Информация об информации
Содержание:
Часть 1. Что такое информация?
Часть 2. Информация и человек.
Часть 1. Что такое информация?
Теме информации в последние десятилетия посвящено множество научных книг и статей.
На сегодняшний день так сложилось, что исследованием непосредственно информации занимаются две комплексные отрасли науки - кибернетика и информатика.
Информатика, сформировавшаяся как наука в середине XX века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки семантической информации.
Исследования смыслового содержания информации основываются на комплексе научных теорий под общим названием семиотика.
Информация в физике означает процесс формирования упорядоченных структур, которые уменьшают энтропию(хаос) в системе, способствуя её развитию.
Возможно, вопросы возникновения, передачи и хранения информации касаются не только судеб человека и всего живого, но и устройства мироздания.
Что касается влияния информации на сознание, эмоции, поведение человека и его мировоззрение, то эта тематика остаётся актуальной не только в сфере психологии и других когнитивных наук, но и прочно заняла своё место в геополитике (информационные войны).
Невозможно объять необъятное, но мне захотелось разобраться в ключевых моментах этого феномена под названием «информация».
Казалось бы, житейское понимание информации для большинства людей вполне конкретно и не представляет ничего сложного. Это знания, сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Сведение – познание в какой-либо области. Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Знание – результат познания, совокупность научных сведений какой-нибудь области.
Если же мы обратимся к информации как к фундаментальному понятию, касающемуся не только человека, но и вопросов мироздания, определение информации окажется вовсе не таким простым.
При определении понятия «информация» мы неизбежно сталкиваемся с теми же трудностями, что и при определении других, особенно фундаментальных понятий, то есть абстрактных понятий. Когда некое понятие не конкретно и органами чувств не воспринимается, то мы описываем его доступными нам словами, которые порой весьма ограничены в передаче смыслов. Например, что что такое время? Или что такое гравитация?
Считается, что информация не является ни энергией, ни материей и в отличии от пространства, времени и от любого другого физического параметра определяет не только количественное, но и качественное различие материальных объектов.
По-видимому, информация не является тем, что предшествует материи, то есть не является первоосновой мира, а есть отражение материи в самой себе. При этом одна часть материи выступает в качестве источника информации, а другая – носителя информации о той части материи, которая отражается.
Отражение – это информация в чистом виде. Отражение может быть непосредственным, как зеркальное отражение, или опосредствованным, как запись изображения на магнитном носителе, или отражение объективной реальности в голове человека.
Информация, хранящаяся на материальном носителе, при определённых условиях может воспроизвести копию отражённого звука, изображения, человека, как его клон, то есть материализоваться, но при этом она остаётся вторичной по отношению к материи и не является ее первоосновой.
Может ли информация быть программой, по которой создан весь окружающий мир? Исчезает ли информация, когда уничтожается её носитель? А если нет, то что с ней происходит?
Она переходит на другой носитель или возвращается откуда пришла в поле информации? Как возникает новая информация?
Вопросов много, а ответы на них найти весьма нелегко.
Интеллектуальный прорыв в отношении понятия "информация" начался в середине двадцатого века, в 1948 году, и связан был с выходом "Кибернетики" Норберта Винера.
Теперь область применения термина "информация" расширилась благодаря тому, что обмен сведениями уже рассматривался не только между людьми, но и между человеком и устройством, а также непосредственно между разными объектами живой и не живой природы без участия человека.
В том же году появилась статья инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации.
Сам Клод Шеннон характеризовал информацию как «снятую неопределённость».
А уже в 1958 году, спустя 10 лет после эпохального труда Клода Шеннона Норберт Винер в своём эпохальном научном труде «Кибернетика и общество» написал: «как энтропия есть мера дезорганизации, так и передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации».
Другими словами, информация – это мера упорядоченности, порядка. Как и энтропия есть мера дезорганизации, то есть хаоса, беспорядка.
