1535. Хут. чертовщина. Исповедь матушки Анастасии
А у самого в голове прокручивался предстоящий сюжет выуживания информации из этой разговорчивой старушки.
Придерживаясь давней традиции, если с этого конца не удаётся ухватиться, то чего бы не ухватиться за другой конец и приложив некую изворотливость всё одно размотать весь этот запутанный клубок.
Как бы невзначай, проявляя любопытство возьми и спроси.
-Матушка Анастасия, а с давнего ли времени вы пребывали в этом вашем женском монастыре?
-А вам это зачем знать Павел?
-Ну должен же я знать о вас хоть малую малость сидя за одним столом и играя в карты.
-Не сказать чтобы давно, но с десяток лет наберётся.
-Не посчитайте за мою наглую наивность, но хочу ещё спросить, вы сразу сюда поступили оставив мирскую жизнь?
-Ну если вам Павел так это интересно узнать, то могу поведать свою историю о моей печальной участи.
-Но это окажется довольно утомительно и возможно для вас совсем не интересно.
-Ну почему же, мне будет приятно от вас, как от новой моей знакомой, узнать о вашей былой жизни, а вы ведь, как я понимаю не сразу решили податься в монашество?
-Верно Павел, правильно мыслите, но до этого была длительная жизнь с её внезапными взлётами и последующими падениями с полнейшим разочарованием в жизни.
-Ведь я родилась в семье, если так выразиться, средней руки, и как понимаете ни в чём не испытывала недостатка, как внимания, так и в материальном обеспечении.
-Но всё же была дерзкой девчонкой, всё грезила изменить этот мир к лучшему начитавших дешёвых романов и всяких непотребных для юношеских лет книжонок.
-Вы уже знаете, что по глупости молодых лет подалась в народовольцы, вот тогда и случилось со мной первое и большое разочарование в жизни.
-Затем новые увлечение, замужество, как мне казалось за героической личностью, но в итоге вышло за обычным гулякой и мотом.
-Да и сама, если честно признаться при своей хорошенькой внешности имела большой успех в кругу офицерства.
-Время в беззаботной жизни и развлечениях летело стремительно, оглянуться не успела, как закончился мой бабский век, куда-то подевались былые поклонники и как сами понимаете вышло очередное разочарование, став той самой скучной барыней, что с недовольством и осуждением поглядывали на молодых и весёлых девиц.
-А дальше Павел всё покатилось под уклон, случилась война с японцами, подался мой супруг на войну добывать почести и награды, да там героически и сгинул, как было указано в пришедшем задокументированном сообщении.
- А через некоторое время по дошедшим до меня слухам оказалось, что мой отважный Василий Петрович крепко продулся в карты и влез в огромные долги.
-Но это ещё не вся напасть свалившаяся на мои усталые женские плечи, в то же примерное время крестьянских бунтов, нашу усадьбу спалили дотла, так что нечего было продать, чтоб рассчитаться с долгами.
-Уж как там вышло сам ли он себе пулю пустил в висок, то ли ему помогли в этом вопросе, в точности сказать не могу.
-Если честно признаться, то я больше склоняюсь ко второму варианту, мой муж большой любитель азартных игр и всегда ходил по лезвию ножа, но чтобы наложить на себя руки, это вряд ли, он обладал невероятными способностями одурачивания с обещаниями в скором времени вернуть долги.
-И это у него ловко получалось, беря взаймы у одних и отдавая другим, он многие годы считался достойным уважения в своей среде отчаянных картёжников.
-Но видно по какой-то неизвестной причине удача отвернулась от него, за что и поплатился собственной жизнью.
-А я Павел вынуждена была уехать к своим родственникам в Ростов, где прожила несколько лет в неком дурмане всё глубже погружаясь в греховность бытия.
-Спросите, а как же дети, семейное уютное гнездышко?
-Так мои детки как выпорхнули из этого гнезда, так и разлетелись безвозвратно, а от самого-то Каменского гнезда ничего не осталось, да и содержать его не позволительно было дорого.
-Помыкалась я горемычная, помыкалась, хоть вешай камень на шею и головою в омут, но как бы этот мир не был плох и беспощаден, нашлись добрые люди и подсказали, куда мне податься на старости лет.
