Бабушкино наследство
Проявлялось это в мелочах. Бывало, поставит Анна Петровна на стол недопитый стакан про запас, а Лена следом уберёт его, смахнув невидимую крошку с лакированной столешницы. Или телевизор старшая громко включит, песни немодные, а невестка громко вздохнёт и вздёрнет плечом. А уж этот вечный лук на подоконнике… Три ящика, заставленные ровными белыми донцами в земле.
– Неужели он так важен? – думала Лена с лёгкой досадой. И делала замечания, что земля сыпется, и вид, мол, деревенский.
Жили вместе они поневоле. Отдала Анна Петровна свою старую, пропахшую дымом и жизнью хату, все вырученные деньги молодым на квартиру эту самую, светлую, да и перебралась к ним. Деваться было некуда.
Казалось, они говорят на разных языках, глядят в разные стороны. Анна Петровна обычно тихонько напевала себе под нос старую песню:
«За дальнею околицей, за молодыми вязами,
Мы с милым, расставаяся, клялись в любви своей.
И было три свидетеля: река голубоглазая,
Березонька пушистая, да звонкий соловей…».
Тосковала, видно, за той околицей и за лугом, и за жаворонками, и за молодостью своей, что остались там, за тем самым горизонтом. А Лена глядела в будущее, к удобству и безупречному порядку, и эта печальная напевность лишь отдаляла их.
А посреди этого тихого противостояния цвела, как полевой цветок, Верочка-внучка. И потянулась её детская душа к бабке. Сидели они подолгу на кухне. Бабка луковки в землю сажает, а внучка, уютно устроившись на табурете, слушала и потихоньку запоминала. И вот однажды, поливая землю, Верочка сама тоненьким голоском вывела: «За дальнею околицей...».
Слова той простой печальной песни странно и трогательно сплетались с терпким запахом земли и лука. Они учились друг у друга: бабушка показывала, как держать луковицу, а Верочка учила бабушку буквам по своей книжке. Смех их, чистый и звонкий, наполнял квартиру настоящей жизнью. И тогда, сквозь раздражение, Лена порой улавливала странную гармонию в этом союзе. Но понять, принять эту гармонию сполна она была не готова.
Пришло время, отмерила Анна Петровна свой век. Стихла в доме её неторопливая поступь, умолкли старые песни. Выбросила Лена те самые ящики с подоконника, вымыла стёкла до хрустального блеска. Вздохнула сперва с облегчением, а потом – с непонятной тоской. Опустела квартира. Стала она, как выставочный образец, красивой, но неживой. Ничто в ней не дышало, не росло, не пело. Опустело не просто пространство – исчезла та самая живая, дышащая жизнь, что шла от свекрови.
И вот однажды Верочка, уж подросток, принесла с балкона старый бабушкин ящик, отмыла его дочиста и, по школьному заданию, воткнула в землю несколько луковиц.
Вырос тот лук на диво – зелёный, сочный, в рост пошёл буйно, словно торопясь жизнь в дом вернуть. И на день рождения матери срезала Верочка зелёные перья, в салат положила. И снова опустел подоконник, вымытый до скрипа.
А через несколько лет, когда уже ушёл из жизни муж и дочка свила свое семейное гнёздышко в другом городе, однажды осенью, когда за окном медленно кружились в прощальном танце багряные листья, подошла Лена к подоконнику. Стояла, глядя в опустевшее стекло, за которым угасал короткий студеный день. В душе её вот уже несколько дней зрело странное желание. Вот так вновь вернулся с балкона облупившийся бабушкин ящик. Насыпала в него земли – не покупной, стерильной, а привезённой с дачи, тёмной, жирной, пахнущей дождём и прошедшим летом. И руки её, привыкшие к клавиатуре и глянцевым поверхностям, сами вспомнили верное движение. Она аккуратно, с каким-то давно забытым, щемящим чувством в груди, стала вдавливать в тёплую землю луковицы, одну за другой, белые и твёрдые.
И вот когда работа была закончена, и ящик, утяжелённый землёй и ожиданием, занял своё прежнее место на подоконнике, Лена присела рядом. Она смотрела на коричневую, чуть бугристую поверхность, за которой таилась жизнь, и слушала тишину. И вдруг из этой тишины, из самого сердца воспоминаний, всплыла мелодия целиком. Та, что часто, чуть хрипловато, напевала Анна Петровна. Простая, задумчивая, уносящая куда-то за горизонт.
Раньше Лена слышала в этих строчках лишь тоску, оторванную от её реальности. А сейчас она внезапно увидела не абстрактные луга, а тот самый клочок земли у хаты свекрови, где она, юная, босая, бежала за жаворонками. Увидела не дальнюю околицу, а рубеж, за который ушла её молодость. И этот ящик на подоконнике в городской многоэтажке был не просто ящиком. Это была та самая околица. Граница, за которой жило прошлое.
Теперь Лена понимала, почему свекровь пела именно эту песню. Она не тосковала по месту. Она тосковала по тому ощущению принадлежности, которое это место давало: к земле, к корням, к непрерывной нити жизни. И сажая лук, она не воспроизводила бедность, она восстанавливала связь, переходила свою околицу в прошлое, чтобы принести оттуда крупицу вечности в сегодняшний день.
И поняла она тогда, что «дальняя околица» из песни свекрови – не только позади. Она здесь. В этом умении вложить в землю частицу себя и ждать, надеяться, растить. В мудрости, которая, как зелёный росток, прорастает сквозь толщу обид и непонимания, когда для этого приходит время. То, что раньше казалось раздражающим пережитком, теперь открылось ей как бесценное наследство – нерукотворное, живое.
Этот скромный ящик с землёй стал не просто горшком с зеленью, а тем самым живым мостиком – из прошлого в настоящее, от сердца Анны Петровны к её собственному, – мостиком, который теперь бережно держала она сама. Она строила мост через ту самую «дальнюю околицу», чтобы однажды передать его дальше.
Свидетельство о публикации №225120600616