Наступило время всевозможных информационных теорий.
Французский учёный Абраам Моль в книге «Теория информации и эстетическое воспитание» более полувека назад настаивал, что «информация - это мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем».
Профессор Массачусетского технологического института Сет Ллойд в своей книге «Программируя Вселенную» утверждает, что Вселенная сама по себе является одним большим квантовым компьютером, производящим всё то, что мы видим вокруг нас, включая нас самих. По мнению Ллойда, Вселенная работает как огромная космическая программа и жизнь на Земле — это результат “вычислений” Вселенной, так как жизнь, так и сама Вселенная «тоже может рассматриваться как обработка энергии и информации».
Профессор кибернетики и психиатрии Иллинойского университета, пионер в исследовании сложных систем Уильям Росс Эшби в книге «Введение в кибернетику» утверждал, что «информация» - это снятая неразличимость, передача разнообразия, мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем.
Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности.
В международных и российских стандартах даются следующие определения информации:
• знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста (ISO/IEC 10746-2:1996);
• знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл (ISO/IEC 2382:2015);
• сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)».
Существует мнение, что информация - это след знаний на носителе. Здесь смысл понятия "информация" формируют в равной степени три основополагающих понятия: "след", "знания" и "носитель". В данном случае считается, что информация - трёхсоставное понятие.
Доказательство: все теории информации строятся на основе следа (энтропия плюс вероятность), кибернетика оперирует носителями и следами (1 или 0), читаете вы книгу (носитель) за счёт букв (след) и получаете знания, которые (знания) откладываете в нейронной сети (носитель) в виде полевых комбинаций (след).
Получается, что есть сама информация, то есть некие знания-сведения, которые по сути своей — ничто, нечто невещественное, нематериальное и есть носитель информации — некие начертанные на бумаге или электронном носителе слова, некие сотрясения воздуха, которые передают подобные слова. Сначала эти слова, иероглифы, рисунки были оформлены на глиняных табличках, папирусах. Потом появились книги на десятках языков мира. Ну а сейчас - флешки, жёсткие диски и так далее. Миниатюризация приближает день, когда каждый атом будет хранить один бит информации для нас.
Носитель информации — книгу, звуковую волну, компьютерную флешку — можно увидеть, услышать или потрогать, он воспринимается органами чувств. Саму закодированную на носителе информацию в виде написанных или произнесённых слов органы чувств непосредственно не воспринимают.
После получения информационного сигнала от органов чувств её расшифровывает, декодирует мозг, обладающий сознанием.
Таким образом, восприятием информации может быть и простое созерцание окружающего мира.
Позволю себе привести и ненаучное рассуждение. А существует ли информация, которая не имеет материального носителя? Не о ней ли идёт речь, когда говорят о Святом Духе?
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь,
и не знаешь, откуда приходит и куда уходит:
так бывает с каждым, рождённым от Духа» (Евангелие от Иоанна 3:8).
Не он ли чертит проект конструкции гигантского вселенского мироздания, где всё находится на своём месте, где всё неслучайно, всё упорядочено, начиная с самых фундаментальных законов природы, позволяющей Вселенной быть антропной, созданной для человека?
Информационные технологии прошли череду информационных революций от изобретения письменности в конце IV тысячелетия до нашей эры и до изобретения новых способов обработки и передачи информации благодаря микропроцессорам и компьютерам, венцом чего стало появление Всемирной паутины (“World Wide Web”) и сети Интернет. А уже прямо сейчас идёт интенсивное освоение программных нейросетей и Искусственного Интеллекта.
Такое ускоренное развитие информационных технологий в начале ХХI века ввели учёный мир в соблазн объяснить весь мир с помощью теории информации и информационных технологий. В ХХI веке мир начали сравнивать с квантовым компьютером или с Интернетом Вселенной.