-Иная обстановка подействовала на меня полным отрешением от мирской суеты, оказавшись хорошей послушницей зажила новой необычной для меня жизнью, а оказавшись на хорошем счету, как бы сказали пошла в рост и когда казалось, что всё идёт к лучшему, началась война с германцем, бывало приходилось и в госпиталях ухаживать за ранеными.
-А когда началась заваруха со сменой властью, то жизнь меня очередной раз поставила перед выбором, как быть дальше и чего делать, возможно мне опять повезло, что мой выбор пал на этот женский монастырь, да не долго пришлось радоваться.
Пал Андреич всё это время кивал головой, впитывая услышанную информацию не делая в своей голове поспешных выводов, мало ли чего старушка ему наговорит, ведь всякое бывает, когда свою фантазию стараешься выдать за реальность.
В дополнение к этому он уже дважды проигрался, делал это специально, имея намерения выслушать покаяние наставницы, а в последствии эдак ненавязчиво испросить её на счёт Богдан Федотыча, уж очень его заинтересовал рассказ Фаины, хотелось более детально узнать о его несчастной кончине.
А для этой цели хитрец возьми и предложи.
-Матушка Анастасия, не будете против испить остатки спирта из графина?
-А с чего мне быть против и не оставлять же на утро эти остатки слёз.
-За свой длинный век Павел я довольно наплакалась, так зачем нам с вами нарушать народную примету.
-Разлейте, чтоб эта зараза нас больше не дразнила своим вниманием.
С манерами учтивого угодника Злотазан разливает остатки спирта и в торжественной манере произносит незамысловатый тост.
-Давайте матушка Анастасия выпьем с вами за то, чтобы на нашем не столь длинном остатке жизненного пути попадались только благородных манер особи.
-И пусть это будет наша не последняя встреча, ведь ныне редко встретишь того, кто близок тебе истинно по родственному и готового в любую трудную минуту подставить своё крепкое и надёжное плечо.
-За неё матушка, за госпожу Удачу и пусть она всегда нам благоволит.
-Ибо мы заслужили её покровительства своими трудными и скорбными судьбами, так пусть до скончания века будет она нам путеводною звездою.
Под одобрение наставницы было выпито, скромно подъедено и начато новая коробка папирос, а дымя и приятно наслаждаясь крепким табаком, Злотазан раскидал карты и побивая подкинутую карту, особо не мудрствуя спросил.
-Матушка, если вас не затруднит, то ответьте мне на мой глупый и не уместный вопрос, вы давно были знакомы с Богдан Федотычем?
Наставница Анастасия резко оборвала свой взгляд со своих карт и пронзительным взглядом уставилась в Пал Андреича, ответив вопросом на вопрос.
-А вам это зачем знать Павел?
-Смилуйтесь матушка над моим любопытством, но хотелось бы узнать из ваших уст об ужасной кончине Богдан Федотыча.
-Дошёл до меня слух, что ему была уготовлена жесткая по своей участи жесточайшая смерть.
Уж чего-чего, а вот по всей видимости матушка Анастасия не ожидала и тем более не подозревала о возможности ответа на этот щепетильный для неё вопрос.
А потому повела себя как-то странно, как это бывает, когда идёшь по ровной дороге и вдруг спотыкаешься, недоумевая, как такое могло произойти.
Наставница собираясь с мыслями и видимо трудно соображая, как бы ей по ловчее обойти это внезапно возникшее недоразумение, а лукавый проныра и прохиндей уставился в неё своими чёрными, что смоль глазами, если не дырявя насквозь, то мысленно копаясь в глубинах её мозговых извилин.
Началось зрительное противостояние, кто кого пересилить своим колючим взглядом и первого заставит заговорит.
Используя все свои хитрости и посылая флюиды способствующие заставлять свою жертву выкладывать все скрытые тайны, мысленно произнося:
«Ну давай старушка, развяжи свой болтливый язык, чего чертовка старая уставилась и молчишь, ведь тебе есть о чём рассказать, так чего держать в себе тяжкий мучительный груз, исповедуйся мне без всякого стеснения, я ведь не побегу и не стану рассказывать, чего услышал от тебя.
Ну смелее, только скажи пару слов, а там всё само собой польется, забьёт родниковым ключом и прольётся твоя не замысловатая речь журчащим потоком, неся в своих водах всю скопившуюся грязь.
