Феофан Затворник. пр. 4

     Безчувствие и охлаждение это прямое
  следствие самовозношения и самодовольст-
  ва.
     Охлаждение бывает вот как:начинается
  забвением...Забываются благодеяния Божии,
  и Сам Бог,и своё в Нем спасение,опасность
  быть без Бога,и память смертная отходит,
  словом,закрывается вся духовная область.
  Это и от врага бывает,и от рассеянности
  мыслей делами,заботами,многим обращением
  с людьми.Когда всё это забыто бывает,ох-
  лаждается сердце и сочувствие его к духо-
  вному пресекается...вот и нечувствие.

     Главное - охлаждение.Это горькое и
  опасное состояние.У Господа оно стоит
  в числе руководительных,вразумительных
  и исправительных средств.Но бывает оно
  и вроде наказания.Причина сего явный грех
  но как у вас его не видно,то причины надо
  искать во внутренних чувствах и располо-
  жениях.Не вкралось ли самомнение,что вы
  не то,что другие?Не загадываете ли сами
  шагать по пути спасительному и восходить
  горе одними своими средствами?Не успокаи-
  ваетесь ли на том порядке жизни,какой за-
  веден...и расположились спать в мысли,что
  больше заботиться не о чем?..Такие и по-
  добные мысли приводят в безпечность,а бе-
  зпечность есть первый шаг к охлаждению.

     Может быть,в церкви невнимательно сто-
  ите,тогда...сухость наказание за то.

     ...При охлаждении и бесчувствии мысль
  трудно будет удерживать при словах молит-
  вы,но всё же возможно.Делать надо напере-
  кор себе...Это преутруждение себя и будет
  средством преклонить Господа на милость и
  возвратить благодать.

      Не думайте,что сами себя согреете...
  Согреет Господь,когда время придёт.Ваше
  же дело труд и труд.К сему труду мыслен-
  ному прилагайте молитву к Господу именно
  об избавлении от сей язвы.Все другие пре-
  дметы оставьте,держите одну эту молитву
  против охлаждения.Стоите ли на молитве,
  читаете ли,в церкви ли стоите,дело ли ка-
  кое справляете,всё одно имейте в уме:"Го-
  споди,избави меня от сего охлаждения".
  И не давайте себе покоя,пока не согреете-
  сь.Согреянность есть Господа прикоснове-
  ние к сердцу,а непрестанная теплота есть
  Господа выселение в сердце...

    Охлаждение есть Божия епитимия.

    Я полагал,что у вас постоянное охлажде-
  ние...или сухость и нечувствие.Но этого
  у вас нет,а есть то,что со всеми по вре-
  менам бывает.Об этом все почти писавшие
  о духовной жизни поминают.Святой Марк По-
  движник грех такого рода врагов выставля-
  ет:неведение с забвением,разленение с не-
  радением и окамененное нечувствие."Какое-
  то параличное состояние всех сил душев-
  ных".В кратких молитовках не забыл их и
  святой Иоанн Златоуст:"Избави меня от
  неведения,забвения,уныния(это разленение
  с нерадением),и окамененного нечувствия".
  Средства указываются не многосложные:тер-
  петь и молиться.Терпеть.Возможно,Бог Сам
  посылает это для обучения не полагаться
  на себя.Иной раз много берём на себя и
  многого ожидаем от своих усилий,приёмов
  и трудов.Вот Господь и берет благодать и
  оставляет одного,как бы говоря:"Вот по-
  пробуй,насколько у тебя есть сил".Чем бо-
  льше имеется дарований естественных,тем
  такое обучение нужнее.Сознавая это,будем
  терпеть.Посылается это и в наказание,за
  вспышки страстей,допущенные и не осужден-
  ные,и не покрытые покаянием.Вспышки эти
  то же для души,что для тела пища дур-
  ная... которая отягчает или расслабляет,
  или отупляет...Надо,выходит,при сухостях
  осмотреться,не были чего такого в душе...
  и покаяться пред Господом,и положить впе-
  ред остерегаться.Больше всего достается
  это за гнев,неправду,досаждение,осужде-
  ние,возгордение и подобное.Врачевство
  возвращение опять благодатного состояния.
  Как благодать в воле Божией,то нам остае-
  тся молиться...об избавлении от сей самой
  сухости...и от окамененного нечувствия.
  Встречаются такие уроки:обычного молитве-
  нного правила при сем не оставлять,но всё
  его точно исполнять,стараясь всячески,
  чтобы мысль сопровождала слова молитвы,
  напрягаясь и чувство расшевелить...Пусть
  чувство камень,но мысль будет хоть поло-
  винная,но всё же это будет молитва,
  ибо полная молитва с мыслию и чувством
  должна быть.
      Святой Макарий говорит:"Увидит Госпо-
  дь,как искренно желаем блага этого...и
  пошлет".Молитву же против охлаждения воз-
  сылать своим словом пред правилом и после
  правила...и в продолжении его к Господу
  взывать,как бы преднося пред лице Его
  мертвую душу:видишь,Господи,какова она!
  Но рцы слово и исцелеет.
     С этим же словом и в продолжении дня
  по часту обращаться к Господу.

     Ничто существенно доброе не укореняет-
  ся в нас без Него,<Господа>.Если так,то
  предать Ему себя следует.Не прекращать
  однако и своих трудов и усилий,только
  упование на них не полагать и ничего от
  них не ожидать,если Бог не благословит.

     Без Бога никакое добро не укореняется
  в сердце.

      Таков уж закон:противиться себе в ху-
  дом и нудить себя на добро.Сие и означают
  слова Господа,что Царствие Божие нудится
  и нужницы восхищаются его.От этого и сле-
  дование за Господом есть иго.
      продолжение 5


Рецензии