Сгоревшая звезда

Его называли промелькнувшим метеором, поскольку прожил всего около 30 лет и оставил яркий след на небосклоне Российской империи и родного Казахстана. Однако по масштабу сделанного за эти 30, а точнее  за 12 лет взрослой жизни, которые описаны в 5 неполных томах его трудов, его по праву можно назвать не метеором, а яркой звездой, осветившей обширную территорию Средней Азии. Для России и всего мира он открыватель таинственного ,закрытого для европейцев
Алтышара(Кашгара),малоизученных районов Центральной Азии, первый исследователь древней культуры Казахстана и Кыргызстана. Для Казахстана он первый в его истории настоящий учёный, сумевший увязать устное народное творчество, степную историю и культуру с наукой и подвести научную базу.

Трудно найти такого учёного, который бы за 12 лет своей жизни среди крупных военных, дипломатов, учёных прослыл заслуженным историком, этнографом, географом, фольклористом, путешественником, просветителем и востоковедом сразу. Многим не хватает и целой жизни, чтобы заслужить хотя бы одно из этих званий. Тем интересней его феномен. В его биографии и немало тайн одна из которых причина короткой хоть и насыщенной жизни.
     Речь идёт  о Чокане Чингизовиче Валиханове,  молодом казахском учёном, который родился в 1835 году в семье потомственных аристократов-чингизидов. Это произошло в крепости Кушмурун в Аманкорагаийском округе Костонайской области.  Его дед-Вали хан был сыном знаменитого хана Абылая, отец- старшим султаном Аманкорагайского округа.

Семья, судя по всему, была прогрессивная. Она признавала российскую ориентацию и политику России, служила ей, не забывая о своих национальных корнях. По свидетельству исследователей в их доме бывали   не только российские чиновники и офицеры, но и известные поэты, певцы и композиторы. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась  любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию.
 Большую роль сыграла  бабушка Айганым, которая занималась воспитанием маленького внука. Она же и дала ему прозвище Чокан, которое прижилось, хотя по рождению он был Мухаммед -Канапия.

Уже в детстве у Чокана проявляются незаурядные способности и любознательность. Он отличался  прекрасной памятью и сообразительностью.
Но не это стало главным в становлении Чокана как учёного. Людей, которые знали и любили родную культуру, были её выразителями в степи было много. Однако полноценных учёных до Чокана так и не появилось. Тут надо вспомнить, что труд учёного заключается не в том чтобы любить, восторгаться, исполнять и даже сочинять, а в том, чтобы правильно сформулировать  реальную проблему. Ещё  нужно собирать и систематизировать необходимые факты и материал, объективно анализировать, обобщать и публиковать. Учёному не обойтись без хорошего образования, широкого кругозора, живого интереса, великого терпения и трудолюбия.  Трудолюбия, любознательности и способностей  у Чокана хватало, а вот вторую составную часть в виде широкого кругозора, обширных знаний и навыков исследовательской работы ему дала учёба в  передовом учебном заведении и встреча с хорошими преподавателями.
К чести родителей они понимали важность хорошего светского образования. Поэтому осенью 1847 года  русские друзья Чингиса Валиханова помогли ему устроить 12 летнего сына в Сибирский кадетский корпус в Омске, созданный в 1845 году и ставший одним из лучших учебных заведений того времени. Из этого учебного заведения вышли многие выдающиеся общественные и военные деятели, учёные и публицисты.

Учебная программа включала, помимо военных дисциплин, всеобщую географию, всеобщую историю, русскую и западноевропейскую литературу, основы философии, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, строительное искусство с архитектурой, общие понятия о естественной истории. В учебном заведении преподавались также черчение, рисование, каллиграфия, французский и немецкий языки. Кроме того, в корпусе был особый класс восточных языков. Здесь преподавали тюркский, монгольский, арабский и персидский языки. Особенное внимание уделялось географии Казахстана.
. Большое место отводилось изучению стран Азии (Средняя Азия, Китай, Индия, Афганистан и Персия).

