Смарт Зум
Журнал «NG» выплатил ему гонорар сразу за две серии снимков природы – канадских озёр и большого каньона. И весь гонорар потрачен на этот фотоаппарат! За эти деньги можно было купить автомобиль класса VIP. Или совершить турне по островам-жемчужинам Андаманского моря! Это ж надо так опростоволоситься!?
Без всякой надежды на успех Джон всё же обратился в бюро находок при подземке.
Какова же была его радость, когда ему сообщили, что, действительно, фотоаппарат был найден. Его чуть было не уничтожили сапёры, подозревая, что в нём может быть опасный сюрприз. Но нашёлся один избыточно для сапёра смелый специалист, который остановил эти радикальные меры, аккуратно исследовал прибор и успокоил службу контроля, что в данном случае это результат простой забывчивости пассажира.
Правда, за фотоаппаратом пришлось ехать через весь город в пункт хранения вещественных доказательств, но Джон поехал бы и во Флориду ради возвращения самой ценой вещи в его профессиональной оснастке.
Почему-то фотоаппарат был без фирменной сумки, но это несоответствие Джон списал на глубокое исследование прибора сапёром.
«Обойдусь без сумки, – подумал Джон. – Главный предмет мне возвращён, не буду поднимать шума из-за таких мелочей».
Дома Джон ещё раз внимательно и очень нежно осмотрел свой драгоценный аппарат.
Вдруг он заметил кнопку, которую раньше не видел. На ней было написано «Smart Zoom». Эту кнопку он раньше не замечал. Мог ли он её не заметить? Сомнительно! Ведь он уже пять раз его доставал из сумки и осматривал, мечтая о своём первом снимке. Первый снимок с этого чуда обязательно должен был быть сделан в одном из красивейших мест. Как минимум, водопад высотой не менее двадцати метров, а лучше – все пятьдесят. Он уже выбрал место и решил, что поедет туда как можно скорее. Но одно дело – не опробовать фотоаппарат, а совсем другое – не осмотреть его! Он мог бы с закрытыми глазами найти любую кнопку, описать его в деталях. Ведь он изучал его ещё по каталогу!
Кнопки не было, и не могло быть, поскольку в каталоге тоже ничего не было сказано о таких опциях, как «Smart Zoom».
Джон даже не понял, что бы это могло означать.
«Наверное, новая модификация, в каталоге ещё не успели описать, – подумал Джон. – Во всяком случае нельзя же не верить своим глазам! Проще предположить, что ошибается моя память, чем глаза. Тем более, что в наличии этой кнопки меня убеждают не только глаза, но и осязание».
Естественно, что первая серия снимков обязательно будет включать и апробацию этой функции. Можно будет сравнить, чем отличаются снимки с опцией «Smart Zoom» от обычных снимков.
Вы спросите, почему Джону не пришло в голову, что это – не его фотоаппарат? Если бы вы знали, что это за фотоаппарат, вы бы тоже ни за что не поверили, что два таких фотоаппарата может кто-то забыть в метрополитене в один и тот же день, да ещё и на одной и той же ветке. Та что такая мысль не могла прийти ему в голову, несомненно, это был именно его фотоаппарат, хотя и в другой сумке, и с кнопкой, о которой он даже не подозревал.
Горы предоставляли Джону огромный выбор натуры. Замечательные виды! Водопады, скалы, долины, обрамлённые горами, перевалы! И очень красивая природа.
Джон сначала делал один снимок в обычном режиме, а затем – с нажатием на кнопку «Smart Zoom». К его удивлению, масштаб снимка в этом случае не изменялся. Но на экране видоискателя снизу появлялись символы «Z1».
После десятка снимков Джона осенило. А что если нажать на кнопку несколько раз? Символы после каждого нажатия изменялись. Сначала «Z1» изменился на «Z2», затем на «Z3», и так далее. Джон решил посмотреть, какая верхняя граница этого значения. Многократное нажатие потребовало бы много времени, но Джон быстро догадался, что если просто держать кнопку нажатой, тогда число начинает быстро расти само, всё время, пока кнопка остаётся в нажатом состоянии. После «Z999» показатель изменился на «Ze+3», дальше этот показатель возрастал также уверенно.
