметившейся залысиной, он снял свой сюртук и деловито засучил рукава своей рубашки. То был знаменитый натуралист и естествоиспытатель Чарлз Дарвин, совершавший кругосветный  вояж на бриг-шлюпе "Бигль". Он уже готовился хватать своими цепкими  исследовательскими пальцами представителей новых видов. В наступающих сумерках его глаза горели не хуже фонарей на корме "Бигля".
Этого собака уже не выдержала. Она взвыла и опрометью бросилась прочь и больше никто не не видел - ни индеец, ни испанец, ни Чертов гринго. А в небе вскоре появилась пятая луна.

Я кончил читать и снова посмотрел на небо. Маленькая, по сравнению со своими товарками, розово-красная луна огнеземельской собаки торжественно поднималась над крышами и вороньим гнездами нашего двора.

07.12.2025


Рецензии