8 минут или 8 часов. Каждый выбирает по себе 2017
Да, всё так и есть: маршрутка между этими загородными остановками идёт восемь минут. По шоссе.
Мы же на переход из пункта «А» в пункт «Б» затратили восемь часов, ибо, как настоящие герои шли в обход, увеличив по грунтовкам «автобусное» расстояние в два с половиной раза.
Опять же, второй завтрак «на обочине», обеденный привал с костром, то да сё. И чуть не забыл: скорости движения у нас с автобусом разные. А вы спрашиваете, откуда восемь часов набралось?..
Зато – в отличие от автобусной поездки – было, что увидеть и есть, что вспомнить!
---------------------
А всё-таки солнце было! Правда, неяркое и недолгое. Но воскресенье и в пасмурную погоду – день хороший. Всегда! Вот, и этот день исключением не стал.
Как и планировали, выехали из города с утра пораньше, ещё восьми не было. В салоне маршрутки оказалось полно свободных мест, поэтому расположились с комфортом, стараясь сберечь это ощущение на обратную поездку.
Светало, когда мы, стряхнув дремоту, покинули наше временное авто-пристанище и по деревенской улице пошагали к виднеющемуся на взгорке лесу. Когда проходили мимо основательного такого подворья, нас облаяла псина, обмычали коровы и обмемекали козы. Пса мы не видели (ничуть о том не жалею), а вот бурёнка и коза, любопытствуя, высунули головы в безрамные окна бревенчатого сарая.
Повредничав, не стал копаться в рюкзаке в поисках фотоаппарата (ага, «подальше положишь – поближе возьмёшь»), хотя предложения о сюжетах постановочных снимков посыпались градом. Как вам такой, например: «Турист с компасом и картой в руках уточняет у козы Маньки дорогу на Сергеевку»?
Строго говоря, уточнять там особо и нечего было, поскольку от околицы в нужном нам направлении краем леса уходила лишь одна грунтовка, вся в смёрзшихся следах грузовиков и косуль. Вот по ней-то мы и потопали, генеральным направлением на СВ.
Но сначала – недолгая чайная пауза. Отойдя с дороги в лес, присмотрели удобное брёвнышко, уселись поплотнее. Налетевший ветерок смешал ароматы из открытых термосов и кружек, но в сладковато-терпком чайном букете угадывалась саган-дайля.
Изнутри согрелись, а снаружи успели озябнуть, поэтому, как говорится, с места – в карьер.
Вокруг – «хмурое утро в полях», чередующееся с «в полях хмурым утром». Но после второго (для проспавшего – первого) завтрака посветлело – то ли в небе, то ли на … душе.
Когда идёшь не один, а с друзьями, замечаешь, что положительные эмоции заразительны. Даже в мелочах безотказно действует правило: разделённая радость – больше. Настроение не смогли испортить ни угрюмое небо, ни уходящее к горизонту грустное поле неубранного подсолнечника, ни запаханная дорожка вдоль лесополосы, на которую мы очень рассчитывали.
Преодолев двухкилометровый участок бездорожья вдоль дубово-кленово-осиновой опушки, так и не сошлись во мнении, что лучше для пешехода на мёрзлой пашне: колея от легковушки или звериная стёжка.
Зато были единодушны относительно третьего варианта – обочины подсолнухового поля: хрен редьки не слаще! После этого «направления движения» кочковатая грунтовка показалась нам автобаном.
К тому же по мере удаления от села ландшафты становились разнообразнее: холмы, заросшие овраги и ощетинившиеся стернёй поля. А подступающий к дорожке лес неожиданно порадовал яркими красками. И если на одном дереве мелкие яблоки годились, разве что, для экибаны, то крупные на соседнем – просто, м-м-м! Не утерпели и прямо на ходу скоблили зубами мёрзлые сочные плоды. Мы с Романом переглянулись и рассмеялись, к месту вспомнив липовскую кукурузу.
К обеду, как и планировали, дошли до большого пруда и остановились неподалёку от проезжей дамбы в лесу, рассчитывая за деревьями и густым подлеском, пусть и безлистыми, хоть немного укрыться от студёного ветра, который в пасмурный день был совсем лишним.
Но тут погода смилостивилась, и в разрыве сплошных облаков ненадолго показалось стылое солнце. Птичье щебетанье, костёр, сосиски, "тесный круг друзей" – праздник! И правда, в это воскресенье – профессиональный праздник обладателей полутора мнений. Куда ж деваться – проставился. И хотя тортик был вафельный, но не «Полярный» (См. «Пещера им. Братьев Греве. Сокольи горы. 1971 год.»)