Чокан пришёл в кадетский корпус, плохо зная русский язык, но благодаря незаурядным способностям и трудолюбию быстро преодолел эту трудность. «Развивался Чокан быстро, — вспоминает его друг, ставший известным учёным, Г. Н. Потанин, — опережая своих русских товарищей…». Необыкновенная память юного Чокана, его интерес к литературе и наукам, соединённые с трудолюбием и превосходными человеческими качествами, вызывали восхищение у преподавателей корпуса. Он обратил на себя внимание, проявив незаурядные способности в изучении истории, географии и восточной филологии. Наставниками Чокана были Н. Ф. Костылецкий  — литератор и ориенталист, окончивший восточный факультет Казанского университета и преподававший в корпусе русскую литературу, ссыльный П. В. Гонсевский, читавший курс истории цивилизации и В. П. Лободовский. Н. Ф. Костылецкий увлекался казахским устным народным творчеством. Вместе с Чоканом они перевели на русский язык один из древних вариантов поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Интерес к изучению родного края и стран Востока у Чокана возник ещё в стенах кадетского корпуса. «Чокану было только 14-15 лет, — пишет Г. Н. Потанин, — когда преподаватели корпуса на него смотрели, как на будущего исследователя и может быть учёного». Он уже тогда мечтал о больших научных исследованиях на просторах «неизведанной Азии», зачитывался историко-географической литературой.

 В 1853 году в возрасте 17 лет Чокан окончил кадетский корпус и был выпущен в чине корнета. Перед ним, как перед новоиспечённым офицером, открывались два пути: Первый- это служба  в отдалённых гарнизонах, муштра солдат, участие в военных походах, ожидание наград и продвижения по службе. А в свободное от службы время -традиционные для офицеров развлечения: Это охота, застолья с обильными возлияниями, карты, ухаживания за местными красавицами… Другой путь открывался только  людям с устойчивым стремлением сделать что-то полезное и важное. Таким оказался и Чокан Валиханов.
Молодой и образованный офицер  прекрасно знающий жизнь и быт местного населения, сразу обратил на себя внимание и уже через год  он был назначен адъютантом и офицером по особым поручениям  самого генерал-губернатора Г. X. Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточными районами Казахстана..
 Работая адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории и географии стран Центральной Азии.

Ещё важную роль в будущей судьбе Валиханова сыграло  и знакомство с представителями демократической общественности и бывшими декабристами в Омске и дружба с  известным писателем, пострадавшим за революционные взгляды, Ф.М. Достоевским, освобождённым  в 1954 году из каторжной тюрьмы.  Начиная с первой встречи, Достоевский  воспринял молодого казаха как духовно очень близкого человека. Первые впечатления постепенно переросли в большую дружбу. Ф. М. Достоевский неоднократно выражал свою любовь к Чокану и позднее следил за научными успехами Валиханова, живо интересовался его дальнейшей судьбой.
От новых друзей он почерпнул демократические взгляды на жизнь общества, что впоследствии подпортит ему карьеру

В 1855 году Чокан принимает участие в экспедиции генерала Гасфорта. Маршрут экспедиции пролегал от Омска до Семипалатинска, оттуда через Аягуз и Капал к подножиям Заилийского Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного. Во время этого путешествия Валиханов не отдыхал и развлекался, а записывал исторические предания и легенды, осматривал архитектурные и природные памятники. Гасфорт после поездки не мог не воздать должного эрудиции и способностям  Валиханова. По возвращении из поездки он представил Чокана к награде, дав ему самую лестную характеристику:
В начале 1856 года Чокану Валиханову присуждается чин поручика. 
В 1856 году  он принимает участие в крупной военно-научной экспедиции под руководством полковника М. М. Хоментовского на озеро Иссык-Куль.
Во время этой поездки Чокан изучал флору и фауну Семиречья и Иссык-Куля, собрал орнитологическую и энтомологическую коллекции, составил гербарий, принял участие в топографических съёмках Иссык-Куля. Неизгладимое впечатление на Ч. Валиханова произвели памятники древней культуры в Семиречье и на Тянь-Шане.
Молодой исследователь впервые обратил внимание на знаменитый памятник эпического творчества киргизского народа «Манас». Чокан Валиханов оценил эпос «Манас» как великое творение народной мудрости, энциклопедический сборник народных сказок, мифов и легенд, географических, религиозных понятий, обычаев и традиций, как степную «Илиаду».

