В Сибирь. Томск
После кофе захотелось спать. Времени – 3 часа ночи, самое время отрубиться, это я умею. Резко. Хоть лёжа, хоть стоя, хоть вверх ногами.
Но объявили посадку, пришлось выйти из оцепенения.
Моё место в самом хвосте Боинга, у туалета. Григорий, когда билет он лайн регистрировал, позвонил.
- Вася, есть свободное только у туалета, там всё платно! Только бизнес-классу бесплатно.
- Кааааак? - удивился я. – В самолётах туалеты стали платными? А как они бизнес-класс от эконома отличают? Ключи какие-то электронные выдают?
- Вася, включи остатки мозга. Не туалеты платные, а за регистрацию с правом выбора мест надо платить! Бесплатные только около WC остались. Регимся?
- Ну да… А чо ещё делать? Если хвост отвалится, есть шанс выжить.
( Естественно, Гриня в дальнейшем не упустил возможности постебаться надо мной.
- Как там платный туалет в самолёте устроен?
- Никто не ходил, все спали. К чему карту приложить не нашёл, отверстия для засовывания купюр не было, бабок для приёма бабок тоже не наблюдалось. Пришлось зайцем проскочить.
- А пассажиров как на богатых и бедных делили?
- Простой шторкой отгородили, блин. Отстань, гад, я и так натерпелся! )
Полёт прошёл нормально, на 20 минут меньше затратили, обычно 4 часа уходит.
Прибыли… Томск, родной Томск! Пятьдесят лет не был.
Разразился ливень, летний такой, теплый, хоть и конец сентября. Похоже, с собой из Питера прихватил.
Нас утрамбовали в длинный автобус и довезли до входа в аэропорт, метров 20. Да я бы и пешком прогулялся, но ПРАВИЛА!
Два здания аэровокзалов. Старое и новое. Нас привезли в новое, Камов называется.
Николай Камов придумал вертолёт. Он родился в Иркутске, но учился в Томском технологическом институте. Гордость для томичей.
На площади у аэропорта стоит памятником камовский вертолёт.
Теперь надо добираться до города. Таксисты ломили такие цены, что наши, питерские, могли бы нервно курить в сторонке. Две тыщи за 15 км – это круто!
А фиг вам! Рейсовым автобусом доеду. Номер 119. Обалдеть. За пятьдесят лет даже номер не изменился!
К остановке подрулил Пазик. Какой-то с виду не очень надёжный, замученный, бывалый, – одним словом. Всю дорогу дёргался, рычал, глох не только на остановках, которых в пути было немеряно, но и почти у каждого фонарного столба.
А народу набилось – тьма, прям как у нас в Питере в час пик в метро. Без окон, без дверей пОлна жо.. ой, т.е. бочка огурцов.
- Господи, только бы до города дотянул, не развалился в тайге! – молился я.
А тайга за окном была – зашибись! Берёзки, стройные берёзки с золотыми листьями.
До Южного кольца Пазик всё же кое-как домчал и помер. Дальше – сами.
В детстве на это Южное кольцо два раза в неделю ездил. В школе не было спортзала, и нас на зиму в лыжную секцию сплавляли. Это была почти окраина, дальше – лес, лыжня и волки.
Даже имя тренера запомнил. Надежда Африкановна.
Привет, Надежда Африкановна, как вы?
Стою. Озираюсь. Ничего не узнаю. Абсолютно! Где мой маленький, уютный малоэтажный городок? Сплошные высотки и реклама, реклама со всех щелей, углов и подворотен…
К остановке подкатил троллейбус номер 3, мне показалось, что это брат Пазика, который не осилил путь. Такой же потрёпанный и даже немного совсем не покрашенный, поэтому с рыжеватым отливом на фоне былой синевы. Это ж мой родной детский маршрут!
Вошёл, но где выходить не знаю, всё забыл напрочь. Вообще ничего знакомого не нахожу среди новостроя.
Доброжелательная кондукторша приняла оплату железяками в размере 25 рублей. Ну ничоси! У нас почти в 4 раза дороже! Живут же сибиряки!
На нужной остановке предупредила.
Спасибо!!!
Вышел у самого родного дома. Дальше можно и пешком прогуляться, до очередного транспорта – автобуса в запасе уйма времени.
Всё застроено, всё раскопано. Грязь, глина, мусор…
Сколько себя помню, в нашем районе постоянно копали, вываливая на поверхность груды костей. Человеческих и ещё каких-то.
Студенты-медики, их учебный корпус был где-то рядом, из подобранных костей около дороги на бетонной плите скелет лежачий собрали…
Бабки проходили мимо и крестились:
- Это такой ужас внутри нас?
Где наш уютный цветничок, где лавочки и стол, за которым взрослые и дети собирались вечерами поиграть в лото?
Ничего. Ни дяди Володиной голубятни, ни квартир друзей – первый этаж дома полностью отдан под магазинчики. И друзей детства не найти…
И в душе тоже ничего. Пусто.
Город как будто сжался, усох. Странно. В детстве казался огромным.
Трамвайные рельсы… Мы на них гвозди клали, здОровские ножички получались, если заточить!
А вот и сам трамвай.
Боже мой! Раньше трамваи были белые, чистенькие, их в Чехословакии делали.
То, что с грохотом катилось по рельсам, явно являлось братом номер три Пазика и троллейбуса. Такое же раздолбанное и ржавое.
Да что за чертовщина такая? Неужели в городе всё так плохо?
Под ногами шуршали свежие листья, гнилые прятались под ними. Здесь надо осторожнее, можно навернуться. И листья, вроде, никому не мешают, лежат себе, да лежат.
Новострой, сплошной новострой. Какой-то странный, как будто в комнату с антикварной резной мебелью напихали современных табуреток из ДСП.
Может, мне не повезло? Может, устал с дороги, а ещё ехать и ехать… Не знаю.
Почти в то же время в Томске гастролировал Станислав Садальский. Город ему понравился. Вот что он написал на своей стене в ВК*, проиллюстрировав фотографиями.
«Прекрасный убитый город Томск.
Хозяин есть, но ничего не меняется. Меняются только хозяева. Как у Некрасова в «Забытой деревне» -
Старого отпели,
новый слезы вытер,
Сел в свою карету —
и уехал в Питер.
Правда, здесь мэров не хоронят, а сажают. Предыдущих трех посадили, думаю, посадят и этого…
#Томск #Россия #мэрананары»
Полностью с ним согласен.
Прогулялся… Мне хватило. Больше бы просто морально не выдержал.
Совершенно случайно встретил одноклассницу… Поговорили. Многих нет, увы. Помню всех. А школ по жизни было 4.
Папа по нефтеразведочным экспедициям работал.
Так что богатый я в этом плане…
Автостанция и железнодорожный вокзал ТомскI подняли настроение от плинтуса почти до потолка.
Ура, всё не так уж и плохо, и даже местами красиво.
Надеюсь, дальше станет совсем хорошо…
( следует…)))
………
• Садальский о Томске. https://vk.com/wall-3822549_216607
Свидетельство о публикации №225120600268