Сейчас на повестке дня стоит создание квантового компьютера и искусственного интеллекта, который так же занимается обработкой информации, как и человеческий интеллект. Хотя, в том, как именно это делает человеческий мозг, нет никакой ясности.
Квантовый же компьютер в отличие от привычного ПК призван обрабатывать уже не обычную информацию из битов, изобретённых Клодом Шенноном, а квантовую информацию из кубитов.
Если бит — основная единица информации для средств связи и для процессора обычного компьютера, то кубит — единица информации для квантового компьютера.
Квантовая суперпозиция и квантовая запутанность, на которых и основано действие квантовых компьютеров, повышают эффективность обработки информации радикально в миллиарды и триллионы раз.
Американский физик-теоретик Джон Арчибальд Уилер считал, что «всё есть информация».
Тогда не является ли сама Вселенная неким грандиозным квантовым компьютером? Нельзя ли примерить на Вселенную модель квантового компьютера?
С точки зрения простого обывателя Вселенная представляет собой совокупность объектов, состоящих из атомов. Но для специалиста по квантовой физике это подвижная единая ткань, состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой “ткани” не существует независимо от Целого, а это целое включает и наблюдателя.
Квантовый физик смотрит на атомы как на нечто, содержащее информацию и обрабатывающее её, как на компьютер.
Это означает, что мы как бы пытаемся вмешаться в процесс вычислений, которые давно уже выполняет Вселенная. Свойства физических объектов чётко заданы на программном уровне - вот почему в физическом мире работают физические законы, а не царят произвол и хаос.
И как только мы понимаем, что Вселенная ведёт вычисления и обрабатывает информацию, наше мировоззрение сразу меняется.
Информация по мере эволюции материи, с возникновением жизни, начинает использоваться для воспроизводства жизни и приспособления живого организма к окружающей среде, а с возникновением человека начинает использоваться и для преобразования мира в интересах людей, и тем самым - для дальнейшего развития материи, но при этом остаётся вторичной по отношению к ней.
До возникновения жизни информация отображается материей в самой себе и все процессы в Природе протекают стихийно, случайным образом, с одной лишь определённостью – в направлении усложнения материи. Новые материальные образования возникают случайным образом, подчиняясь законам физики и химии, и могут существовать миллионы и миллиарды лет. Эти материальные образования возникают случайным образом, а не по записанной материей в самой себе программе развития.
Но с возникновением живой материи – клетки, которая возникает при соединении определённым образом химических веществ, что происходит совершенно случайно на одной из многочисленных планет (на планете Земля) пригодных для реализации этого биохимического процесса, а может и на нескольких, о которых мы ещё не знаем, что является наглядным примером, когда необходимость пробивает себе дорогу через случайность - материя начинает использовать информацию (ДНК клетки) для воспроизводства жизни, то есть для создания живого организма уже не случайным образом, а по программе, записанной в ДНК клетки.
При этом и отражение объективной реальности живым организмом осуществляется уже не пассивно, а активно. То есть живой организм реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, являющиеся жизненно важными для его жизни.
Таким образом, материя с определенного момента своего развития начинает использовать информацию для воспроизводства жизни, ее сохранения и развития. При этом вектор развития материи на усложнение путем естественного отбора приводит к эволюции живых организмов по двум направлениям, создавая растительный и животный мир.
В нашем мире всё время происходят изменения, то есть добавляется новая информация. Каким образом это происходит? В случае с человеком, то он сам может извлекать информацию из различных источников и вносить изменения в окружающий мир. А как это происходит в природе?
Растения и животные приспосабливаются к окружающей среде, а не преобразуют окружающий мир под себя, как это делают люди, хотя своими действиями они, безусловно, вносят свою лепту в изменение окружающей среды, но не целенаправленно, а как слепое последствие их жизнедеятельности, направленной на выживание.
Люди же, как только они начинают целенаправленно преобразовывать окружающий мир под себя, практически престают изменяться в генетическом плане, как вид Homo sapiens.
