Байконурские странички. Гадкий утенок
В конце восьмидесятых годов на правом фланге полигона, а именно на сорок третьей площадке шли масштабные работы по строительству старта – дублера ракеты «Зенит», производства КБ «Южное» из Днепропетровска. Оперативки заканчивались поздно, уже после отхода в город последнего поезда, «мотовоза», как такие поезда, звали на полигоне, поэтому «безмашинным» участникам совещания приходилось добираться домой на попутках. Так мой УАЗик всегда был загружен до предела, вплоть до откидных сидений в багажнике. Но иногда мой «козлик» после завершения оперативки при выезде с площадки поворачивал не налево, в сторону дома, а направо, и экипаж состоял только из двух человек – меня и водителя. А причина такого поворота заключалась в следующем: в двадцати километрах в степи находилась постоянно изливающаяся скважина, которая за десятилетия выдала из недр полупустыни столько воды, что образовалось озеро в виде гантели длинной более километра. Вода в озере была слабосероводородной, но сайгаки приходили пить, по крайней мере, следов у воды было много.
Берега густо заросли кустами тамариска и тростником, что давало надежное укрытие многочисленному птичьему царству, в том числе и утиному поголовью. Вот с целью пострелять уток мы с Володей Белинским, он в тот осенний день был за рулем УАЗика, благо сезон охоты давно открылся, уже в сумерках добрались до скважины.
Поставили машину между двух кустов тамариска, или жингила по-казахски, и бегом к воде. Я не продвинулся и на 50 метров, как слева раздался дуплет Володи. Поворачиваюсь и вижу, как большая коричневая птица низко над водой, медленно махая крыльями, удаляется в дальний конец озера. Коричневый цвет птицы показался мне странным, но я решил, что это от вечернего освещения солнцем, которое уже коснулось вершины ближайшего холма. Я совершенно не помню, добыл ли я что-нибудь в тот вечер, но четко слышал вдали Володины выстрелы. Постоять подольше не удалось, так как только солнце нырнуло за горизонт, наступила почти полная темнота. На юге так бывает, словно некий рубильник повернули.
Я стоял неподалеку от машины и решил поехать навстречу Владимиру, дабы время бесполезно не тратить, ведь до дому порядка сотни километров. Почти бесшумно катится по песку «козлик», свет фар выхватывает из темноты то воду, то заросли кустов. Наконец в лучах света вырисовывается фигура Володи. Он что-то тащит тяжелое, держит птицу за шею, а тушка волочится по земле. Ну, кого же ты добыл, спрашиваю я? В ответ, как кого, гуся! А какого цвета лапы у гуся, продолжаю я допрос. Красные да желтые, отвечает. А у этого? Володя опускает глаза на лапы добычи и, с удивлением, черные! Так что это за птица? Володя протяжно – лебедь! Ладно, говорю, не переживай. Сейчас уже поздняя осень, все лебеди давно улетели, а этот даже не вылинял, остался коричневым, гадким утенком, и видимо сил на дальний перелет у него не хватило. Не твой бы выстрел он все равно не выжил бы. Скоро морозы, озеро замерзнет, и лисы или шакалы устроили бы царский пир. А так хотя бы какую-нибудь пользу людям принесет, все-таки килограмм семь отличного мяса. Будешь разделывать и выяснишь причину, почему он не вырос до нужной кондиции. Кстати, жена приготовит, пригласи, не забудь, никогда еще жаренного лебедя не пробовал. Володя не забыл, и в один из редких выходных пригласил на дегустацию. Все мы помним фильмы – сказки, где во время пиров на царских столах возвышались фигуры белых лебедей, поэтому, усаживаясь за стол, я предвкушал нечто царское, необыкновенное. Но действительность оказалась гораздо прозаичнее, мясо жесткое, сухое, крупноволокнистое, гастрономически ничего превосходного не наблюдается. А вот геометрические размеры впечатляют. Мы привыкли, что шея дикой утки толщиной с мизинец, а здесь шея такая, что один позвонок в кулак не помещается. Но в отношении вкуса, может согласно рекламе «Просто вы не умеете их готовить».
А теперь немного о лебеде, а то я чувствую, что у некоторых слезы на глазах наворачиваются, вот гады, такую красивую птицу сожрали. При разделке обнаружилось, что на груди у этого лебедя была незажившая рана, которая и не дала ему нормально развиваться, и как я уже ранее указывал, все равно привела бы к летальному исходу. И еще. В Астраханской области лебедь – шипун носит кличку «белый волк», так как вокруг загнездившейся пары лебедей предельно агрессивный самец создает настоящий птичий вакуум. В радиусе метров сто лебедь не даст ни одной птичке свить гнездо, всех разгонит. Не дай бог, какая-нибудь любопытная собачка, или решивший полакомиться лебедиными яйцами шакал приблизится к гнезду, самец одним ударом мощного крыла легко лишит жизни незадачливого хищника. Иной раз площадь водоема оказывается сплошь, занята лебедями, и остальному птичьему поголовью и птенцов вывести становится негде. Поэтому в области разрешена охота на лебедей для регулирования численности.
И еще. Людская молва часто наделяет животных людскими чертами. Так, в народных сказках медведь недалекий (вершки и корешки) и ленивый увалень, которым легко командовать (не садись на пенек, не ешь пирожок). А на самом деле медведь мощный, умный хищник, развивающий при атаке скорость до 60 км/час, одним ударом лапы убивающий корову, а затем утаскивающий четыреста килограммовую тушу в лес за полтора километра. А «трусишка зайка серенький» - такого смелого и умного зверя еще поискать. Так и лебедь. «И сложив бесстрашно крылья, на землю упал». Так, что поедая стек с мраморной телятиной австралийских бычков, не рисуйте себе образ ласкового теленка, а нанизывая куски баранины на шампуры, не вспоминайте милого барашка. Просто ешьте и наслаждайтесь. Приятного аппетита!
Александр Косульников. г. Москва 04. 12. 2025 г.
Свидетельство о публикации №225120601854