Под стук колес...
Поезд не только средство передвижения,
Но и вариант иногда неординарного общения
Плацкартная мудрость
Путешествовать на поездах я начал в раннем детстве, так как мои бабушки и дедушки по материнской и отцовской линии жили в Ростове-на-Дону (Ростов-папа), а отец, как заслуженный капитан Черноморского пароходства, получил квартиру в только что сданном и довольно известном в Одессе (Одесса-мама) доме на углу улиц Ришельевская и Греческая, тогда Ленина и Карла Либкнехта, куда мы и переехали. Поэтому детство мое было насыщенно путешествиями на поезде между Папой и Мамой. Вообще железные дороги для России всегда имели большое значение, не в последнюю очередь связанное с ее размерами. Вот, например, деньги, полученные от продажи Аляски в 1867 году пошли на развитие, железных дорог, то, что как говорят, они не все туда дошли, это уже другой вопрос, ведь еще Карамзин (предположительно) говорил, что, если нужно одним словом описать, что происходит в России, то это будет слово воруют. А Салтыков-Щедрин добавлял к воруют и пьют. Иногда железные дороги оказывали и серьезное влияние на историческое развитие нашей страны. Вот, например, поезд, на котором император Александр 3 возвращался из Крыма в Петербург в 1888 году попал в аварию и Александр спасая семью длительное время держал на плечах крышу вагона, что отразилось на его почках и отчего он умер еще не старым человеком шесть лет спустя. Надо отметить, что он был от природы невероятно сильным-пальцами гнул монеты, закручивал в спираль серебряные ложки и т.п. Но как многие реально сильные люди был миролюбив, за что и получил прозвище царь-Миротворец, при его правлении Россия не вела войн. И хоть история не имеет сослагательного наклонения, но очень соблазнительно предположить, что Россия не участвовала бы в первой мировой, следовательно не было бы октябрьского переворота и… много чего другого тоже бы не было, ну, а я продолжаю рассказ о разных случаях во время путешествия поездом. Граждане пассажиры, прошу занять места согласно купленным билетам!
Первый раз я посетил Москву в приличном возрасте учась на первом курсе Одесского водного и в, общем, не испытывая перед ней особого благоговения, я же с Одессы-мамы и Ростова-папы! Поезд мчал меня к столице, мчал, это конечно сильно сказано, но двигались мы все же быстрее, чем поезд Александра и, главное, без аварий. В общем, как говорят китайцы, быстро это когда медленно, но без остановок, правда остановки все же были. Время от времени я, как и другие пассажиры выходил в тамбур покурить, тогда это было возможно. Чтобы дым быстрее улетучивался из тамбура мы открыли дверь ведущую в следующий вагон и не спеша переговаривались, как это делают обычно случайные попутчики. В движении вагон раскачивался так, что была необходимость за что-то держаться и я, честно признаюсь не от большого ума, оперся рукой о внутреннюю, вертикальную часть дверного проема ведущего в следующий вагон. Respice finem - Предвидь конец (последствия), не напрасно предупреждали древние… Сразу же вспоминаются мне поездки в Японии на Синкансэнах - скоростных поездах, где при скорости свыше 300 км в час можно стоя пить горячий кофе не боясь его расплескать. В общем, как писал Александр Сергеевич, - лет чрез 500 дороги верно у нас изменятся безмерно. Думаю, что это в равной степени относится и к железным дорогам. На ту беду, вспоминаем Крылова, проводница, проходя из соседнего вагона в наш, захлопнула за собой дверь вместе с моим большим пальцем внутри дверного проема. Опишите себе в красках мой крик и это будет половина тех децибел, что я выдал в пространство. В общем, след от посещения столицы остался со мной навсегда.
Еще один случай, едва не закончившийся трагично произошел зимой ночью на железной дороге между Владивостоком и Находкой. Находился я в составе большой группы, проходящей курсы по повышению квалификации. Разместили нас в разных вагонах, но мы горели желанием общаться и я выразил готовность сходить за коллегами в их вагон, через два-три вагона от нашего, но бдительные проводники закрыли на ключ двери, ведущие в нужный вагон. В этот момент поезд начал замедлять ход и мне показалось естественным после остановки поезда спуститься на землю и перебежать по земле до нужного вагона. Но тут как говорится - Festina lente - Торопись медленно, не вняв этой древней мудрости, я после остановки поезда, открыл дверь и спрыгнул с последней ступеньки на землю. Но земли не оказалось, а я очутился по пояс в снегу в кромешной мгле в нейлоновой рубашке, чего там, ведь на пару минут вышел, а зачем там в чистом поле поезд останавливался, так кто ж его знает. Между тем поезд начал движение, моя дверь медленно исчезла во мраке, следующая оказалась закрытой и следующая тоже и вот уже приближается последняя дверь последнего вагона и она тоже закрыта, но выбора нет я хватаюсь за поручни подтягиваюсь из снега на ступеньку и начинаю бешено колотить в дверь понимая, что при ветре от движения и в нейлоновой рубашке я довольно быстро превращусь в сосульку и … В общем я верю, что Ангел-хранитель есть, т.к. случайно вышедшая в тамбур проводница услышала мой стук, открыла дверь и в общем-то спасла мне жизнь.
А вот случай, который произошел не со мной, но с моим участием в качестве слушателя в поезде возвращавшим нас из Находки во Владик. Вышел я в тамбур покурить и увидел там парня моего возраста, достаточно щуплого, нервно курящего и сильно поникшего. Видимо он нуждался в слушателе и без прелюдий начал рассказывать мне свою историю, которой я с вами и поделюсь, так как он не просил меня сохранить ее в тайне, в прочем мы не знакомились и имени его я вам все равно не назову. Итак, он моряк и возвращается из рейса в родной порт, как в анекдоте по каким-то причинам не сообщает об этом жене, а они молодожены, вот только перед этим рейсом свадьбу сыграли. Может хотел сюрприз сделать. И вот он уже у дверей родной квартиры, время позднее, пробует открыть дверь, а там ключ изнутри, а на звонки никто не отвечает. Он тогда звонит к соседу, будит его, объясняет ситуацию, они уже вместе звонят, стучат, сосед заинтересован, сейчас ведь как принято застолье будет и не слабое, однако дверь никто не открывает. Тогда они принимают решение отжать дверь топором и сосед приносит топор, а наш герой отжимает дверь и они заходят в квартиру. На кухне следы праздника-полупустые бутылки недоеденная закуска, в общем классика из анекдотов. Открывают дверь в комнату, включают свет, в постели жена и мужчина скажем так не совсем одетые, от света они с трудом, но просыпаются, видят топор в руках нашего героя и трезвеют. Сосед, правильно предполагая возможные действия своего товарища, начинает его упрашивать отдать топор, что приводит жену и незнакомца в еще большее смятение. Но наш герой не смотря на невзрачную внешность поступает на мой взгляд достойно, по крайней мере по отношению к жене и любовнику, не убивает их, а просто молча уходит, отдает топор соседу, идет на вокзал, берет билет, как он мне сказал, все равно куда, едет, курит в тамбуре и не знает как жить дальше. И я не знаю что ему посоветовать, просто слушаю и не говорю глупостей что мол все образуется, хотя конечно со временем все образуется. Ведь еще Бомарше говорил, что время - честный человек.
И закончить хочется словами Кукина - Поезд длинный, смешной чудак, рад стараться твердит вопрос - Что же, что же не так, не так, что же не удалось?
Свидетельство о публикации №225120600711