Храм III

Храм станицы Скуришенской, единственное историческое сооружение района, из восьми существовавших после победного парижского похода, несколько десятилетий находился в удручающем виде, отражая состояние умов и кошельков местного населения. По инвентарному описанию храма на крыше значились даже деревья! Стекол не было, птички свободно летали насквозь, из двух сторожек при входе одна уже приобрела сквозную дыру в стене у основания и вертикальную трещину отклонивщейся стены из-за разрушения фундамента, утомившегося от нагрузки двух столетий. Колонны потрескались и фронтон на деревянном основании вот-вот должен был обрушиться. Обручи, стягивающие треснувщие колонны еще кое-как удерживали сами себя, но дождь заливал глубокие трещины обещая скорое обрушение.

Населения в станице почти не осталось, рядом стоящая школа близка к закрытию, а для участкового врача недосчитались нормативных восемьсот человек при том, что на момент строительства храма в начале XIX века, для чего был пострен кирпичный завод, вокруг проживало десять тысяч, больше нынешнего райцентра по соседству. Все спокойно и безропотно дожидались естественного обрушения последнего районного памятника Всевеликаго Войска Донского, приконченного большевиками, как и Семиреченское казачество, на месте которого возник для кочевников Казахстан, с переименовпнием казачьего Верного в Алма-Ату. Красные реформаторы над людьми и местностью вдоволь поэскрементировали за прошедший век, можно любоваться на результат и вспомнить новенькие минареты бывшей казачьей крепости Грозная, но "это другое", как любят теперь говорить.

Все знают, что у нас церковь отделена от государства и статьи расходов на поддержание церковных сооружений не предусмотрено. А коль нет заинтересованных, воцерквлённых лиц в данной местностии, то и вывод прост. В районном центре по соседству убогая церквушка имеется, как и желание прихожан построить храм сходный со старинным, когда станицы соревновались друг с дружкой по монументальности своих сооружения, среди которых самая внушительная была в станице Букановской из которой предки атамана Краснова, повешенного Сталиным. Сейчас на месте храма лежит ровно асфальт, и небольшая деревянная церквушка, которой вполне хватает для нескольких сотен жителей Букановки, оптимизация, по Сеньке шапка. Ведь по утверждению Советского Энциклопедического Словаря казак это всего лишь "писатель из ФРГ",не более того. В Словаре 1600 страниц и перечислены все члены семьи Ульяновых, с панегириком Маменьке, воспитавшей аж двух цареубийц! "Расказачивание" успешно осуществлено, народ разогнали, атаман повешен, храмы разрушены, энциклопедия зачищена, народ безмолвствует. Самостийный музей казачества в станице Еланской под неусыпным контролем и судебным давлением, фугура атамана с территории музея с пьедестала вырвана уже в 2025. Фигура ненавистного Николая Второго, работы скульптора Клыкова, взорвана успешно в Подольске еще в 1998 году. Сам Николай Романов, уже сдавший вахту престола добровольно, лишился головы, которая, по свидетельству Солоухина в его книге "При свете дня" (1992 год), перекочевала в банку спирта в сейфе Ленина, обнаруженную после смерти мстительного вождя. Чтоб замести следы варварства, все тела расстрелянной Семьи, причисленной Русской православной церковью к лику святых страстотерпцев, жгли на костре, заливали центнером кислоты и спрятали в лесу так, что энтузиасты искали десятилетия, но нашли!

Но вот в 2012 пришли неизвестные доброхоты и взялись храм скуришенский восстанавливать. На нетвердых ногах появился из соседнего с храмом дома старик с недоуменным вопросом:"Ты какого...приехал?", других вопросов у него не нашлось. У Солоухина в описании деревни были схожие мотивы. Начали ремонт со сторожки с задранными листами жести, потом стенами храма озаботились, трещинами колонн, остеклением окон, заменой проржавевших дверей. "Денег нет, но вы держитесь!" Спустя десять лет попы вдруг спохватились, переоформили собственника, после того как энтузиасты оформили документы на строение и землю. Самозванцев попросили на выход и занялись запоздалыми работами, упростив окраску фасада а ля Зимний дворец бело-зеленого цвета в привычную всем заурядную белую хату. Впору воскликнуть Слава Богу! Лучше позно чем никогда.

