Он заслуживает этого
Из протоколов заседаний можно узнать много интересного
Жизнь и творчество Николая Рубцова исследователи изучают давно. И вроде новых штрихов к портрету поэта уже не найти. Но это не так. Главное, знать, где искать.
Наш корреспондент пообщался с историком литературы Леонидом Вересовым и узнал, что «скрывают» протоколы заседаний вологодской писательской организации.
- Леонид Николаевич, расскажите, пожалуйста, как и почему вы «взялись» за протоколы заседаний вологодской писательской организации?
- Началось все, пожалуй, с исследования темы «Николай Рубцов и вологодская писательская организация». Дело в том, что вопрос об участии поэта Николая Рубцова в работе Вологодской писательской организации в целостном хронологическом виде (из-за отсутствия фактического материала) не поднимался ни одним литературоведом или исследователем. Это тем более странно, что участие, например, матроса Рубцова в литобъединении Северного флота достаточно хорошо изучено, немало написано воспоминаний и об участии рабочего поэта Рубцова в лито Кировского завода и в лито «Нарвская застава» в начале 60-х гг. ХХ века в Ленинграде.
Протоколы заседаний Вологодского отделения Союза писателей РСФСР, а также рецензии маститых авторов на произведения коллег и начинающих авторов, переписка Вологодской писательской организации в части, касающейся творческой личности Н.М. Рубцова позволяют уточнить многие вехи его творческой биографии, деловые и дружеские отношения поэта с другими членами Союза писателей в Вологде. Биографы поэта Рубцова получают чёткие, конкретные сведения, характеристики, даты пребывания поэта в Вологде, которые показывают интенсивность его литературной деятельности.
- Как приняли вологодские писатели появление в рядах писательской организации Николая Рубцова?
- По-разному. В воспоминаниях одних сквозит восторг. А, например, В. Елесин в письме В. Белову пишет: «Недавно Коля Рубцов прислал мне свою книжку. Знаешь, она меня порадовала. До этой книжки я не принимал Колю всерьёз, а здесь, где сконцентрировано два десятка его не лучших стихов, понял, что это поэт большой. И какое же, чёрт возьми, выпало счастье, жить в одно время с вами, ребята, с надеждой и будущей гордостью русской литературы». То есть Василий Елесин всерьёз стал принимать Н. Рубцова как поэта только после выхода сборника «Лирика». До этого он, как редактор тотемской районной газеты довольно часто печатал стихи Рубцова, давая возможность поэту немного заработать. Не сразу принял Рубцова и С. Чухин, хотя впоследствии попал под его творческое влияние.
Замечу, что никто из вологодских поэтов не видел в Н. Рубцове середины 60-х зачатков великого или гениального поэта. Как-то чувствовалась его значительность – и, пожалуй, всё.
- В общем, много интересного могут рассказать эти протоколы.
- Да. Особого внимания, в частности, заслуживает протокол собрания писателей от 22 апреля 1967г., на котором присутствовали: В.Белов, В.Коротаев, Б.Чулков, О.Фокина, А.Сухарев, А.Романов, И.Полуянов, В.Гура, а также литактив. Именно на этом заседании было заслушано заявление Н.Рубцова о желании вступить в ряды Союза писателей РСФСР. Приведу реплики некоторых из выступавших на том собрании. В.Белов: «…Мне думается, что Н.Рубцов - один из самых интересных нынешних молодых поэтов. В этом убедила меня его книжка «Лирика». Я знаю, что у Рубцова сейчас выходит новый сборник в Москве. Я читал многое из новых его стихов. Это серьёзная работа. Я целиком, всей душой за то, чтобы Н.Рубцова как можно скорее принять в СП - он заслуживает этого.» В.Коротаев: « …Нисколько не сомневаюсь, что Н.Рубцов – настоящий поэт и он должен быть в Союзе.» О.Фокина: « Я скажу одно - Рубцов – действительно хороший поэт. Его стихи я могу узнать без подписи. Целиком за то, чтобы его принять в Союз.» А. Романов: «Н. Рубцов – действительно настоящий поэт, потому что у него свой только ему присущий поэтический мир, у него свой почерк: чистота и ясность строки, глубина чувства и мысли, казалось бы традиционный, но почти всегда неожиданный поворот темы в концовках. И ещё одно подкупающе свойство - его юмор, улыбка…Уверен, что он будет в нашем Союзе»...
За принятие поэта Николая Рубцова в Союз писателей все тогда проголосовали единогласно.
- А что «говорят» протоколы заседаний про то, как сам Рубцов отзывался о своих товарищах-писателях?
- Характеристики товарищей-писателей выдают бескомпромиссный характер Рубцова в творчестве. Даже своих друзей-поэтов он с высоты таланта порой не жалует, хотя в высказываниях на общих собраниях и заседаниях писателей старается быть объективным.
Кстати, сохранилось довольно много рецензий Николая Рубцова на рукописи, присланные в писательскую организацию. В них он стремится говорить на языке понятном неопытному стихотворцу, однако, и его собственные представления открываются достаточно определённо. Конечно, уровень начинающих авторов, стихи которых по просьбе Вологодской писательской организации рецензировал Н. Рубцов, не давал возможности вести разговор по большому счёту, но он и тут внимателен и серьёзен, доброжелателен и взыскателен. Он ищет доброе, обнадёживающее начало в рукописях людей, не обладающих литературным опытом. Он снова и снова повторяет в своих рецензиях мысль он необходимости настойчивой работы над словом, над образом, над собой.
Кстати, консультации давал он и в молодёжной газете, а с сентября 1969 года недолго даже работал в её штате, отвечая на письма начинающих стихотворцев.
- Какой из обнаруженных протоколов произвел на вас, как на исследователя творчества поэта, наибольшее впечатление?
- Думаю, что протокол от 30 ноября 1970 года с последнего заседания, на котором присутствовал Николай Рубцов. На этом совещании обсуждался перспективный плана СЗКИ (Северо - Западное книжное издательство) на 1971-1973 годы. Менее чем за два месяца до гибели поэт подаёт заявку на новый сборник стихов в пять листов.
О чём говорит эта заявка? О том, что поэт собирался плодотворно работать, жить напряжённой творческой жизнью. Напомню, что, например, книга «Душа хранит» - это два печатных листа. Сборник в пять листов – это, наверняка, должны были быть напечатаны новые стихи, на которые Рубцов надеялся...
Это очень интересный документ, можно сказать, подводящий итог творческой работе Н.М. Рубцова в последние годы его жизни. Итог этот впечатляющ. Какой творческий кризис, скорее, можно говорить об усталости от такого интенсивного творческого процесса. И ещё хочется сказать, что в этом итоге я вижу мощный потенциал, заряженность на будущие литературные успехи, которым, к несчастью, не удалось воплотиться в стихах, публикациях, встречах с читателями.
Татьяна Почтеннова
Досье
Леонид Вересов
Родился в 1956 г. в д. Зёрново, Вологодского района. В 1978 г. закончил исторический факультет Вологодского государственного педагогического института, специальность «Учитель истории, обществоведения и английского языка». Работал учителем истории в Череповце, горноспасателем, преподавал английский язык в детских учреждениях Кировска Мурманской области и в в Хибинском техническом колледже. С 2007 г. работал в охране и преподавал английский в детских центрах Череповца. С 2010 г. возглавляет Череповецкий филиал РОО «Вологодский союз писателей-краеведов», член Союза писателей России.
Свидетельство о публикации №225120601821