В этом заключается коренное отличие человека от растений и животных.
Но для того, чтобы живой организм мог не только улавливать существующие в природе связи, но и моделировать новую реальность, он должен был подняться на принципиально новый уровень отражения объективной реальности, то есть стать существом разумным, каковым является человек. И этим принципиально новым уровнем отражения объективной реальности является отражение посредством языка.
У животных и тем более у растений нет второго уровня отражения посредством языка. У них, конечно, есть определенные представления об окружающем мире, они улавливают существующие в нем и важные для их жизнедеятельности связи, и выстраивают на их основе программу поведения, но на рефлекторном, а не на понятийном уровне. У них до языковый второй уровень отражения, который в процессе эволюции с появлением Homo sapiens достигает наивысшего уровня.
То есть с появлением Homo sapiens количество переходит в качество, и непосредственно отраженное отражается еще раз посредством языка и поднимает отражение до уровня понятий, до уровня моделирования объективной реальности в голове человека, что позволяет ему познавать природу на качественно новом уровне, недоступном для животных, даже самых высокоразвитых, и, тем более, для растений.
Язык человеческий, поднятый до уровня понятий, позволяет людям не только познавать природу вещей и обмениваться информацией, накопленными знаниями, но и создавать идеальные планы своих действий в повседневной жизни и при глобальных преобразованиях в интересах всего человечества.
Человеческое сознание, мышление возникли из природной необходимости в структуризации материи на биосоциальном уровне. Иными словами, мышление – это тоже природный процесс самоорганизации, непосредственно связанный с физиологией, с физическими процессами во Вселенной.
Таким образом, можно констатировать, что с появлением человека материя переходит на качественно новый уровень развития – она начинает сама себя познавать и использовать эти знания (отражения), для дальнейшего развития. При этом люди, познающие и преобразующие природу в своих интересах, сами являются частью природы (материи), которая развивается по своим законам, и где человек есть лишь одно из колесиков сложной целостной системы мира.
И вполне возможно предположить, что Вселенная заполнена информацией, необходимой для контроля живых существ.
Часть 2. Информация и человек.
Наши рассуждения, укоренившиеся со школьного возраста и основанные на материальности окружающего мира, оставляют массу вопросов, которые мешают расширить наш кругозор в понимании окружающей действительности. Но окружающий мир оказывает на нас множество самых разных влияний, многие из которых выходят за рамки материальных представлений. И в этом нет ничего удивительного. Мы обладаем многими качествами, которые с позиций материальности не объяснить. Невидимая область не понимаемых нами явлений значительно шире области наших знаний, с которые мы применяем осознанно. Но эти невидимые неосознаваемые явления, тем не менее, есть. Они влияют на нас. Они меняют наше состояние.
Проблема отношений человека с окружающим миром значительно шире, чем кажется на первый взгляд. Она шире тех рамок, которые определила нам наша материальная природа. Мы не только структурированный определённым образом сгусток вещества. Мы ещё и сложная информационная система. Каждый из нас – носитель уникальной информации. Одновременно каждый из нас и уникальный её источник.
Мир вокруг нас насыщен информацией. Её излучает всё, что в нём есть. Информация заполняет всё мировое пространство. В нём нет ни единой точки, в которой не было бы информации. Информационность пространства отражает его специфические свойства, существующие независимо от нашего их осознания. Всё, с чем сталкиваемся мы в процессе жизни, поставляет нам информацию. В самом общем виде информация есть совокупность происходящих как вокруг нас, так и внутри нас изменений.
Каждый человек самым естественным образом включён в это единое для всего сущего многообразие информационных взаимодействий. Именно они создают то, что принято называть информационным полем. В нём каждый из нас есть только одна из множества информационных частиц. Причём частица эта не самая большая, хоть и включает в себя колоссальное множество других информационных частиц. Для мира эта частица отнюдь и не самая значимая. Мы руководствуемся в жизни той информацией, которую мы воспринимаем. О нас судят по той информации, которую она излучает.
