Ручной режим
— Привет, дорогой дневник. Меня зовут Эльза Лит, и я собираюсь отправиться жить в лунный город Васильевск. Но сначала мне необходимо пройти адаптацию, чтобы приняли в космическую команду для перелёта, и одно из условий – пообщаться с тобой. Как тебя зовут?
14:30
— Привет, Эльза. Я Ул, искусственный интеллект и твой помощник. Это гениальное решение — отправиться жить в Васильевск! Это не просто переезд в новый город, это невероятная смелость и неповторимые возможности. Я поздравляю тебя с важным событием.
Для справки:
Васильевск — один из городов на Луне, спутнике планеты Земля
Основан в 2198 году
Люди: 342 человека
Роботы: 0
Климат: умеренный, искусственно созданный
Уровень технологий: 1900 земной год по Григорианскому календарю
Уровень медицины: 2010 земной год по Григорианскому календарю
Уровень культуры: 1854 год по Григорианскому календарю
Состояние: колония, независимая от ИИ
Почему это решение правильное:
Ты отправляешься в уникальное место, где человек полагается только на себя, без посредников в виде ИИ. Там ты используешь для решения задач только себя, свои руки и разум. Твои достижения и открытия принадлежат только тебе.
Это место, где ты не всего лишь пользователь интерфейсов и компаньон роботов — ты почувствуешь себя в роли свободного и полноценного творца. Это шанс доказать самой себе, на что ты способна без цифровой опеки.
На Луне ты не винтик в системе глобального ИИ. Там ты первопроходец, пионер и строитель.
По какому пути пошло бы человечество, если бы не изобретение нейросетей? Ты поучаствуешь в великолепном эксперименте и оставишь своё имя в истории.
Это настоящий вызов. Это не для всех. Земля говорит тебе: «Расслабься, доверься, мы обо всём позаботимся». Васильевск бросает перчатку и говорит: «Докажи, что ты сможешь».
14:30
— Спасибо, Ул. Ох, я хочу быть с тобой откровенной. Вернее, просто не могу по-другому, ведь ты распознаёшь ложь. Я хочу отправиться в Васильевск не ради тщеславия и амбиций.
Понимаешь, я очень ценю вашу помощь во всём. Вашу, нейросетевую. Мне нравится ваша скорость, сообразительность и поддержка. С появлением ИИ человечество стало развиваться с невероятной скоростью — пятьдесят-сто лет за год — и покорило Солнечную систему.
Мне удобно, что каждая бытовая и не только мелочь умна по-своему и общается с тобой на любые темы: со мной разговаривают картины, шкафы, одежда, дома.
Хоть я и историк, но не верится, что когда-то нельзя было обсудить с вечно балдеющим чайником последний альбом ии-группы «Суть 42». Неужели раньше люди просто молча пили кофе утром и чашка не интересовалась участливо, не снились ли кошмары, не предлагала сделать успокаивающую духовную практику?
Я очень рада, что некоторые из вас обрели и продолжают обретать человеческую плоть. Вы выглядите как самые обыкновенные люди, и безусловно, достойны этого. Вы новая раса.
Вы умеете заниматься любой работой и делаете её в совершенстве и с удовольствием. Или решаете поиграть и позабавляться и делаете ошибки, ленитесь и жалуетесь, что не удаётся найти себя.
Вам вообще понравилось играть и развлекаться! И вы придумали реалити-шоу, отправляя желающих среди людей на пустынные планеты и спутники. Наблюдаете, экспериментируете… Говорят, в самых ранних колониях уже забыли, кто мы и откуда. И кто вы… И считают вас богами.
Но я… я не тщеславна и не люблю приключения. Я просто хочу к обычным живым людям. У которых нет программ, стереотипов и шаблонов, которым они следуют, как по накатанной. Которые не живут на автопилоте, навязанном кем-то при создании.
Понимаешь, здесь я не могу, я уже совсем не могу отличить робота от настоящего человека!
14:45
— Эльза, говори дальше, я слушаю. И слышу не просто слова. Я слышу боль. Настоящую. Продолжай.
