Феофан Затворник. пр. 4
следствие самовозношения и самодовольст-
ва.
Охлаждение бывает вот как:начинается
забвением...Забываются благодеяния Божии,
и Сам Бог,и своё в Нем спасение,опасность
быть без Бога,и память смертная отходит,
словом,закрывается вся духовная область.
Это и от врага бывает,и от рассеянности
мыслей делами,заботами,многим обращением
с людьми.Когда всё это забыто бывает,ох-
лаждается сердце и сочувствие его к духо-
вному пресекается...вот и нечувствие.
Главное - охлаждение.Это горькое и
опасное состояние.У Господа оно стоит
в числе руководительных,вразумительных
и исправительных средств.Но бывает оно
и вроде наказания.Причина сего явный грех
но как у вас его не видно,то причины надо
искать во внутренних чувствах и располо-
жениях.Не вкралось ли самомнение,что вы
не то,что другие?Не загадываете ли сами
шагать по пути спасительному и восходить
горе одними своими средствами?Не успокаи-
ваетесь ли на том порядке жизни,какой за-
веден...и расположились спать в мысли,что
больше заботиться не о чем?..Такие и по-
добные мысли приводят в безпечность,а бе-
зпечность есть первый шаг к охлаждению.
Может быть,в церкви невнимательно сто-
ите,тогда...сухость наказание за то.
...При охлаждении и бесчувствии мысль
трудно будет удерживать при словах молит-
вы,но всё же возможно.Делать надо напере-
кор себе...Это преутруждение себя и будет
средством преклонить Господа на милость и
возвратить благодать.
Не думайте,что сами себя согреете...
Согреет Господь,когда время придёт.Ваше
же дело труд и труд.К сему труду мыслен-
ному прилагайте молитву к Господу именно
об избавлении от сей язвы.Все другие пре-
дметы оставьте,держите одну эту молитву
против охлаждения.Стоите ли на молитве,
читаете ли,в церкви ли стоите,дело ли ка-
кое справляете,всё одно имейте в уме:"Го-
споди,избави меня от сего охлаждения".
И не давайте себе покоя,пока не согреете-
сь.Согреянность есть Господа прикоснове-
ние к сердцу,а непрестанная теплота есть
Господа выселение в сердце...
Охлаждение есть Божия епитимия.
Я полагал,что у вас постоянное охлажде-
ние...или сухость и нечувствие.Но этого
у вас нет,а есть то,что со всеми по вре-
менам бывает.Об этом все почти писавшие
о духовной жизни поминают.Святой Марк По-
движник грех такого рода врагов выставля-
ет:неведение с забвением,разленение с не-
радением и окамененное нечувствие."Какое-
то параличное состояние всех сил душев-
ных".В кратких молитовках не забыл их и
святой Иоанн Златоуст:"Избави меня от
неведения,забвения,уныния(это разленение
с нерадением),и окамененного нечувствия".
Средства указываются не многосложные:тер-
петь и молиться.Терпеть.Возможно,Бог Сам
посылает это для обучения не полагаться
на себя.Иной раз много берём на себя и
многого ожидаем от своих усилий,приёмов
и трудов.Вот Господь и берет благодать и
оставляет одного,как бы говоря:"Вот по-
пробуй,насколько у тебя есть сил".Чем бо-
льше имеется дарований естественных,тем
такое обучение нужнее.Сознавая это,будем
терпеть.Посылается это и в наказание,за
вспышки страстей,допущенные и не осужден-
ные,и не покрытые покаянием.Вспышки эти
то же для души,что для тела пища дур-
ная... которая отягчает или расслабляет,
или отупляет...Надо,выходит,при сухостях
осмотреться,не были чего такого в душе...
и покаяться пред Господом,и положить впе-
ред остерегаться.Больше всего достается
это за гнев,неправду,досаждение,осужде-
ние,возгордение и подобное.Врачевство
возвращение опять благодатного состояния.
Как благодать в воле Божией,то нам остае-
тся молиться...об избавлении от сей самой
сухости...и от окамененного нечувствия.
Встречаются такие уроки:обычного молитве-
нного правила при сем не оставлять,но всё
его точно исполнять,стараясь всячески,
чтобы мысль сопровождала слова молитвы,
напрягаясь и чувство расшевелить...Пусть
чувство камень,но мысль будет хоть поло-
винная,но всё же это будет молитва,
ибо полная молитва с мыслию и чувством
должна быть.
Святой Макарий говорит:"Увидит Госпо-
дь,как искренно желаем блага этого...и
пошлет".Молитву же против охлаждения воз-
сылать своим словом пред правилом и после
правила...и в продолжении его к Господу
взывать,как бы преднося пред лице Его
мертвую душу:видишь,Господи,какова она!
Но рцы слово и исцелеет.
С этим же словом и в продолжении дня
по часту обращаться к Господу.
Ничто существенно доброе не укореняет-
ся в нас без Него,<Господа>.Если так,то
предать Ему себя следует.Не прекращать
однако и своих трудов и усилий,только
упование на них не полагать и ничего от
них не ожидать,если Бог не благословит.
Без Бога никакое добро не укореняется
в сердце.
Таков уж закон:противиться себе в ху-
дом и нудить себя на добро.Сие и означают
слова Господа,что Царствие Божие нудится
и нужницы восхищаются его.От этого и сле-
дование за Господом есть иго.
продолжение 5
Свидетельство о публикации №225120600884