За прошедшее десятилетие энтузиастами удалось создать у фасада единственное место для возложения цветов ушедшим на фронт Великой войны казакам, ещё не разделенным иноагентами на белых и красных, погибших на чужбине за Георгиевские кресты, а не кресты Вассермана в Щвейцарии. На стену под молитву отца Андрея была прикреплена памятная гранитная доска у основания которой автор возлагал цветы в день начала Первой мировой и Дня Победы, величайших трагедий России. Других желающих не наблюдалось. Посланцы епархии, начав ремонт, сняли доску, убрали вазу для цветов. Остается надеяться, что по окончанию ремонта храма, обещанного в течение пары лет, место поклонения будет восстановлено для поклонников и родственников защитников Веры, Царя и Отечества, а не только великим князьям в соборе Питера, не удержавшим вожжи управления Великой Российской империи, благо имеется готовый пантеон с прекрасной аккустикой, проверенной автором уникальным Хором Донских Казаков Сергея Жарова, мирового чемпиона по гастролям, которого так и не пригласили ни в СССР,ни в Россию нынешнюю, не тот репертуар. Автор концерт организовывал своей аппаратурой дважды во время строительных работ при полном безразличии окружающих и приглашенных.

В столице кирха на улице Малой Грузинской, подсвеченная в ночи, регулярно дает концерты оркестра с классической музыкой за малую плату с хорошей посещаемостью. В станице Кумылженской, районном центре, имеется казачий хор, удостоенный появиться на столичной сцене и центральном телевидении на телеканале "Культура", но это другое. Им историческая сцена без надобности, есть хороший ДК, в котором когда-то, на месте обрушенного храма, стоял в фойе Ленин.

Перед революциями, февральской и октябрьской, 1917 года, в Российской империи было ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ церквей, но в набат ударить было некому. Это, сами понимаете, другое. В районном центре в администрации собрались охочие построить достойный храм и место уже выделенное на возвышении, и проект был предоставлен отцом Андреем. Но, иные нынче времена,"денег нет, но вы держитесь", похоже, что нужен ещё один День Победы для вдохновения.


Техотчет о храме в станице Скуришенской от 2019 года:
"Однопрестольный каменный храм был построен в 1821 г. (освящён 09.02.1822) на церковной площади станицы (место для храма освящено 30.06.1819). Автор и строитель неизвестны (по свидетельству В.В. Серебряной: «Христорождественская церковь сооружалась по чертежу высокопрофессионального зодчего»). В 1821 г. по заказу есаула Павла Себрякова, церковь была расписана мастером московского живописного цеха Михаилом Казмин Голмола. В документе о строительстве церкви, приведённом В.В.Серебряной в книге «Культовое зодчество Волгоградской области» (ВолгГАСА. Волгоград. 2002), говорится, что «церковь с колокольней по плану и фасаду доброй архитектурой, внутри алебастром, снаружи железом и крыша покрашена зеленой краской, главы на церкви и колокольне железные золоченые… В церкви имелось 7 колоколов от 114 пудов до весом в 1 пуд». При этом, согласно преданиям «Себряковы при заказе колокола «не поскупились на серебро <…> который, как говорят, был самым долгозвучным во всей округе». В 1853 г храм был оштукатурен, в том же году были вновь вызолочены главы, возведена деревянная на каменном фундаменте церковная ограда и вторая караулка.

В досоветский период ремонтные работы по храму были проведены в 1890 г. и в 1904 г. (в период с 15 мая по 17 июля 1904 г. был осуществлён ремонт фасадов и интерьеров).

На основании Постановления заседания постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета от 23.08.1933
№10/313 Христорождественская церковь была закрыта и передана под ссыпной пункт, а
здание караулки – для устройства школьной мастерской. После Великой Отечественной войны помещение храма использовалось для хозяйственных нужд колхоза, а перед 90-ми годами, будучи заброшенным, обветшало и пришло в запустение».
Согласно Паспорту на памятник архитектуры «Церковь Христорождественская,
1819-1822 гг.» (Волгоградская обл., Подтёлковский (Кумылженский) р-н,
ст.Скуришенская), составленному 25.10.1989, искусствоведом Серебряной В.В. здание памятник имело следующие характеристики:
- храм не используется;
- на памятнике зафиксированы утраты: «Утрачена кровля на трапезной, пробит
свод в трапезной. Во многих местах на фасадах утрачена штукатурка. Утрачена часть
розеток на фризе. На крыше храма, апсиды, трапезной растёт трава»;
И где здесь "зоологическая среда" и кто "зоолог"?


Рецензии