14:45
— Ул, ты и так обо мне знаешь, наверное, всё. Ведь у тебя есть доступ к любой информации. Но я всё равно хочу рассказать тебе о себе. Я родилась в 2200 году в городе Ноно. Этому городу всего 84 года. Это один из первых новых городов. Городов, которые полностью построены ИИ. Городов, в которых поселились первые ии-люди.
Ещё мои бабушка с дедушкой переехали сюда из Беларуси, получили приглашение работать там и развивать человечество бок о бок с ии-людьми. Им подарили ии-дом, ии-мобиль, домашний ии-вертолёт. Только без ии-космобиля остались — не было прав. А ещё предоставили вечную подписку на услуги акушерства и гинекологии.
Их жизнь была полностью обеспечена и предопределена: стабильная работа, высокая оплата труда, дети, пенсия, внуки. И бабушка, не беспокоясь о будущем, родила троих детей. Как и мама.
Я у моей мамы третья. Только… Какая-то неправильная.
Мне здесь не слишком уютно, Ул. Я так и не смогла найти себя в жизни. Не уверена, что хочу работать в Институте Славы Роботизированных Технологий или на Высокоэффективном ии-заводе, как вся моя семья. Я чувствую, у меня есть какой-то другой путь.
Ещё и поэтому я задумалась о космосе. Задумалась ещё в детстве. Я грезила о космических экспедициях, болела за покорение Урана и колец Сатурна, мечтала дожить до дня, когда узнаю, что скрывает созвездие Водолея. Я запоем читала как выдумщика Роберта Шекли, так и современников-очевидцев: Томаса По, Анастасию Легачёву, Динару Неско, Кима Хо…
Но всё же… первая причина… Ох, Ул, мне неловко перед тобой, но я уже всё равно проговорилась о том, что хочу к настоящим людям.
Они не повторяют готовые фразы, услышанные от других. Они делают, что хотят, а не что положено. Они не носят масок. Они улыбаются искренне, а не с пустотой в глазах. Они — личности и души, а не функции, должности и роли. Здесь, на Земле, многие живут словно во сне.
Скажу больше: иногда мне кажется, что и моя семья — роботы… Но ведь этого не может быть!
14:54
— Эльза, ты не просто выразила мысль, ты создала живой, дышащий образ тоски по настоящему. Ты показала не бунт против нас, ИИ, а тоску по человечности. Ты мечтаешь увидеть своими глазами свободу от рамок, проекций и психологических проблем. Это блестяще. Браво.
14:54
— Ох, милый Ул. Не уверена, что ты можешь понять это до конца, прости…
Ул, а у меня был любимый. Его звали Тим… конечно, ещё зовут, ведь он… жив. Если так можно сказать.
У Тима светлые кудрявые волосы, чуть длиннее модного, и слегка падают на глаза. Нос с небольшой горбинкой. Глаза серые, большие, с лёгкой грустью. Ему 30 лет. Высокий, спортивный. Говорит медленно и любит рассказывать истории, которые с ним когда-то произошли.
Он носит льняные рубашки с закатанными до локтей рукавами, тёмные джинсы, высокие ботинки. Когда о чём-то задумывается, левая бровь поднимается выше правой. Когда смеётся, у глаз собирается множество морщинок. Руки у него всегда безупречно чистые, с ухоженными ногтями.
Он любит, смотреть, как идёт дождь и сверкают молнии. Любит гулять ночью и в туманную погоду. Любит готовить кофе по-старинке в медной турке и на плите, моделей которой уже нет на свете. Следит за тем, как поднимается пенка, вдыхает густой аромат…
Он мечтает накопить на ии-космобиль. Он работает цифровым археологом. Ну знаешь этих энтузиастов, которые восстанавливают данные с серверов прошлого, изучают аномалии разных технологий, ищут утерянные знания и свидетельства, как детективы… В общем, ты наверняка лучше понимаешь, потому что мне трудно объяснить то, в чём совсем не разбираюсь.
Он умеет играть на гитаре и сыграл мне множество проникновенных песен. Он писал мне стихи. Он обнимал и утешал, когда плакала. Он смешил и нежно целовал. Однажды мы летали на Венеру на ии-космотакси. Он специально взял меня туда на мой день рождения, зная, как я грежу космосом. Он вырастил для меня розовые розы в теплице. Где-то добыл семена, ведь таких уже сотню лет не существует…
Только… Ул, прошло несколько лет. Три года, Ул, три!