Смой с себя и очисти от всякого хлама своё нутро, в котором засела прослойка сомнений прикрытая тонкой плёнкой святости.
А всякая принесённая клятва о неразглашении тайны, обычная ловушка для простаков.
Во всём следует видеть личную выгоду, а не являться в чужих руках орудием собственного принуждения.
Пора решиться, довольно долго затянулась пауза, а это не простительное расточительство времени, которого так мало и уже не вернуть обратно.
Даю установку и после моего третьего моргания глазами хочу услышать достоверные сведения на счёт Богдан Федотыча».
-Павел, чего уставился в меня, будто собираешься меня смутить, я на подобные штучки давно уже не обращаю внимания.
-А на счёт твоего любопытства по поводу кончины Богдан Федотыча, чтоб ему икнулось тысячу раз на том свете, так сразу и не ответить.
-Уж если интересно послушать, то наберись терпения, рассказ будет довольно продолжительный, ибо в двух словах об этом не сказать.
-Начну наверное самого начала, с моего прибытия в монастырь, не стану говорить обо всём в подробностях, но скажу так, с первого дня, как я его увидела особо не обратила на него внимания.
-Как позже я узнала, был он при монастыре по части снабжения и хозяйственных работ, чего-то привезти, чего-то отвезти, если надо, то и починить по мелочи.
-Имея большие связи в городе и умением подольститься к нужным людям много чего полезного сделал для монастыря, но не забывал и про свой карман.
-А чего было не воспользоваться положением, когда выпрашивая для монастыря скажем те же продукты, то несомненно давил на жалость, склонял уступить в цене, а когда это ему удавалось, то разницу не забывал положить в свой карман.
-Да много у него было всякого соблазна, жил что тот жирный кот при кухне, грех на него жаловаться, умел проворачивать дела с выгодой как для монастыря, так и для себя скромняги.
-Извиняйте матушка, что вас перебиваю, не только картой, но и заданным вопросом, это вы его познакомили с Анной Владимировной?
- Ну что вы Павел, как можно, я об этом и знать не знала, когда у них завязались деловые отношения.
-Это только после того как Аннушка подалась к нам в монастырь, а я стала её наставницей, то вскоре и узнала, мало того, что Богдан Федотыч был с ней знаком, так ещё являлся поверенным в её делах.
-Но стоит заметить Павел, что мы слишком забежали вперёд, опередив множество значимых событий.
-Всё несчастья начались у нас в монастыре с отречения царя, а дальше такое началось, что могло показаться наступил конец света, а люди превратились в чудовищ и хищных зверей.
-Да Павел так и было, чего об этом умалчивать, когда собственными глазами видела их зверства.
-На наш монастырь и до этого поглядывали косо, думая, что у нас здесь хранятся сокровища в огромных количествах, не стану вводить вас в заблуждение имелось кое-чего в запасниках, мы ведь не сидели в кельях с утра до вечера читая молитвы, а ещё успевали трудиться.
-А трудовая копеечка собиралась по крупицам пополняя нашу скромную монастырскую казну.
-И когда к власти временно пришли большевики и ото всюду нас поджидала опасность, было решено доверить нашу казну Богдан Федотычу, чтоб он вывез её из монастыря и надёжно спрятал.
-Как человек он нам показался благонадёжным, да так и было Павел, чего здесь на него напраслину наговаривать, ему свои сбережения доверила и Анна Владимировна.
-Не знаю известно вам или нет, но когда в наш монастырь ворвались представители новой власти с требованием выдачи всех ценностей и денег, то игуменья Клавдия отказалась исполнять их требования, говоря им, что в монастыре нет ни каких ценностей, ни денег и ни когда не было.
- Этой женщине Павел не занимать мужества, сколько б её не пытали и не жгли огнём, она так и не сказал этому зверью, что монастырскую казну передала Богдан Федотычу, в жестоких муках умерла так и не выдав им тайны.
-А ведь Богдан Федотыча тоже подвергли жесточайшему допросу и не единожды, тыкали ему в живот своими наганами и маузерами, избивали, ставили к стенке стращая расстрелом, а он только отнекивался и говорил, что он человек маленький, ни о каких деньгах и знать не знает, выполнял хозяйственные работы и не боле того.
-Чего-то подобного я от него слышал,
почёсывая бородку сказал Пал Андреич,
- а что же дальше было?