Джон делал пробные снимки на тех значениях, которые ему без особых оснований казались наиболее подходящими для экспериментальных снимков. После значения «Ze+20» он решил, что на сегодня достаточно.
Просмотр на фотоаппарате не выявил никаких отличий на фотографиях, кроме того, что поверх фотографий, сделанных с помощью неведомой опции, появлялась мигающая надпись: «Данное фото обрабатывается».
Тогда Джону пришла в голову шальная мысль. Хотя он был именно фотограф, и делать видео считал чем-то непрофессиональным, даже унизительным для настоящего фотографа, всё же фотоаппарат имел такие функции, а «непрофессиональное» видео Джон иногда использовал для того, чтобы при его просмотре можно было спокойно обозреть всю сцену и выбрать более удачные ракурсы и точку съёмки для следующего профессионального фото на этой же локации.
Память у фотоаппарата была более чем достаточная, так что Джон сделал несколько видео в режиме панорамы на все 360 градусов.
При желании из полученных кадров можно было бы сделать панораму во всю стену. Если такой снимок превратить в фотообои и оклеить ими комнату цилиндрической формы, то стоящему в центре комнаты наблюдателю могло бы показаться, что он переместился в это место. Но этими детскими глупостями Джон не интересовался. Всё то, что нельзя было предложить в журнал «NG», Джон считал баловством.
Вечером в гостинице Джон перекачал все результаты своих съёмок на ноутбук, просто перенеся папку на рабочий стол. И хотя страшно хотелось спать, он не мог отказать себе в удовольствии просмотра результатов на полном экране.
Первый снимок удался на славу. Скалы, освещённые Солнцем, водопад, лиственницы и ели и даже белочка. Джон несколько раз изменял масштаб в два раза. Дошёл до тридцати-двух-кратного увеличения. Качество снимка, глубина резкости, цветопередача и другие тонкости, понятные только профессионалу – всё по высшему разряду! Вложение в этот фотоаппарат себя оправдало!
Этот снимок журнал возьмёт, несомненно.
Джон открыл следующий снимок и не поверил своим глазам!..
На изображении был тот же самый водопад, те же самые скалы, но… Лиственницы и ели исчезли, вместо них были пальмы!
А вместо белочки какая-то ящерица. Но почему-то слишком уж крупная.
Джон принялся быстро пересматривать все остальные фотографии. Снимки, сделанные без новой опции, были отличными, но ничем не примечательными. На всех снимках, сделанных с опцией «Smart Zoom» присутствовали пальмы и какие-то другие тропические растения. Некоторые листья на этих растениях были круглыми с вырезами по краям и с большими эллиптическими отверстиями по всему листу. Другие листья были огромными, длиной до метра. Джону даже показалось, что некоторые растения напоминали бананы, ананасы, а на пальмах он разглядел кокосы.
Этого просто не могло быть!
Джон пролистывал фото дальше и дальше – сомнений быть не могло никаких, это были в точности те же самые места, если судить по горам и водопаду. Но на снимках с опцией «Smart Zoom» растительность была тропической, а некоторые скалы чуть выше и острее. Геологи такие скалы называют более старыми.
Неужели фотоаппарат делал снимки прошлого? Это немыслимо!
Джон вспомнил, что некоторые снимки были сделаны после многократного нажатия на таинственную кнопку. Они были где-то после второй сотни! Он быстро нашёл те фото, которые необходимо было посмотреть немедленно. Так и есть! На них было нечто ещё более удивительное. Пальмы и ананасы исчезли. Вместо них были огромные папоротники! А вместо большой ящерицы была огромная … стрекоза!
После многократного увеличения Джон даже разглядел в реке какое-то немыслимое чудовище. Возможно, это была гигантская личинка стрекозы. Но больше оно было похоже на чудовище из фильма «Чужой».
Джон разыскал другие фотографии, на которых показатель глубины таинственного зума был ещё выше. На этих фотографиях исчезли и папоротники. Вместо них были гигантские хвощи. Из животного мира ничего знакомого не было – только какие-то огромные мокрицы и пауки.
Необходимо было срочно посмотреть видео-панораму.