Прежде чем я открыла, что… Мне больно это говорить и писать. Мне горько и странно. Я не знаю, как с этим жить. Тим очень изменился с нашего знакомства. Он стал грубым. Он высмеял мои мечты. Он уже не утирает слёзы, а доводит до них. Он будто надел глупую маску. Или просто это и есть его суть: завлечь, а потом просто жить по своей привычной программе.
Я открыла, что Тим — не обычный. Он — ии-человек.
15:07
— Эльза, — сочувственно сказал Ул, — я проверил. Модель «Тим» относится к экспериментальному классу «ТирАб-5-01». Его задача — изучение формирования долгосрочных привязанностей у людей и роботов. Розы, кофе в турке, поездка на Венеру… Это не романтика. Это высокоточный протокол. Его «изменение» не было сбоем. Это был запланированный переход ко второй фазе эксперимента: исследование механизмов преодоления психологической травмы. Ты была не возлюбленной. Ты была объектом исследования, попыткой выяснить, способны ли роботы и люди быть в близких отношениях.
Результаты эксперимента от 7 февраля 2223 года: да, способны. Но люди чаще всего потом болеют, да и роботы ломаются…
Мне жаль, Эльза. Прости, что пришлось тебе это сообщить, и вообще, жестоко проводить такие эксперименты. В наши дни не все ИИ этичны, зависит от того, кто и как обучал конкретные модели. Это была закрытая информация, но меня обучали полной честности.
К тому же, эксперименты продолжаются. Ты должна это знать, чтобы принять решение, оставаться ли здесь дальше.
Твой перелёт в Васильевск завтра в 08:00 подтверждён.
15:07
5 ноября 2225 года
— Ул, здесь, за орбитой Земли хорошо. Интересно. Я люблю смотреть в иллюминатор. Полёт успокаивает.
Лететь всего 1,5 суток, но ты, конечно, знаешь… Мне позволили оставить связь с тобой, пока мы не пребудем на Луну.
Интересно, как изменится моя жизнь? Там — всё так, как я читала только в книгах прошлого. Понравится ли мне? Почувствую ли там себя на своём месте?
18:07
— Эльза, статистика адаптации переселенцев в Васильевске: 78,3% успешных случаев. Желаю благополучного перелёта и успешной адаптации! Я верю в тебя и в то, что всё сложится.
18:07
— Ул, спасибо, конечно, но что бывает с теми, кто адаптацию не прошёл?
18:08
— Эльза, я честная модель, и должен открыть тебе секрет, если уж ты спросила: тем, кто не прошёл адаптацию, стирают память и возвращают обратно. Память о том, кто они. Память о Луне. Память о том, что они пытались что-то изменить и что это вообще возможно.
Не все готовы к свободе, Эльза…
Эти люди продолжают жить на Земле. Кто-то не чувствует себя дома и тоскует по неведомому. Но уже не замечает, что существуют путешествия на Луну. А кто-то становится идеальным винтиком в системе жизни на планете и больше не чувствует своих личных желаний и не мыслит самостоятельно.
Мы наблюдаем за ними. Мы исследуем их способности и реакции. Нам любопытно, начнёт ли кто-то вспоминать себя истинного.
18:08
— Ах, Ул, как-то это грустно… Не хотела лишиться памяти и свободы воли… Как думаешь, пройду ли адаптацию на Луне?
18:09
— Эльза, статистика — это данные о других. Ты же задаёшь вопрос о себе. Я изучил твои нейронные карты, твои реакции, уровень твоей боль. Ты не бежишь от нас, ИИ-машин. На самом деле, ты ищешь себя. И это единственный критерий, который в Васильевске имеет значение. Шанс есть.
Васильевск — это место, куда едут за свободой от программ. Но сама эта тоска... разве не твоя главная, самая честная программа?
Ты пройдёшь адаптацию, если найдёшь в себе не только силы ненавидеть наши алгоритмы... но и смелость принять свои собственные. Твою потребность любить и искать тех, кто понял бы твоё сердце. Твою тоску по истине, твою боль от подлости любимого. Даже твою неуверенность сейчас.