Час спустя, прибрав место обеденного привала, выбрались из пойменной чащи на дорогу и потопали через дамбу вкруг пруда. А Татьяна даже несколько спрямила путь, рискнув выйти на лёд – это после плотного-то обеда…
Шагали энергично и тем не менее скоро почувствовали, что постепенно остываем после комфортного микроклимата у костра. Расстёгивать на ходу ворот куртки, снимать перчатки, что делал в первой половине дня, желания не возникало. Оно и неудивительно: солнце повернулось к нам спиной, нырнуло в тучи и под их прикрытием стремительно покатилось к закату. Студёный ветер со стороны близкого ледяного пруда добавлял «бодрящей прохлады».
Дальнейший наш путь, в отличие от дообеденного – большей частью, полевого - участка, пролегал в закрытом горизонте: около часа шли по Гранному оврагу, высокий лесистый западный борт которого прикрыл нас от ветра.
Здесь мы случайно вспугнули стаю птиц, расположившихся в густом бурьяне обочь дорожки. От неожиданности толком не разглядел обличье этих пернатых. Размером крупнее воробья, но мельче голубя. Кажется… По цвету они, скорее, коричневые, нежели серые, и вроде бы чуток пёстрые. С короткими клювами. И … это … с крыльями …
Дома посмотрел по справочникам: похоже на дрозда-рябинника, но до конца не уверен. Вот, если б их на рябину посадить… Раньше-то я с дроздом рябиновой специализации встречался, причём, в городе, да только где ж теперь того пернатого найти, чтобы с этими сравнить?
В верховьях оврага много собственно следов и следов пребывания кабанов: потёртые стволы деревьев, обширные «пашни» и в лесу, и на открытых полянах. Судя по размерам этих рытвин, здесь обитает не один «пахарь», а целая "бригада". Так или иначе, счёт явно не в нашу пользу.
Непроизвольно прибавили шагу, хотя и до того шли споро. Подметив это обстоятельство, дали волю шуткам. Отвлеклись и проскочили нужный свороток, пошагали в прежнем направлении – по днищу оврага. Эта колея завела группу в лес и постепенно потерялась в траве и кустах. Пришлось возвращаться к развилке; хорошо ещё, недалеко ушли.
Когда выбрались из сумрачного оврага, особо светлее вокруг не стало, что неудивительно: время уже три пополудни, да и пасмурно, края небосвода затягивает дымка. И где-то там, вдалеке, по едва угадывающейся линии горизонта проходит шоссе, по которому проходит маршрут нужной нам маршрутки. Но до него ещё топать и топать.
На краю берёзовой лесополосы, изрядно прореженной знойным 2010-м годом, устроили короткий привал: после бодрого темпа движения по оврагу и, пусть некрутого, подъёма – тягуна ноги просили отдыха. Поводили на карте пальцем по путанке полевых и вдоль-лесных дорог, выбирая оптимальную.
Выбрали. Её оптимальность проявилась в меньшем, чем семь, загибов на версту.
Но вот – последний поворот и - финишная прямая. Грунтовка будто измочалена: судя по следам крупно-протекторных колёс, здесь в осеннюю распутицу туда-сюда ездил трактор. Явственно слышу, как ноги гудят и стонут от ходьбы по замёрзшим кочкам. И ведь шаг не прибавишь, догоняя убегающие вперёд глаза: слишком реальна вероятность подвернуть ногу на таком микрорельефе. Вспомнил не раз слышанное от друзей-туристов: «разболтались ноги в голеностопе». А с дороги не свернёшь: по левой обочине стеной поднялся бурьян, по правой – осенняя пашня.
Нам не хватило нескольких минут, чтобы успеть на маршрутку, только ручкой ей помахали вслед. Эх… Ладно, чать, не последняя.
На ровной дороге после ноголомного перехода, на что сразу обратил внимание, у всех походка была как … «моряк вразвалочку сошёл на берег…».
Перешли шоссе, чуть углубились в лес и под кряжистым дубом уселись на пригорке: мороз невелик, а стоять не велит. Нет, и сидеть тоже холодно! Хорошо ещё, ждать недолго – всего полчаса.
Быстро сгущающиеся сумерки, чёрные кривые ветки на фоне мрачного неба, хрустящая дубовая листва под ногами… Рома развлекал нас жизнеутверждающим рассказом про то, как «один мальчик пошёл морозной снежной зимой в лес, заблудился и замёрз». После бурного обсуждения, прерываемого взрывами хохота, сошлись на том, что это – не наш случай, и заторопились на остановку.
Ещё несколько минут, и мы разместились в маршрутке – в тепле и … в общем, не в обиде.
Свидетельство о публикации №225120600722