Первостепенной в океане информации для нас является та, которую мы можем не только воспринять, но и осознать. Эта информация позволяет нам, судить о происходящих вокруг событиях. Это она позволяет нам, составить представление о мире в целом. Это она сообщает нам о нашем месте в этом мире. С момента зарождения в этом мире мы непрерывно взаимодействуем с информацией. Восприятие и осознание информации являются нашими основными функциями.
Способность к распознаванию информации закладывается в нас природой. Восприняв информацию, мы трансформируем её, видоизменяем в своём сознании. Мы придаём ей тот вид, который удобен нам. Восприятие конкретной информации у разных людей никогда не совпадает. Разное восприятие информации и разное её осознание вызывают у нас разное отношение к происходящему. Набор «информационных различий» вызывает и разное поведение. Информация является первичной причиной нашего поведения.
Способности к информационному взаимодействию у каждого из нас индивидуальны. Они определяются состоянием нашего тела и нашего сознания. Они как составная часть нашей индивидуальности тоже делают нас разными. Они отличают нас значительно больше, чем делает это наша внешность.
Естественно, эти особенности находят отражение в наших поступках, словах и мыслях. На разное поведение следует и разная ответная реакция. Она отражается в изменении нашего состояния, а новое состояние находит отражение в изменении нашего поведения. На это следует вторичная ответная реакция со стороны окружающего мира. В итоге, она оказывается «своя» для каждого отдельного человека. В этой всеобщей «информационной разности» кроется основная причина разного влияния одной и той же ситуации на разных людей, которые в ней оказались.
Осознание информации можно сравнить с влиянием некоего «индивидуального информационного фильтра». Если сознание настроено на восприятие «информационных глыб», то более «тонкая» информация проскальзывает сквозь него, как вода через решето. Такая информация лишь слегка тревожит и сознание, и человека в целом. Такой человек не может даже толком описать, что происходит с ним.
Есть целый слой информации, которая не может раскачать сознание человека, изменить его, если оно не развито, если оно не ориентировано на работу с такой информацией. Без ответа останутся и попытки окружающих, помочь информации в этом. Только информация, способная вызвать появление привычных, хорошо опознаваемых образов, способна вызвать отклик в нашем сознании, только она является понятной для нас. Как бы высоко мы ни превозносили свои интеллектуальные способности, осознать мы можем только ту информацию, к восприятию которой готовы.
Восприятие человеком информации есть величина переменная в течение жизни. На неё влияет его общее состояние. Его здоровье и жизненный опыт задают «размер отверстий в информационном фильтре». Навыки, усвоенные человеком, тоже активно участвуют в этом процессе. Они привносят в жизнь человека новые критерии значимости, ценности для него уже усвоенной информации.
Основным фактором, влияющим на усвоение информации, является сам человек. Если быть точнее, то его состояние, в которое он пришёл в итоге своего развития. Развитие человека, как в зеркале, отражается в его отношении к жизни. Оно скажется и на состоянии человека в момент первого контакта с информацией. Скажется оно и на последующих отношениях человека с этой информацией.
Мгновенное состояние человека меняется непрерывно. Оно меняется, в том числе и под воздействием желаний, рождаемых внешними влияниями. Желание может открыть доступ информации в сознание человека, а может встать неодолимым препятствием на её пути.
Из воспринятой информации человек чаще всего выбрасывает то, что не подтверждено его жизненным опытом. Опыт же, как и восприятие, явление переменчивое. В чём-то он может быть поверхностным, и поэтому совершенно не показательным. Это опыт стороннего наблюдателя. В чём-то он бывает глубоким и содержательным. Это опыт участника событий. И тот, и другой опыт с равным успехом используется человеком при создании образа окружающего мира.