- А дальше Павлуша началась самая настоящая чехарда со сменой властью, вроде как возвернули обратно старую власть и мы было вздохнули с облегчением, но не долго радовались, Советы сумели одолеть и изгнать наших доблестных защитников, а у нас опять начались чёрные дни, то выискивали спрятавшихся у нас офицеров, то вели обыски, пытаясь отыскать засланных шпионов.
-Не давали нам мирно жить и работать, а затем и вовсе решением Горского ЦК, закрыли наш монастырь, а куда прикажете податься, когда вокруг сплошная разруха, тогда и задумали остаться при монастыре и организовать подобие трудовой общины, что вполне сравнимо с обычной коммуной.
-Только Павлик наша жизнь с тех пор оказалась невыносимой, куда ни сунься, за что ни возьмись сплошные трудности и самое ужасное скудное питание, ну до того скудное, что иной раз волком хотелось выть.
-И тогда Анна Владимировна решилась пожертвовать из своих сбережений часть своих средств на пропитание, дав поручение Богдан Федотычу забрать из тайника часть денег и тайно перевезти в монастырь.
-К этому времени заметно исхудалый Богдан Федотыч моральным воздействием на него, не очень обрадовался этому поручению, но по обещался в ближайшее время съездить к себе на пасеку и привезти деньги, что не вызовет ни у кого ни какого подозрения.
-На том и порешили, как ни покажется странным наше ожидание с Анной как-то под затянулось, мы обеспокоились но виду не подавали, а наш посланник как на зло не появлялся в монастыре.
-Справились у него дома, сказали, что уехал мёд качать на пасеку в горах, наказал скоро не ждать.
-Мы на некоторое время успокоились, прошла неделя, а его нет, вновь обеспокоились, у Анны начали сдавать нервы, имела предчувствие, что случилось что-то не поправимое.
-Пришлось посылать за ним гонца, да только где искать эту пасеку, время летнее могли перевезти и выше в горы.
-В совокупности по прошествию четвёртой недели в монастырь прилетела дурная весть, Богдан Федотыч убит на своей пасеке, подозрение пало на сторожа, который там отсутствовал.
-Знаете Павел, как-то не верилось в это чудовищное ограбление, явно подсмотрев и поддавшись соблазну сторож пошёл на преступление, убив Богдан Федотыча, а деньги забрав с собой и возможно ушёл в Грузию.
-Обождите матушка и извините, что прерываю вас на этой трагической ноте, но имею не большое любопытство, если Богдан Федотыч уехал в горы месяцем раньше, то каково было состояние его трупа?
-Да какое может быть в летнее время состояние трупа пролежавшего целый месяц, распух и разложился, а лицо до костей изъедено опарышами.
-Его ведь и перевозить не стали, чтоб захоронить на местном кладбище, там же на пасеке и предали земле.
-Выходит и опознания не было, ну как же не было, о чём вы Павел говорите, было, признали по надетой одежде и сапогам на трупе.
-М-да, жуткая вышла участь у Богдан Федотыча, только я не могу понять, с чего тогда у вас к нему такое небрежное отношение?
-А каково оно должно быть, если этот старый боров в тайне от Анны Владимировны транжирил её деньги, мне да не знать, как он такие делишки проворачивал за долго до знакомства с моей послушницей.
-И ведь вдовушка Богдан Федотыча скромная старушка всё это время проживала припеваючи, хотя вокруг гуляет голод, не зная себе отказа в сытной еде, как и всё его семейство, потому с такой не охотой и не хотел ехать в горы, надеясь, что Анна Владимировна при отвратительном питании долго не протянет.
- Да уж, вот оно каково, всю жизнь собирал и копил капиталы не подозревая, что они в последствии достанутся другому.
-Грустная и поучительная вышла история матушка Анастасия, ну что в таком случае, ещё одну партеичку, да по одной папироске выкурим и будем отходить ко сну, время не сказать чтобы позднее, а скорее всего раннее, надо бы и отдохнуть к завтрашнему празднику.
-Ну раз вы так Павел решили, то давайте я вас напоследок оставлю в дураках, говорят в таком разе лучше спиться.
-А на это ещё матушка мы посмотрим, кому хорошая карта в руки придёт.
06-07 декабрь 2025г.
Свидетельство о публикации №225120701046