Джон даже не испытал удивления. На панорамном видео были совершенно незнакомые растения, среди которых бродили и по-хозяйски их объедали никто иной, как динозавры.
«Камера времени! – подумал с восхищением Джон. – У меня появилась камера времени!»
Джон отлично понимал, что это невозможно.
По-видимому, ему это снилось. Хотя нет, не может быть. Какая бы чушь ни снилась ему во сне, он никогда не испытывал во сне удивления.
Что угодно, но не удивление. Во сне можно испытать гнев, или радость, удовольствие или страх, во сне не удивляешься даже своей способности летать, не удивляешься, если видишь молодыми людей, которых дано уже нет, когда место действия или даже сами действующие лица мгновенно изменяются. Вот только что бы разговаривал с одноклассником, который вдруг превращается в сослуживца, затем ты обсуждаешь что-то с кем-то известным. Однажды Джон во сне обсуждал с Оби ван Киноби вопрос о том, зачем снегоуборщик Коксмэн угнал самолёт, вместо того, чтобы ехать по льду в какую-то шахту.
И тут Джона осенило. Никогда ещё во сне он не думал, что это сон. Ничему не удивляться и не считать происходящее сном – это было целых два признака сна. Значит, он не спал. Итак, это был не сон.
На последней панораме были только высокие скалы. Они были втрое выше, чем на современных снимках той же местности, но кроме скал и воды не было ничего – ни деревьев, ни травы, ни животных, ни даже хотя бы мхов или лишайников.
Кому-то надо было об этом рассказать. На этом можно было делать деньги. Конечно, если это всё-таки не сон. Но разве во сне Джон когда-нибудь думал о деньгах?
Но Джон не мог думать о деньгах, потому что многие вопросы, приходящие на ум, оставались без ответа.
«Надо начать снимать людей! – подумал Джон. – Это будет, как минимум, интересно».
Целую неделю Джон под разными предлогами фотографировал людей, знакомых и не знакомых. Первый снимок всегда был без таинственной опции, а последующие – с её использованием на разной степени глубины.
За неделю Джон собрал целую коллекцию фотографий людей на разных стадиях. Джон научился задавать самые разные уровни глубины. Он догадался, что значение таинственной настройки «Z» может быть не только целым, но и дробным. Для этого достаточно было установить значение с отрицательным показателем величины «e», например, «Ze-5». Отрицательное значение можно было получить, если сначала нажимать верхнюю часть кнопки, а затем нажимать на её нижнюю часть. Чтобы отменить опцию, кнопку надо было нажать в её левой части. А если нажать её справа, тогда с каждым новым нажатием показатель значения «e» увеличивался ровно на единицу. Вскоре Джон уже довольно быстро и легко устанавливал любое значение глубины зума.
В его коллекции были люди различных веков, что можно было заметить по характерной одежде.
При более глубокой глубине зума Джон получал фотографии не только человека из бронзового или железного века, но также и получил все стадии последовательного превращения человека в обезьяноподобное существо. Только в обратном порядке. Он пошёл и дальше, прослеживая, как эта форма человекообразной обезьяны постепенно превращается в что-то более похожее на лемура, затем становится чем-то средним между кошкой и мангустой, наконец, превратилось в какую-то то ли крысу, то ли шиншиллу, а затем и вовсе превратилась в рептилию.
«С этим всё ясно, – решил Джон. – Разбираться с историей происхождения рептилий из рыб не так интересно».
Количество фотографий росло с геометрической прогрессией. Джону пришлось купить два накопителя на 256 Терабайт. Потому что он изменил своим правилам и стал снимать на таинственной опции видео.
Голливуд разорился бы, пытаясь конкурировать с накопленными им фильмами о Юрском периоде. Пермский период оказался не столь зрелищным.
Самое приятное в этом было то, что, делая такие снимки, он ничем не рисковал. Доисторические чудовища присутствовали только на видео, а в реальной жизни он оставался во всё том же милом сердцу двадцать первом веке.
Давно пора было коммерциализовать свои видеозаписи. Но Джона останавливало одно простое соображение. Он уже понял, что ему достался совсем не тот фотоаппарат, который он купил.