    В то время, когда Чокан проводил изыскания среди киргизов Тянь-Шаня и бассейна Иссык-Куля, в Петербурге решался вопрос об отправке в Кульджу «особого лица» для переговоров с китайскими властями относительно налаживания торговых отношений с Китаем, прерванных после того, как была сожжена русская фактория в городе Чугучаке. Выбор пал на молодого и способного Чокана Валиханова.
В начале августа 1856 года  его направляют в Кульджу, где предстояло выполнить сложную дипломатическую миссию, связанную с решением спорных пограничных вопросов и установлением нормальных торговых отношений с Китаем. Это важное поручение было им выполнено превосходно. После ряда совещаний с китайскими сановниками в Кульдже удалось наладить торговые отношения и восстановить дружеские связи между обоими государствами.
Результаты первых путешествий Валиханова 1856 года отражены в его путевых записках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Очерки Заилийского края», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа», «Записки о киргизах». Эти работы написаны им в двадцатилетнем возрасте и в них он проявил себя как  наблюдательный и эрудированный учёный с писательским талантом, прекрасно знающий географию. Зимой того же года сделал очерки об истории киргизского народа, о его географическом положении, делении на роды, обычаях и культуре.
. По возвращении из Кульджи в дни остановки в Семипалатинске он встретился с Ф.М.Достоевским, а также познакомился ещё с одним человеком, который сделал существенный вклад в его биографию. Это был 29-летний член Русского географического общества, несмотря на молодость уже прославленный исследователь Центральной Азии Пётр Петрович Семёнов, позже ставший знаменитым Семёновым-Тяньшанским.

Семёнову понравились дневниковые записи Чокана, наблюдательность автора, тонкий юмор, присутствующий в описаниях, меткие оценки и выводы. В следующим 1857 году по рекомендации П. П. Семёнова, Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества.
    К лету 1857 года обострилась проблема с Кашгарией. В это время в мире шёл быстрый процесс раздела мира между сильнейшими странами. США расширяла свою территорию за счет Америки, выдвинув доктрину «Америка-для американцев». Европейские страны колонизировали Африку и Азию. Британская империя, которая к тому времени окончательно захватила Индию, стала интересоваться  Средней Азией и Кашгарией, которая могла служить в качестве плацдарма влияния на Китай. Это тревожило Россию, которая в противовес Британии  усилила политику присоединения  Средней Азии. Так древняя Кашгария, которую Цинский Китай захватил в 1760 году после разгрома Джунгарского ханства, постепенно становилась «яблоком раздора» между Россией, Великобританией и Китаем. Кошгар являлся  «белым пятном» для европейской науки уже несколько веков. Попытки проникновения европейцев всегда заканчивались для них печально.
Россия  же хотела создать в Кашгарии отдельное ханство, которое будет под её покровительством.

В связи с этим, Военное министерство стало готовить на осень 1858 года торговый караван с опытным и надёжным человеком для направления в Кашгарию с целью изучения обстановки в этом регионе. Ситуация осложнялась тем, что в течение ряда лет здесь не было устойчивой власти, в стране царил беспорядок. Обременённые непомерными налогами, повинностями и многочисленными поборами народы Восточного Туркестана часто восставали против гнёта и произвола цинских властей. К тому же местные власти ненавидели европейцев и решительно расправлялись с каждым, кто проникал на её территорию. По этой причине  исполнителем поручения  мог быть только  человек неевропейской национальности.  По рекомендации Г. Х. Гасфорта и П. П. Семёнова,  выбор пал на поручика Ч. Валиханова, который дал своё согласие на опасное путешествие.
В конце июня 1858 года Валиханов отправился в путь. Он, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю головой ,двигался с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтабаева под именем молодого купца Алимбая.  Пройти через хребты Тянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла часть скота. Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в Кашгар караван по приказу цинских властей был подвергнут тщательному обыску. Но цель была достигнута. Караван достиг Кошгара.
Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о прошлом и настоящем Алтышара, так называли местные жители Кашгарию.Здесь были города Кашгар, Аксу, Учтурфан, Янысар, Яркенд и Хотан, окаймлённые горами: на севере Тянь-Шанем и на юге Куэнь-Лунем. Здесь имели свои торговые фактории андижанцы, бухарцы, таджики, персы, афганцы, индусы и армяне.
 С первых же дней Чокан заметил, что кокандцы здесь пользуются особыми привилегиями. Наладив с ними связи, Чокан получил ценный  источник полезной информации  как политического, так и исторического  свойства. Кокандцы в Кашгаре принимали «купца Алимбая» очень гостеприимно, оказывали ему почести, устраивали для него различные увеселения и по местному обычаю временно женили на девушке-чаукен (так называли временных жён, или жён по временному браку).
 Чокан сумел всесторонне изучить Кашгар, ознакомиться с его политическим и экономическим устройством, собрать материалы по истории и этнографии народов, населявших эту страну с давних времён. Исторические сведения он черпал также из письменных источников, местных официальных документов и книг, дополненных рассказами чиновников и купцов. Чокан установил подробности гибели в Кашгаре немецкого исследователя Адольфа Шлагинтвейта, которому по приказанию  местного ходжи отрубили голову.

