Феофан Затворник. пр. 3

     Всё с разумом делайте;но больше дела
  имейте с помыслами и чувствами.Ко внешним
  трудам можно привыкнуть,так что они нако-
  нец станут легки и исполняться будут без
  борьбы,а внутреннему труду конца нет,и
  никто не может сказать,что вот,наконец,
  такая сторона улажена и не требует борь-
  бы.В то самое время,как кто подумает,что
  одолел какую-либо слабость или страсть,
  враг воздвигнут сильнейшую бурю.Бдите убо
  и молитесь!

      Умудряться надо в рассуждении помыс-
  слов.Внимание к себе строгое,при страхе
  Божием,всему научит.

      Открывать помыслы,как вы знаете по
  опыту,весьма благотворно.

      Неурядица внутри всегда от безпорядо-
  чности помышлений.Держите их на привязи,а
  чтобы успеть в этом...блюдите память Бо-
  жию,и память о смерти,Бог всюду есть,и
  всё видит...и видит всё внутреннее ваше.
  Сходите с сею мыслию в сердце,и блюдите
  движения там бывающие,и одни принимайте,
  другие отревайте...

      Главный вид,в каком является враждеб-
  ное в нас,есть помысл.Когда враг успеет
  занять нашу мысль худым помыслом,он уже
  не без прибыли,а нередко может торжество-
  вать и победу,потому что к помыслу скоро
  может склониться и пожелание,а за пожела-
  нием решение и на дело;а это уже грех и
  падение.

     ...Вот куда должно быть обращено всё
  внимание подвижника,внутрь себя на помыс-
  лы,пожелания,страсти,влечения,преимущест-
  венно,впрочем,на помыслы,ибо сердце и во-
  ля не так подвижны,как мысль,а страсти и
  желания редко возстают отдельно,большею
  частию рождаются из помыслов.Отсюда пра-
  вило:отсеки помыслы и всё отсечешь.

     Разленение означает ослабление или
  пресечение духовных движений...Пишите,
  что тоска и скука томит.Беды,ведь,внешней
  видимой никакой нет?!Так это вражье дело.
  Враг не любит покойных сердец...и вот он
  ухитряет каким-то образом сердце сжимать
  и сладкий покой из него изгонять.Молитесь
  ко Господу и Божией Матери...и пройдёт...
  Враг томит без толку,а вы,обратив сие то-
  мление в томление о грехах,перехитрите
  его,сделав его орудием доброго душевного
  чувства...

    Отчего грустно после долгого с кем-либо
  разговора?Оттого,что во время разговора
  вы отходите вниманием от Господа.Господу
  это неприятно,и Он даёт вам о сем знать
  грустию.Извольте навыкать неотходно быть
  с Господом,и всё делать для Него,стараясь
  соображать то с заповедями Его.И никогда
  не будете грустны,ибо будете сознавать,
  что делали Его дела.

      Вы чувствовали нападки тоски.Это вра-
  жья напасть...Она нападает,когда затмятся
  пути Божии в устроении наших обстоятель-
  ств жизни.Мрак этот где тоску наводит,где
  страхи,где нечаяния.Молитва разгоняет
  этот мрак,и свет промышления Божия о нас
  даёт нам ясно видеть всё тогда...Отсюда
  умирение духа и отрада сердца,даже при
  самом безотрадном положении...

      На дух уныния жалуйтесь Господу и Ан-
  гелу Хранителю,и отбежит.Но всякого тер-
  пите благодушно.Состояние это есть один
  из крестов,которые нести неизбежно нам в
  продолжении жизни своей.Господь или да
  отгонит его,или да подаст вам благодушие
  переносить такие состояния.
      продолжение 4

    


Рецензии