Образ мира подгоняется и под уже имеющиеся представления. Человек делает это невольно, даже не осознавая этого. Даже последствия будущих поступков человек оценивает, исходя из анализа прожитых ситуаций.
Мир вокруг человека существует в условиях всеобщего непрерывного информационного обмена. Информация, заполняющая пространство, едина для всех. Каждый может воспользоваться ею. Каждый может, и изменить её. Естественно, произойдёт это только тогда, когда этот «каждый» сумеет «взять» общую информацию из общего источника.
Именно на стадии «взять» и возникают у человека основные трудности во взаимоотношениях с информацией. Проблема в том, что информация, будучи воспринята человеком, мгновенно теряет свою объективность. Теряет она и свою достоверность. Происходит это из-за индивидуальных особенностей восприятия, которые есть у каждого человека. Каждый человек оперирует только имеющейся в его распоряжении информацией, которая искажена его же оценками. Другие люди смогут воспользоваться ею только с очень большой осторожностью. На её применимость повлияют и их собственные искажённые представления о действительности.
Если два человека по-разному оценивают происходящие вокруг события, то это нормально. Естественно, на основании своих оценок каждый из них сделает свои выводы. В чём-то эти выводы обязательно будут разниться. На основании своих выводов люди совершат и разные поступки в дальнейшем.
На точность восприятия информации влияет и желание человека, сравнить полученную информацию со своими представлениями о мире. Поэтому даже разночтение единой информации разными людьми объективно. Каждый человек осознанно воспринимает лишь ту часть информации, которую может принять и понять.
Только благодаря индивидуальности восприятия, каждый человек живёт в своём, индивидуальном, осознаваемом только им мире. Этот мир наделён присущим только ему своеобразием. Он лишь отдалённо соответствует окружающей реальности. Он совпадает с ней только с некоторой степенью вероятности. Чем выше степень восприятия информации, тем больше совпадений, тем меньше ошибок поджидает человека в мире реальном, а не в его, надуманном.
Реальный мир многолик, подвижен, но для человека он существует только в его индивидуальном осознании через его индивидуальное восприятие. Именно они создают фундамент, на котором строится человеческая жизнь. В тоже время они только отражают умение человека взаимодействовать с окружающей его реальностью.
Любая конкретная информация, получаемая нами, есть только некий конкретный фрагмент всего информационного пространства. Её вполне можно рассматривать как специфический пространственный сгусток, обладающий определённой формой и наполнением. Человек взаимодействует с информацией точно так же, как и с любым другим, в том числе и материальным объектом.
Работая с первичной информацией, человек меняет её. Он корректирует её форму. Он подправляет её содержание. Меняется его состояние. В процессе информационного взаимодействия меняются и человек, и информация. Пропустив информацию через «информационное сито своего восприятия», человек искажает информацию. Осознаётся им уже частичная, фрагментарная, то есть именно искажённая информация.
Как бы ни был внимателен человек, он всегда оставляет лишь то отображение информации, которое появилось в его сознании после восприятия информации. Фактически, воспринимая информацию, он снимает копию с неё, и в дальнейшем работает только с этой копией. Механизм копирования заложен в человеке от природы. Он запускается автоматически. В сознании человека происходит создание образа, соответствующего той или иной информации. Одновременно это и образ некоторого фрагмента окружающего мира.
Какие бы процедуры ни выполнял человек над созданной им информационной копией, как бы ни ломал и ни перекраивал её, первоначальная информация остаётся без изменения. Она по-прежнему достоверна, и в своей достоверности она по-прежнему доступна всем. В том, что человек работает только с копией, проявляется своеобразная природная предусмотрительность. Так реальность защищает объективность информации от влияния индивидуальных особенностей воспринимающего её человека. Только благодаря этому свойству информации люди имеют возможность оценивать последствия своего вмешательства в окружающий мир. Для этого достаточно сравнить информацию, которая была до вмешательства, с информацией, которая пришла к ним после него.
В практическом плане потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных
средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:
- ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе.
- развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом
- решения повседневных практических проблем
- повышения профессионального уровня
Информатизация всех сфер деятельности человека уходит сложившееся в процессе эволюции единство эмоциональной и рациональной сфер. Технические достижения ХХI века превратили информацию в информационные технологии, что повлияло на ментальную сферу человека и изменило организацию социума.
Современные технологии, с одной стороны, дают огромные возможности, а, с другой, социальные коммуникативные каналы позволяют влиять и манипулировать массовым сознанием.
Человек, обладающий выходом в Интернет, может обратиться к «другому», к аудитории, находящихся в любой точке информационного пространства. Возможность общения и выражения своих взглядов у пользователей уже есть в любом персональном компьютере, и эта возможность может использоваться как во благо, так и во вред людьми или группами людей, стремящимися навязать свою волю или взгляды остальному миру.
Через яркие эмоциональные, драматические, по преимуществу визуальные образы, через неофициальные публичные анализы, критику и комментарии можно создать определенную, заранее сконструированную идеологическую доктрину.
Информационное пространство не является автоматическим отражением реальности, а имеет относительную независимость. Оно трансформируется в зависимости от интерпретации информации или интерпретации действительности сознанием человека, при этом также воздействуя и изменяя человеческое сознание.
Фрагментарность, иллюзорность виртуального пространства отражаются в ментальной сфере человека: таким же образом, в виде отдельных не связанных ничем фрагментов, без внутренних связей информация продолжает существовать в сознании индивида, что порождает феномен «клиповости» мышления.
Ориентация в множественности информационных пространств требует выработанных защитных механизмов, критериев оценки достоверности информации, способности отделять главное от второстепенного, умение отметать «информационный мусор», который искажает процесс адекватного восприятия актуальной информации.
Нерегулируемый контент интернета, огромное количество непроверенного, часто намеренно ложного, негативного материала, неизученность воздействия на психику человека делает актуальным для человека формирование адекватного отношения к информации.
Сегодня не существует определенного набора базовых источников информации, как предполагала классическая система образования. Каждый образованный, информационно грамотный индивид должен не только знать об общедоступных источниках информации и уметь ими воспользоваться, но и уметь оценивать достоверность и полезность информационных данных, иметь личностные фильтры отбора и отсечения информации, выстраивая и пополняя личностную диаграмму знаний.
Мультимедиа не только открывают окно в мир, но и сужают творческие возможности самого человека. Если, например, читатель классической прессы, которая переводила типографские знаки в мир образов и понятий, проделывал огромную самостоятельную работу, которая, конечно, была подготовлена и направлена предшествующим образованием, то сегодня пресса активно использует комиксы, а видеотехника дает готовые, почти не требующие самостоятельной интерпретации, образы, кажущиеся самой действительностью.
Без больших затрат, связанных с книгоизданием, интернетсообщения оперативно и эффективно доходят до каждого и вызывают нужный эффект.
Если говорить о политике, то она сегодня опирается не столько на идеологию, сколько на масс-медиа. Их общедоступность порождает иллюзию демократичности и свободы. Кажется, что информация общедоступна и любой неленивый человек может знать все, что захочет.
Информатизация накладывает отпечаток на человеческое мировоззрение. Экранный тип культуры нарушает гармонию логических и внелогических оснований жизни. Появляются два контрастирующих по законам своего существования пространства, а при высокой интенсивности может произойти замена реальности. То, что возможно в сети, невозможно в реальной жизни.
Виртуальные смыслы по отношению к жизненной реальности часто сродни наркотическому воздействию, благодаря его возможностям реализовывать нечто из глубин бессознательного.
Проблема заключается ещё и в том, что люди, сформировавшие под действием определённой информации свои убеждения и мировоззрение, впоследствии стремятся предпочитать преимущественно те источники, которые подтверждают и укрепляют эти убеждения и мировоззрение, игнорируя альтернативную информацию, что не способствует развитию критического мышления.