В конце февраля 1859 года  пора было подумать о возвращении, тем более, что в связи с опасностью нового восстания  против китайцев в городе стало неспокойно.. Дальнейшее пребывание здесь становилось опасным. Тем более, что власти начали искать русского агента. Необходимо было скорее покинуть город. Поэтому Валиханов вскоре распрощался с вновь приобретёнными друзьями и 11 марта отправился в обратный путь.
12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в укрепление Верное с «богатым запасом интересных сведений о Кашгаре».
Известие о возвращении Чокана Валиханова из Кашгарии быстро долетело до Петербурга. Там ждали его с отчётом.  Однако  Кашгарская поездка  серьёзно отразилась на здоровье Валиханова. Ещё со времён учёбы в кадетском корпусе он страдал заболеванием лёгких. Уже тогда его ежегодно отсылали в степь к отцу на лечение и он вышел из  кадетского корпуса с задатками чахотки. Теперь же тяжёлые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого учёного. В течение нескольких месяцев он недомогал и  даже задержал составление отчёта экспедиции, которого с нетерпением ждали в Петербурге.

До глубокой осени 1859 года Чокан находился в Омске, где напряжённо работал над отчётом. Когда отчёт был доставлен в Петербург, Департамент Генерального штаба сообщил о нём царю, отметив, что «это в высшей мере любопытный и полезный труд…».      В начале 1860 года исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен, как отважный путешественник и знаток жизни народов Центральной Азии. По  личному распоряжению императора Александра II  Валиханов был удостоен аудиенции и был награждён императорским орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени для мусульман. Ему присвоили очередное звание штабс-ротмистра.
Кроме важных сведений, Чокан привёз из Кашгара ряд уникальных восточных рукописей; а также коллекции нумизматики и горных пород, образцы нефрита, гербарий и многое другое.
Но главным результатом поездки Валиханова в Кашгар стал его труд «О состоянии Алтышара или Шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лy (Малой Бухарии)». Это был первый научный труд, посвящённый истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана. По охвату полученных материалов, а также широте и глубине их анализа работа Валиханова явилась крупным вкладом в науку. Труд был высоко оценён востоковедами России и за её пределами.
Валиханов остался в столице для продолжения службы: сначала в Генеральном штабе, где составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана, а с конца мая 1860 года, по ходатайству министра иностранных дел  был определён ещё и в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Современники Валиханова — учёные и военные специалисты высоко оценили труд Валиханова о Кашгаре, считая его «в высшей степени полезным для правительства и для науки», восполняющим «пробелы европейских учёных — географов и востоковедов, сведениями которых мы доселе руководствовались». Научный труд Валиханова имел и большое практическое значение, стало  важным справочным пособием для многих русских государственных и военных деятелей.. Отчёт Валиханова был использован в дальнейшем при устройстве торговых факторий в Кашгаре, а также при установлении торговых и культурных связей России с Западным Китаем
Пребывание в Петербурге (он пробыл там 15 месяцев) духовно обогатило Валиханова. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учёном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и Географическом обществе. Кроме того сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе — всё это составляло содержание его жизни в Петербурге.
Общение Чокана с русскими писателями и учёными пробуждало у них интерес к Средней Азии и Казахстану
Остроумие, блестящий полемический дар  Валиханова приводили в восторг его петербургских друзей. Пребывание  в Петербурге, его общение с русской демократической интеллигенцией имело огромное влияние на развитие общественно-политических взглядов самого Валиханова. Посещая литературные кружки, бывая в редакции журнала «Современник» и читая статьи, опубликованные в нём, Чокан в значительной степени обогатил себя прогрессивными политическими и философскими идеями.
Валиханов много работает в библиотеках и архивах Петербурга, изучая и делая выписки из редких источников и восточных манускриптов.
Однако влажный петербургский климат пагубно отразился на уже подорванном здоровье Чокана. У него начались приступы чахотки (туберкулёза). В письме к Ф. М. Достоевскому он писал: «С моим здоровьем в Петербурге жить постоянно нельзя…» Единственным средством против чахотки в то время были тёплый сухой климат и хорошее питание.