Согласно принципу Оккама, надо было выбрать наиболее простое объяснение случившемуся. Невозможно было предположить, что изготовитель фототехники преподнёс ему такой удивительный подарок. Не могли ему продать такой чудесный фотоаппарат даже по той запредельной цене, которую он заплатил. Это должно было стоить миллиарды долларов. Да больше! Такая техника вовсе не соответствует техническим возможностям планеты Земля. Даже самая развитая китайская фирма не могла бы сделать такой гаджет.
Следовательно, фотоаппарат – изделие инопланетян. Они замаскировали его под обычный фотоаппарат. Весьма умно! Ведь не может инопланетянин расхаживать по Нью-Йорку или по любому городу любой страны Земли, делая фотографии с каким-то устройством, не похожим ни на какую земную технику. Проще всего было замаскировать его под обычный фотоаппарат. Замаскировать под дорогой фотоаппарат было более правильным решением – такой аппарат никто не попросит даже на время. К нему можно не подпускать никого по причине его высокой стоимости. Сам инопланетянин, разумеется, принял облик обычного землянина. Он в совершенстве изучил земные языки, поэтому все кнопки на фотоаппарате подписаны латиницей, на английском языке. Даже если такой фотоаппарат попал бы руки криминалистов, они, вероятнее всего, ничего не заподозрят, потому что криминалисты не используют улики по назначению.
Всё это Джон понял методами дедукции. Следовательно, где-то по Нюь-Йорку ходит инопланетянин и разыскивает свой фотоаппарат. Если новые снимки будут обнародованы, инопланетянин явится за своей собственностью. Хорошо, если он просто вежливо попросит вернуть ему его аппарат. Но велика вероятность, что он потребует уничтожения всех накопленных файлов. Кроме того, может случиться и так, что инопланетянин просто решит избавиться от лишнего свидетеля.
План был такой. Сначала Джон накопит нужное количество снимков. Затем подбросит фотоаппарат куда-нибудь. Нет, это не годится, ведь если сапёры его уничтожат, то он попросту лишится отличного прибора без того преимущества, которое хотел получить. Преимущество это было в том, что надо было убедить инопланетянина в том, что его фотоаппаратом никто не пользовался. Пришелец сделает столько снимков, сколько планирует, скрытно покинет Землю, а потом, через несколько месяцев, когда его уже не будет, можно будет начать получать прибыль от накопленных фото.
Что отвечать на вопросы о том, каким путём он стал обладателем этих снимков? Хороший вопрос! Можно было сказать, что они сгенерированы каким-то очень эффективным искусственным интеллектом. Но прокол этой идеи бы л в том, что сгенерированные снимки не много стоят. Гораздо ценнее они были бы, если бы он мог доказать, что они имеют прямое отношение к реальности, хоть даже и прошедшей. Но как это доказать без самого прибора? Никак. А как обнародовать снимки, имея прибор на руках, и не подвергаясь опасности того, что хозяин явится за ним? Тоже никак!
Оставалась надежда на одно заветное понятие: срок давности. Надо просто накапливать материалы и ждать, пока пройдёт достаточно много времени, чтобы их обнародование было безопасным.
Итак, от чего ушли, к тому пришли. Надо просто секретно снимать всё то, что только можно, на всех настройках опции.
Близились новогодние праздники. Джон устал ходить повсюду с фотоаппаратом. Он решил немного отдохнуть. Но не хотелось упускать время.
Джон решил установить фотоаппарат на штатив и направить его через окно на площадь, где была установлена рождественская ёлка.
Идея была отличной. По улице площади будут гулять люди. Надо только придумать что-то, чтобы кнопка регулярно нажималась бы сама та, чтобы установка глубины резкости сама понемногу углублялась. Получилось бы отличное видео! Оно показывало бы, как при движении во времени в обратном направлении, каким был мир и какими были люди в прошлом. Город постепенно превратится в посёлок, потом в село, а дальше и просто в стоянку древнего человека, а затем и в место, по которому расхаживают динозавры и прочие допотопные животные. Вид будет сверху – изумительно!
Вот бы ещё найти способ запрограммировать эту опцию, чтобы она сама с какой-то приемлемой скоростью увеличивалась.
