Ч. 455 Военно-морская разведка не дремала
Командир клипера «Алмаз» не выполнил приказ Краббе перейти из Нью-Йорка на Дальний Восток, объяснив, что корабль в таком состоянии, что не выдержит этого перехода.
Тогда управляющий Морским министерством приказал ему следовать в распоряжение Лесовского. Николай Карлович в секретном письме потребовал, чтобы Лесовский проверил действительное состояние корабля.
Степан Степанович также конфиденциально 16 января 1865 года ответил вице-адмиралу, что дать заключение о состоянии клипера «Алмаз» можно только после осмотра в доке.
Лесовский напомнил своему начальнику историю с транспортом «Неман», который отправляли на Дальний Восток, а тот едва не затонул уже вскоре после ухода из Кронштадта: весь корпус был гнилой.
Кстати, «Неманом» тогда командовал Константин Иванович Истомин, о котором упоминалось выше.
Краббе требовал от Лесовского, чтобы тот посетил Тулон для сбора сведений о французском военно-морском флоте.
Но тот смог это сделать только в конце января 1865 года, потому что сначала ждал приказа доставить наследника в Вилла-Франка, потом император пожелал принять поздравления офицеров в Рождество,
затем корабли захотели посетить эрцгерцог и принцесса Александра Гессен-Дармштадтская, потом братья императрицы. Наконец, император разрешил Лесовскому идти в Тулон.
В Тулоне Степан Степанович познакомился с командующим броненосной эскадры адмиралом Буэ де Вильомом. Два моряка хорошо посидели в каюте французского адмирала, крепко выпили.
Из броненосцев в порту находился только «Solf;rino». С разрешения Буэ де Вильома Лесовский пробыл на броненосце целый день, детально его осматривая.
Он отметил хорошую вентиляцию, какой не было на русских кораблях. Предложил Краббе устроить такую же на фрегате «Александр Невский». Остальное, по мнению Степана Степановича, ничего нового не представляло.
Краббе приказал собрать мельчайшие подробности о французском флоте, добыть чертежи вентиляционного оборудования, сравнить с американской системой вентиляции, которая была устроена на фрегате «Генерал-Адмирал».
Лесовский доложил, что с французами наладил очень хорошие отношения, те устраивают обеды на кораблях, но для сбора нужных сведений требуется пробыть в Тулоне два месяца, и нужны деньги, чтобы платить за добытые чертежи.
Лесовский представил подробный доклад о Тулонском порте, судостроительных предприятиях, станочном оборудовании, в частности, станках для изготовления шпангоутов.
Он произвёл сравнительный анализ оборудования портов в Англии и США с портами в Николаеве и Кронштадте. Из доклада Лесовского стало ясно, что российские порты необходимо перестраивать.
По его предложению в Тулон на два месяца командировали капитана Бородатова, которому поручили составить проект перестройки Кронштадтского и Николаевского доков для железного судостроения.
Не удалось Лесовскому изучить артиллерийские мастерские, французы тоже были не лыком шиты, и скрыли основные цеха от любопытного русского гостя.
Русская военно-морская разведка в США, которой в 1864 году руководил капитан 2 ранга Александр Егорович Кроун, активно добывала сведения о броненосном судостроении и отправляла их в Петербург.
Задания, что выяснить у американцев, сыпались на Кроуна одно за другим. От него требовали подробностей о новом топливе, о способе заряжания орудий посредством пара и многом другом. Вопросы возникали в процессе строительства мониторов на верфях в Петербурге.
20 января 1864 года Кроун отправил в Россию модель улучшенного артиллерийского станка Эриксона, «который ставят на всех новейших мониторах». Модель тайно изготовили подкупленные сотрудники изобретателя. Тогда же Кроун сообщил подробные сведения о компрессорах на мониторах.
7 февраля 1864 года капитан 2 ранга переслал в дипломатической почте отчёт об опытах с 15-дюймовым орудием системы Родмана. Кроун подробно описывал проведение опытной стрельбы, сообщил, какие были выявлены достоинства орудия.
Кроун и его помощники добыли чертежи новейшего монитора, устройства вентиляции башен от пороховых газов, чертежи кольца, на котором вращалась башня.
1 марта 1864 года разведчик отправил новый пакет с документами. В нём находилось описание второй пробы станка, модель которого он отослал ранее,
описание подводной лодки, потопившей шлюп «Housatonic», описание взрывного устройства, которым был потоплен шлюп, а также рапорты морских инженеров об этом потоплении морскому министру Гидеону Уэллсу.
Это донесение разведчика Краббе доложил императору.
В помощь Кроуну в США прибыл ещё один офицер, подпоручик корпуса корабельных инженеров Кишкин, сын погибшего командира корабля «Лефорт» капитана 1 ранга Александра Михайловича Кишкина.
Кишкины — русский дворянский род. Один из потомков, Николай Михайлович, был министром государственного призрения Временного правительства. Принял советскую власть, работал врачом.
Несколько раз его арестовывали, лишили пенсии, а потом отобрали и продовольственные карточки. Нетрудно догадаться, что он умер от голода.
Другой Кишкин, Владимир Александрович, стал комиссаром государственной безопасности 2 ранга, занимал высокие должности. В 1937 году его расстреляли, а в 1956 году реабилитировали.
Он, кстати, спас художника Малевича, которого обвиняли в том, что он германский шпион. Кишкин его освободил.
Продолжение следует
На фотографии: поднятая со дна подводная лодка, потопившая фрегат.
Свидетельство о публикации №225120600929
С интересом
Искандар
P.S. Но вот что любопытно в СССР, был А.Н. Толстой и ему позволял быть "Красным графом", его вроде бы не коснулись страшные перипетии, что случались с его собратьями по дворянскому роду?
Заметки Географа 06.12.2025 20:14 Заявить о нарушении