 Весной 1861 года по совету врачей Чокан Валиханов уезжает из Петербурга в аул своего отца Чингиса Валиханова,  в это время старшего султана Кокшетауского округа, с надеждой поправить своё здоровье. К этому времени аул Валихановых перекочевал на джайляу, где были прекрасные условия для отдыха и улучшения подорванного здоровья Чокана — чистый воздух, кумыс, баранина, которые Чокан считал лучшими средствами от чахотки.
 На родине его встретили как национального героя. По воспоминаниям местных жителей около юрты Чокана всегда было многолюдно и шумно. Сюда стекались народные поэты и сказители, музыканты и певцы, степные острословы и комики.
Возвращение Чокана Валиханова в аул было радостным событием для его родных.
Как убеждённый демократ,Валиханов болел за судьбу своего народа, выступал защитником его интересов от посягательства чиновников. С целью непосредственного участия в судьбе своего народа Чокан Валиханов выставил свою кандидатуру на должность выборного старшего султана. «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, — писал Чокан Ф. М. Достоевскому, — защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать своим землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель…Чиновники начинают подстрекать самолюбие богатых и честолюбивых ордынцев, пугать их, что, если Валиханов будет султаном, то всем будет худо, он, мол, держится понятий о равенстве… пустили в ход и то, что я не верю в бога…»
Намерение Чокана получить ответственную должность в казахском обществе встретило негативную реакцию со стороны омского начальства. Несмотря на то, что на выборах 1862 года на пост старшего султана Атбасарского округа, он получил большое количество голосов, чем его соперник, губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель отклонил его кандидатуру, Он боялся, что такой образованный старший султан стал бы явлением большой пропагандистской силы, оказывающим влияние на казахов…
Разногласия с родственниками и поражение на Атбасарских выборах, явившееся результатом коварства чиновников царской администрации привели к тому, что Чокан уезжает в Кокшетау, затем в Омск. Принимает участие в работе юридической комиссии областного правления и занимается вопросами казахской судебной реформы, потому что никто, кроме него, не знал в совершенстве судебную систему казахов, их обычаи и традиции.

Анализируя особенности древней судебной системы, Чокан приходит к однозначному решению, что учитывая традиции и обычаи народа, следует оставить у степняков прежний суд биев. Его «Записки о судебной реформе», написанные в связи с этой проблемой, доказывают, что учёный обладал демократическими взглядами на жизнь и общество. Однако далеко не все в царской администрации разделяли его взгляды…
Дела военной службы и  научные интересы заставили его вновь приехать  в Петербург, однако  здоровье оставляло желать лучшего… В воспоминаниях Потанина читаем: «Петербургский климат, петербургские квартиры… сильно подвинули вперёд расстройство организма…. В Петербурге он пробыл едва ли более года; он почувствовал такое ухудчение здоровья, что доктора стали гнать его на родину».
Все помыслы Чокана были о том, чтобы, если у него поправится здоровье,  вновь поехать в Петербург и там продолжить свои научные работы. Но он из-за обострения болезни остаётся в Омске. Это положение загоняет его в тоску.  4 марта 1864 года  своему другу К. К. Гутковскому он пишет: «Сначала думал ехать в Петербург, потом обстоятельства изменились, и поездку оставил до мая. Теперь живу в Омске и думаю, впрочем, скоро отправиться в степь к себе домой… Здоровье моё зимой было не совсем хорошо, теперь опять поправился. Вёл себя, признаться, не совсем хорошо: играл в карты, таскался по клубам и шампанское стал пить…
В это время ему предложили участвовать в походе  в Среднюю Азию.  . В задачу Ташкентского отряда полковника М. Г. Черняева входило присоединение Южного Казахстана  к России. Одной из целей отряда было по возможности мирным путём завоевать местное население. Когда Черняев  предложил Валиханову принять участие в походе, тот, находившийся в состоянии депрессии, уставший  от болезни,  сплетен и слухов, от подножек местного начальства, согласился.  Ему показалось благородным делом помочь казахам южных областей, терпящим кокандское насилие, освободиться при помощи русского войска в ходе этой экспедиции, когда не будут допущены убийства, а дела станут только решаться мирным путём.
И он в начале похода проявил себя грамотным посредником. Проходя через Токмак, Бишкек, Мерке, отряд с его участием осуществлял мирные переговоры с местным населением, что повлекло присоединение местных казахов к России.
 Однако действия войск Черняева при взятии в 1864 году  Аулие-аты, когда  пришлось штурмовать крепость, ходе которого пострадало мирное население, по мнению части исследователей, возмутили Валиханова.  Чокан решил, что больше не будет участвовать в подобных походах,  оттого, что он не смог защитить безвинных людей. И он просил разрешения полковника отправить его назад. 
Однако есть и другая точка зрения. О ней я писал в статье «Невезучий генерал»( Проза.ру) Валиханов, как офицер, хоть и не принимавший ранее участия в боевых походах, не мог не знать, что когда крепости не сдаются без боя, их штурмуют с неизбежными жертвами. Черняев, как при взятии Аулие-Аты(Тараза), Чимкента, и Ташкента  вынужденно действовал не как дипломат, а как военный и не против казахов, а против кокандцев, которые подчинили юг Казахстана и жёстко эксплуатировали местное население. Поэтому причины выхода Валиханова из похода скорее в другом… Он физически и морально недомогал… Очевидно были и другие причины.