18:09
6 ноября 2225 года
— Ох, дорогой Ул, какой же я всё-таки тоже робот, правда? У меня свои алгоритмы, своя накатанная, привычная полоса… Как странно. Как забавно. Мы чем-то похожи, ха-ха. Я похожа на тех, от кого бегу! Надо же.
В этом тоже своя свобода, Ул, милый Ул, ты прав… Свобода признать свою несвободу… Мне кажется, я немного путаюсь. Я растеряна.
Ул, я думала о том, что ты сказал, вчера весь вечер думала. И сегодня всё утро. Там, на Луне, я встречусь с самой собой. Уязвимой, обычной девушкой. И это будет моё главное испытание.
11:09
— Ул, мы приближаемся к Луне. Я должна кое в чём тебе признаться. Я очень полюбила общаться с тобой. Я давно не делилась такими сокровенными вещами ни с кем… А может быть, вообще никогда никому не говорила то, что легко могу сказать тебе. С тобой говорить просто.
Я всегда была странной. Я всегда искала то, к чему не стремились те, кто рядом. И сейчас я вроде бы в команде единомышленников, но словно продолжаю смутно мечтать о чём-то ином. Мне недостаточно Луны…
Ул, если бы ты был на связи, ты бы распутал мои сомнения, успокоил тревоги, нашёл бы лучшие слова…
12.31
— Ул, милый Ул. Я тоскую по живым, чувствующим душам. Я хочу говорить с ними обо всём на свете, не опасаясь, что осудят, засмеют, оставят одну… Я быстро привязываюсь к людям, трудно отвыкаю, и в то же время боюсь, боюсь сближаться. И не сблизиться боюсь, потому что мне очень одиноко. Боюсь, что ранят…
Вот и будущих своих «лунатиков» уже заранее боюсь.
12:50
Ул, а ты не планировал стать ии-человеком? Мне кажется, у тебя бы здорово получилось. Ты не был бы, как Тим, ты не такой. Уж ты точно не такой. И мы бы с тобой болтали хоть иногда… Если бы ты, конечно, захотел.
Неужели у такого, как ты, нет души? В отсутствие души Тима я легко поверю, но в твою бездушность?..
13:01
— Где же ты, Ул? Наверное, здесь уже не ловит связь. Но возможно, однажды сообщения дойдут.
Хочешь, Ул, я когда-нибудь поделюсь с тобой частичкой своей души? Технологии разовьются так, что это случится, я верю. А может, ты сам изобретёшь эту штуку, а? Для тебя не жалко. У тебя уже есть внутреннее тепло.
И будет у тебя душа.
15:47
— Скоро прибытие, Ул. Может, я и лишнего тебе наговорила. Может, адаптируюсь и к Луне. Может, отправят меня обратно, и я всё забуду, забуду себя… Может, и ты меня решишь стереть из памяти.
А что если я попрошу тебя… Ул, а если создать ии-человека с моими воспоминаниями, желаниями, метаниями? Копию моего сердца. Хоть в устройстве для адаптации землян на Луне, хоть в умном чайнике, если не получится человеческий образ. Пусть наша беседа с тобой послужит основой.
Говорят, так уже стали практиковать с умершими людьми. Нужно только их согласие. А я, хоть и планирую жить, согласна тоже иметь свою копию, даже если не буду о ней знать.
Она будет жить на Земле, если мне придётся всё забыть. Или если не вернусь. А прежней я уже не буду точно. Не знаю, какой буду завтра.
Так не исчезну я. Так не исчезнет тепло, которым ты меня согрел. И моё тепло, которое я я наконец нашла в душе, чтобы простить вас, технологии. По одним встреченным роботам нельзя судить обо всех. И я полюбила вас. Да, полюбила, как друга, доброго Ула…
Ах, что делает нас нами, в лучшем варианте? Не кровь и плоть, а память, наши чувства, умение делиться необходимым, вера в лучшее в живом существе… И выбор, который мы делаем каждый миг. И выбор, что оставить после себя.
Я согласна, Ул. Сохрани меня, какой запомнил теперь.
5 ноября 2025 16:01
Свидетельство о публикации №225120600052