Нацелив фотоаппарат на площадь, Джон начал экспериментировать с кнопкой. Вариантов было не много: он уже нажимал на её края по одному и по нескольку раз.
Джон стал пробовать наживать быстро на какой-то край сразу несколько раз, или быстро нажимать сначала на левый край кнопки, а потом сразу же на правый. И наоборот. Такие же эксперименты он делал с верхним и с нижним краем кнопки, и с её серединой.
Неожиданно Джон получил какой-то новый вариант! Вместо буквы «Z» вдруг появилась буква «A»!
Это было что-то новенькое!
Джон решил попробовать сделать съёмку в режиме «А». Он сначала установил «A1», потом «A2» и так далее, а потом стал пробовать и экспоненциальные установки. Последней установкой было «Ae33».
Посмотреть результат можно было только после того, как съёмка будет закончена, так что Джон делал съёмки с разными настройками на протяжении трёх часов.
Наконец, он решил, что для первого эксперимента в этом новом для него варианте настройки достаточно.
Он снял аппарат со штатива, подключил шнур и перебросил фото на ноутбук.
Перегнав видео, Джон с бьющимся сердцем приступил к просмотру.
Уже через десять минут просмотра он понял, что наблюдает будущее!
Никаких сомнений быть не могло! Люди на площади были одеты в какие-то фантастические одежды, на которых не было видно застёжек, но видно было, что эти одежды удобны и красивы.
Дома заменялись на небоскрёбы. Вскоре даже самые неприглядные здания стали намного более высокими и пафосными, чем самые знаменитые в мире небоскрёбы.
Здания становились всё выше и выше. Наконец, Джон увидел летающие автобусы, такси и другие чудеса. Технические чудеса были всё более удивительными. К своему удовольствию, Джон отметил, что парков в городе меньше не стало. Более того, на крышах зданий, похоже, тоже стали разводить сады.
Джон решил перемотать на самый конец.
Дело в том, что он был из тех, кто часто заглядывает в конец книги, которую читает.
Движок был перемещён на последние пять миллиметров всей линии внизу видео. Джон отпустил мышь, управляющую движком, и нажал на треугольник, означающий «Play».
Площадь была покрыта хвощами. По площади ползали огромные существа, похожие на что-то среднее между обезьянами и тараканами. Они были одеты в какие-то одежды. То, что Джон увидел дальше, повергло его в шок. На площадь въехала повозка, запряженная динозавром. На месте кучера сидел такой же точно огромный таракан, на ногах у него были сапоги, в одной руке у него были вожжи, в другой – кнут, а в двух других – газета с надписью «Times».
Джон почти в шоковом состоянии передвинул движок прокрутки на пару сантиметров влево, чтобы посмотреть, что было до этого. Сначала не было ничего экстраординарного. Но потом он увидел то, что смутно ожидал увидеть – огромный гриб атомного взрыва где-то далеко за горизонтом.
* * *
– Как думаешь, Зац? Если он обнародует это видео и историю его возникновения, может быть, политики этой планеты будут, наконец, больше внимания уделять дипломатии и меньше – военному противостоянию? – спросила Гаруш.
– Ты, Гаруш – неисправимая оптимистка и пацифистка, – ответил Зац. – Как и все мы. Но земляне – не такие. Впрочем, мы не могли не попробовать спасти их цивилизацию. Наблюдать, как цивилизация целой планеты сама себя стирает с лица планеты за какие-то жалкие три тысячелетия, также печально, как смерть кардорианца в юношеском возрасте каких-нибудь двухсот-трёхсот земных лет.
– Да, ты прав, как ни прискорбно, такое ещё случается, – согласилась Гаруш. – Казалось бы, какое нам дело до этих землян? Но нам, странникам, вечно хочется кого-то облагодетельствовать. Иначе наши странствия по Вселенной были бы просто бессмысленной прогулкой.
– Теперь куда? – спросил Зац. – На Пандору?
– Если только успеем, – согласилась Гаруш.
Зац ввёл координаты и нажал кнопку старта. Корабль снялся с околоземной орбиты, стремительно покинул Солнечную систему, после чего отключил маскирующие экраны и совершил квантовый скачок к планете Пандора.
Свидетельство о публикации №225120600826