Чокан, разочарованный в походе на Аулие-Ату, добрался до Верного 24 июня, а во второй половине июля он выезжает из Верного в Семипалатинск(Семей) и Омск.
Однако болезнь догнала его в пути. Он вынужден был сделать остановку в ауле старшего султана полковника Тезека Нуралина, который находился недалеко от теперешнего Жаркента. Он думал отдохнуть несколько дней здесь у четвероюродного родственника (они оба правнуки Абылай-хана), поправиться и потом ехать дальше. Но этого не получилось. Он по болезни вынужден был остаться в ауле Тезека до наступления осени.
В конце сентября начальник Алатавского округа генерал-майор Колпаковский лично заехал в аул старшего султана для встречи с Чоканом. Увидев, что штабс-ротмистр не в состоянии выехать в путь, Колпаковский предлагает ему работу, которая будет соответствовать его состоянию… В обязанности Чокана вменялась  принимать в ауле Тезека  дипломатическую почту  из Китая и, подготовив переводы, отправлять их генерал-майору Колпаковскому.
К тому же в ауле Тезека Нуралина его удерживало ещё одно обстоятельство.  Он женился на степной красавице с лучезарными глазами... Звали её Айсары…
Чокан прожил в этих краях всего лишь около десяти месяцев.
. С этого зимовья Чокан Валиханов, борясь с осложнившейся болезнью, страдая от немощности, всю полученную информацию отсылал генерал-майору Колпаковскому.  Однако болезнь прогрессировала и10 апреля 1865 года он, прожив всего двадцать девять лет и семь месяцев, скончался.
 Это была очень трагическая весть для всего народа. Чокана похоронили на кладбище торе, в местечке под названием Кошентоган, на северном склоне горы Матай. С наступлением лета на его могиле построили из кирпича-сырца небольшое надгробие с отрывком  молитвы из Корана. В 1881 году друзья Ч. Валиханова по поручению Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана установили памятник в виде мраморной плиты. Надпись на плите гласила: «Здесь покоится прах ротмистра Чокана Валиханова, скончавшегося в 1865 году. Во внимание учёных заслуг Валиханова положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 г.».
В 1958 году правительством Казахской ССР на могиле Чокана Валиханова установлен высокий гранитный обелиск. В канун 150-летия со дня его рождения здесь, вблизи аула Чокана, построен мемориальный комплекс (музей, памятник). Сюда приезжают деятели науки, литературы и искусства, туристы, чтобы почтить память великого казахского учёного.
Научные заслуги Валиханова, как исследователя Средней Азии и Восточного Туркестана, были признаны мировой наукой. Без ссылок на труды Валиханова не обходится ни один серьёзный учёный, изучающий историю, географию и этнографию народов Средней Азии и Казахстана. Это свидетельствует о непреходящей значимости  его трудов .


Рецензии