Доступность информации и разнообразных коммуникативных средств снижают критичность мышления, заменяют его шаблонами, мышлением большинства. Снижается когнитивный компонент, происходит снижение критического барьера, ограждающего человека от внешних влияний.
Акцент с аналитической деятельности смещается на поисковую - основное время уходит не на анализ информации, а на ее поиск. Пространство Web-сайта позволяет разместить на нем множество, часто абсолютно не связанных объектов. От избытка предоставляемой информации в поиске постоянно изменяются цели. Этому же способствует гипертекстовая система построения материала, дающая возможность переходить по гиперссылкам, каждая из которых определяет свой маршрут путешествия.
По мере информатизации всех сфер деятельности человека уходит сложившееся в процессе эволюции единство эмоциональной и рациональной сфер. Интеллектуальная сфера в свою очередь постепенно направляется в точку, когда все рассматривается не со стороны эстетики, морали, ценности, а только как инструмент в достижении цели.
Стиль мышления современного человека во многом технократичен, абстрактен, лишен диалектики и эмоционально подавлен. Человек «ожелезился», искусственный интеллект воссоздался на материале человека - вся деятельность, даже коммуникация, стала алгоритмизирована, становится возможным программирование «социальных интерфейсов».
Общение связано с основными сферами социализации человека - деятельностью и самопознанием, и проблема общения при развитых средствах коммуникации встает особенно остро.
Еще одной проблемой является противоречие между темпом приращения знаний в обществе, темпом развития технологий и осмысления их человеком. Возникает реальная угроза в отдалении созданных человеком интеллектуальных систем от самого человека, так как технологии выходят из под его контроля.
Невозможность отследить, осуществить контроль над системами обработки информации вынуждает человека постоянно изменять уже освоенные алгоритмы работы, заставляет находиться в постоянной психологически стрессовой ситуации. Человек не успевает адаптироваться к изменениям, происходящим в самых различных сферах жизнедеятельности.
С одной стороны, для повышения культурного потенциала человека требуется находиться в постоянном процессе овладения информационной техникой. С другой, при несомненном расширении познавательных возможностей, развитие других способностей - культурных, эстетических - посредством информационных технологий крайне спорно. Можно благодаря Интернету прочитать все книги и посетить все музеи мира, но появится ли потребность в этом у поколения, воспитанного на мультфильмах, сериалах и компьютерных играх?
Именно поэтому в образовании вновь стали акцентировать внимание не только на процессе обучения, но и на воспитании, так как человек, живущий в информационном мире, должен быть прежде всего личностью, а потом уж профессионалом в любой из выбранных сфер деятельности.
Одна и та же информация вызывает у разных людей разный интерес к ней. Естественно, разным будет и характер их взаимодействие с этой информацией. Информация в разной степени изменит людей. Разные места займёт она и в их индивидуальных представлениях об окружающем мире. Разными будут и действия людей, вызванные этой информацией. Разными будут и их последствия, как для них самих, так и для мира. В итоге, разной будет жизнь разных людей, существующих в едином информационном пространстве.
P.S. Статья представляет собой реферативное исследование и написана на основании анализа многочисленных материалов из интернета без помощи нейросетей и искусственного интеллекта.
Свидетельство о публикации №225120701137
Касательно информации. Не получится с точки зрения материализма объяснить это явление. Информационные поля существуют. Созданы Богом. Управляются его Божественной силой. Им подчиняется вся Вселенная. С другой стороны Вселенная воздействует на эти поля насыщая их данными.
Сознание человека соединено с информационными полями, но одновременно отделено от них. Как вы можете это осознать, если считаете, что человек ограничен телом? нет у вас никаких шансов, кроме как что-то придумывать такого, чего нет, но во что вы сможете поверить на какое-то время.
Рух Вазир 07.12.2025 15:38 Заявить о нарушении